Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:14, реферат
На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.
Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 3
Нравственное воспитание в жизни общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 4
Виды и формы нравственного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 6
Объективные и субъективные предпосылки нравственного
воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 10
Этикет и нравственное воспитание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 13
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 16
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 18
Не зависят от воли воспитателя и целый ряд индивидуальных особенностей подростка, а именно — его возраст, пол, здоровье, темперамент, внешний облик, условия семейной жизни и др. Но эти все факторы так или иначе отражаются на его внутренней жизни, на его духовных исканиях. Так, внешняя непривлекательность, плохое здоровье могут стимулировать замкнутость, агрессивность, раздражительность, неуверенность в себе. У человека со слабым типом нервной системы чаще возникают переживания страха, а у индивида с сильным типом нервной системы — гнева, ярости.
Определенный
отпечаток процесс
К факторам субъективного порядка необходимо
отнести специфику личных устремлений,
убеждения, склонности и увлечения как
воспитателя, так и воспитуемого. Профессиональная
и методическая подготовка учителя также
из этого ряда факторов, ибо уровень этой
подготовки в немалой степени зависит
от него самого. От человека зависит, в
какой степени он увлекается спортом,
спиртным, азартными играми, сомнительными
предприятиями и т. д. (Хотя, конечно, склонности
формируются и под воздействием окружающей
среды. Иначе говоря, грань между объективными
и субъективными факторами довольна подвижна
и условна.) От индивида, его "работы
над собой" зависит, и его эмоциональное
богатство или бедность. Здесь следует
подчеркнуть, что субъективный фактор
наиболее "отзывчив" на воспитательные
действия. Учитель в состоянии существенно
обогащать эмоционально-чувственный,
интеллектуальный мир молодого человека.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал
о необходимости "развивать, утверждать
в детских сердцах чувствительность к
тончайшим проявлениям человеческих чувств
— к радости, горю, одиночеству".
Таким
образом, становление морального мира
личности зависит от очень многих
факторов. Поэтому успех в воспитательной
деятельности далеко не всегда гарантирован.
Своеобразным признанием данного обстоятельства
является евангельский сюжет. Вместе с
Христом распяли двух разбойников. Но
лишь один внял проповеди богочеловека
(а не простого воспитателя), а другой остался
глух к обаянию Христа. И нынешние педагоги
нередко обходят проблему эффективности
воспитательного процесса. Однако она
существует, о чем свидетельствует рецидивная
(повторяющаяся) преступность. И не только,
конечно, она. Словом, повторим мысль Вл.
Соловьева, воспитание — дело трудное,
но свое бессилие, промахи не стоит выдавать
за ненужность нравственного воспитания.
4 Этикет и нравственное воспитание
Говоря
о воспитании, нельзя не коснуться
вопроса о соотношении
Появляется этикет не в эпоху Возрождения,
как иногда пишут, а гораздо раньше, ибо
стандартные ситуации складывались еще
на ранних ступенях человеческого общества.
Например, были еще в родовом обществе
определенные правила, регламентирующие
поведение рядового члена рода по отношению
к вождю, к замужним женщинам. Существовали
определенные устоявшиеся нормы при встречах
вождей различных племен (зачатки дипломатического
этикета). С появлением