Нравственный аспект эвтаназии:За и против

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 22:29, реферат

Описание работы

Цель работы на основании изученной методической и учебной литературы охарактеризовать объект исследования в контрольной работе.
Для достижения поставленной цели планируется решить следующие основные задачи:
рассмотреть понятие эвтаназии;
перечислить основные аргументы эвтаназии;
определить нравственные аспекты проблем эвтаназии.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Право на жизнь и право на смерть……………………………………………4
Что такое эвтаназия……………………………………………………………..4
Традиционные представления об эвтаназии………………………………….4
Понятие и способы эвтаназии………………………………………………….8
«За» и «против». Этическая оценка эвтаназии………………………………12
Уголовно-правовой аспект эвтаназии………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованных источников…………………………………………..23
Приложение 1……………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

реферат по этике.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

21), свободу  и личную неприкосновенность (ст. 22) (кроме случаев, оговоренных  в статьях 33, 34 Основ законодательства  РФ об охране здоровья). В случае активной эвтаназии врачом целенаправленно, по заранее принятому решению предпринимаются специальные действия, ускоряющие смерть (например, введение пациенту летальной инъекции).

     Вопрос  активной эвтаназии являет собой  сосредоточение наиболее горячих споров по поводу эвтаназийной смерти.

     Добровольной  называется эвтаназия, которая осуществляется по недвусмысленной просьбе больного или с предварительно высказанного его согласия (заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы стало широко распространенной практикой в

США, других странах Запада). Недобровольная эвтаназия  осуществляется без непосредственного  согласия больного.

     Комбинируя  эти формы эвтаназии, мы получаем четыре способа

(ситуации) эвтаназии: добровольной и активной; добровольной и пассивной; недобровольной и активной; недобровольной и пассивной.

     По  поводу первой ситуации (добровольная и активная эвтаназия) и четвёртой (недобровольная и пассивная) специалисты  высказываются как

«за», так и «против». По поводу третьей ситуации (недобровольная и активная эвтаназия) мнения чаще всего бывают отрицательными. Те, кто высказываются в пользу эвтаназии, как правило, имеют ввиду вторую ситуацию, когда эвтаназия является добровольной со стороны больного и пассивной со стороны врача.

     Настоящее понимание явления, носящего название эвтаназия, включает в себя целый  комплекс взаимосвязанных аспектов, среди которых обычно выделяют биолого-медицинский, этический (этот аспект будет рассмотрен в следующей главе), юридический и религиозный.

     Биолого-медицинский  аспект проблемы заключается, прежде всего, в установлении категорий пациентов, по отношению к которым может  рассматриваться возможность применения эвтаназии. Среди таковых можно  отметить пациентов, биологическая смерть которых неминуема и которые, умирая, испытывают тяжёлые физические страдания. Вопрос о прерывании жизни больного, физические страдания которого преходящи и могут быть ликвидированы применением соответствующих медицинских средств, вообще не должен рассматриваться.

     Другая  категория больных – это больные, находящиеся в устойчивом вегетативном состоянии. В таком контексте  медицинская сторона вопроса  заключается в проблеме определения  степени тяжести заболевания, насколько  оно неизлечимо; достижение такой стадии в процессе лечения, когда все возможные медицинские средства оказываются исчерпанными; установления необратимости устойчивого вегетативного состояния.

     Юридическая проблема состоит в необходимости  выработки правовой процедуры осуществления эвтаназии, в случае если данный акт будет разрешён законодательством. Наиважнейшим вопросом в рамках этой проблемы следует считать необходимость принятия возможного закона об эвтаназии.

     Религиозный аспект, имеющий существенное значение для верующих больных, характеризуется однозначным решением рассматриваемой проблемы всеми конфессиями: жизнь, как бы тяжела она не была, даётся человеку свыше, чем и отнимается у человека право насильственно прерывать её.

     Из  вышесказанного можно сделать вывод, что мы еще раз подтвердили доводы в пользу того, что эвтаназия является фактом причинения смерти.7

     Уголовное право рассматривает эвтаназию  как убийство, однако, на мой взгляд это что-то среднее между причинением  смерти и убийством. Ведь умысел лица, совершающего определённые действия, направлен на оказание помощи тяжело больному человеку, чтобы уменьшить его страдания, к тому же с полного согласия потерпевшего и по его чёткой просьбе.8 
 

«За»  и «против». Этическая оценка эвтаназии 

     Этическая оценка эвтаназии состоит не в том, каким наиболее благоприятным способом следует умертвить безнадёжно больного человека, а в принятии решения о проведении эвтаназии. Здравый смысл, сострадание к таким людям подсказывают нам поспешное и опасное решение: разрешить медикам при соблюдении соответствующей процедуры, тщательном анализе всех аргументов и контраргументов удовлетворить просьбу больного и лишить его жизни наиболее безболезненным способом. Но существуют разные оценки такового деяния.

     «Эвтаназия  как проблема существует только для тех, кто признаёт гуманистический принцип безусловной ценности личности и её жизни, в отношениях между индивидами, которые по характеру личных связей и общественных позиций желают друг другу только блага.

     Если  отношения людей насыщены враждой  и недоверием, то об эвтаназии не может быть и речи, ибо она будет в этих ситуациях только ещё одной прикрытой возможностью совершения зла. Внутреннее напряжение ситуации эвтаназии – ситуацией эвтаназии мы называем ситуацию нравственного выбора, когда необходимо принять решение по поводу эвтаназии, – проблемность этой ситуации в том и состоит, что она рассматривается как продолжение и конкретное выражение гуманного, нравственно-уважительного отношения к тому, кому помогают умереть. Она воспринимается как исключительный случай, когда принцип гуманизма удаётся утвердить в своём позитивном значении через видимое отступление от него».

     Основные  аргументы, высказываемые в пользу эвтаназии, можно свести к следующим  трём.

     1. Жизнь есть благо только тогда,  когда в целом удовольствия превалируют над страданиями, положительные эмоции - над отрицательными. В ситуации эвтаназии этот баланс необратимо нарушается.

     Высказанный аргумент является наиболее веским из всех трёх, тем более, когда мучения  человека невыносимы и нежелание  человека находиться в мучительном  для него состоянии подтверждено недвусмысленно выраженной волей. Противники эвтаназии приводят два возражения.

     Первое. При анализе допустимости эвтаназии  было бы некорректно сравнивать страдание  с благом, здесь идёт противостояние между жизнью в форме страдания  и отсутствием жизни в какой  бы то ни было форме. Жизнь есть благо  и она остаётся благом даже тогда, когда становится по преимуществу сплошным страданием.

     Второе. Аргументируя допустимость эвтаназии  тем, что такова сознательная воля самого больного, мы тем самым признаём, что если бы больной был в состоянии  распорядиться своей жизнью, когда  та по принятым меркам оказывается невыносимой, то он бы сам прекратил её, т. е. мы фактически признаём право на самоубийство. Однако не все, кто признаёт право на эвтаназию, признаёт право на самоубийство.

     2. Жизнь можно считать благом  до тех пор, пока она имеет  человеческую форму, существует в поле культуры, нравственных отношений.

     Деградировав  до сугубо витального, дочеловеческого  уровня, она лишается этической санкции  и может рассматриваться как  объект, вещь и потому вопрос о её прекращении – не более чем  вопрос о том, срубить ли высохшее дерево или выполоть ли засоряющую огород траву.

     Этот  аргумент поражает, прежде всего, своей  эмоциональной пустотой, ибо помимо внешней стороны человеческой жизни  существует её внутренняя сторона. И  до какого бы зоологического, растительного уровня она не деградировала в фактическом плане, это вовсе не значит, что человек готов относиться к себе или к своим родным в таком состоянии так же, как он относится к высохшему дереву или чертополоху. Здесь уместно напомнить об отношении человека к мёртвым останкам своих собратьев: могилы являются предметом преклонения, и отношение к ним рассматривается как показатель отношения к тем людям, напоминанием о которых они являются. Если нравственное отношение к человеку распространяется на его останки, то тем более оно должно распространяться на живое тело, пусть даже исковерканное болезнью.

3. Поддержание  жизни на стадии умирания, осуществляемое  с помощью передовых технологий, обходится слишком дорого. А именно: средств, которые тратятся на  поддержание жизни в безнадежных ситуациях, хватило бы на то, чтобы лечить десятки, сотни людей, которые поддаются лечению.

     Этот  аргумент является сугубо практическим и имеет, разумеется, своё значение в пределах практических решений, связанных  с распределением финансов, организацией системы здравоохранения. Но его нельзя принимать во внимание, когда речь идёт о нравственном оправдании эвтаназии.

     Ясно  видно, что этической критики  эвтаназия не выдерживает, так и  должно быть, ведь если бы не было и  этической сдерживающей, то увеличилась бы опасность злоупотреблений со стороны третьих лиц.

     Ещё один фактор, приводимый против эвтаназии  – это субъективное отношение  со стороны лечащих врачей. Специалисты  в области медицины твёрдо верят, что если применение эвтаназии легализовать, то она соответственно будет безопасна и гарантирована, и поэтому, если пациент лично просит смерти, то она будет осуществлена в хороших санитарных условиях и будет лишена насилия. Но здесь есть одно но.

     «Если директивные указания (относительно эвтаназии) обращены к опасности насилия в этих вопросах, они также намекают на другой аспект этого согласия, то есть решение осуществить эвтаназию должно быть не только добровольным, но должно также исходить из хорошего знания фактов истории болезни. Хотя сами «факты», в большей степени, зависят от знаний лечащего врача, его квалификации, опыта и определённого стиля работы. Они также зависят от того, как лечащий врач посчитает нужным изложить их пациенту. Другими словами, если согласие пациента зависит от того, как он воспринимает своё собственное реальное положение, то тогда его восприятие неизбежно подвержено влиянию лечащего врача…

     Реальность  применения эвтаназии кажется таковой, что только лечащий врач может  действительно открыть ей дверь, и в некоторых случаях он же чётко указывает пациенту, где находится дверь, если пациент сам не может её разглядеть… Это наводит на мысль, что согласие пациента на эвтаназию зависит от того, как он понимает медицинские факты своей истории болезни, – а его понимание в большей или меньшей степени зависит от квалификации, опыта и умения лечащего врача сообщить эту информацию». Отсюда следует, что только высокая квалификация и добросовестность врача позволяют тяжело больным людям иметь точную информацию о своём здоровье, которая и определит дальнейшее решение пациента.9 
 

Уголовно-правовой аспект эвтаназии 

Юридическое закрепление эвтаназии наиболее спорный момент, по этому поводу неоднозначно высказываются учёные умы и теоретики различных  стран мира.

     Следует констатировать, что проблема эвтаназии не нашла своего решения и в международно-правовых актах, в частности в Европейской конвенции о правах и основных свободах человека, принятой 4 ноября 1950 г. и вступившей в силу 3 сентября 1953 г. «В Европейскую комиссию по правам человека и в Европейский суд по правам человека на сегодняшний день не поступало в связи с этим вопросом ни одного дела по ст. 2 Конвенции, закрепляющей право на жизнь. В материалах Европейской комиссии по правам человека отмечается, что ни в Конвенции, ни в прецедентном праве относительно применения указанной статьи не рассматривается вопрос о допустимости самоубийства с юридической точки зрения и остаются открытыми такие вопросы, как охватывает ли право на жизнь обязанность жить и соответственно может ли индивид отказаться от этого права».

     В соответствии с Венецианской декларацией  о терминальном состоянии, принятой 35-й Всемирной медицинской ассамблеей (ВМА) в октябре 1983 г., в процессе лечения  врач обязан, по возможности, облегчить  страдания пациента, всегда руководствуясь интересами последнего. При этом считается, что врач не продлевает мучения умирающего, прекращая по его просьбе, а если больной без сознания – по просьбе его родственников, лечение, способное лишь отсрочить наступление неизбежного конца. Вместе с тем отказ от лечения, согласно Декларации 1983 г., не освобождает врача от обязанности помочь умирающему, назначив лекарства, облегчающие страдания.

     В октябре 1987 г. 39-я ВМА в Мадриде  приняла Декларацию об эвтаназии. Текст  документа гласит: «Эвтаназия, как акт преднамеренного лишения жизни пациента, даже по просьбе самого пациента или на основании обращения с подобной просьбой его близких, не этична. Это не исключает необходимости уважительного отношения врача к желанию больного не препятствовать течению естественного процесса умирания в терминальной фазе заболевания».

Информация о работе Нравственный аспект эвтаназии:За и против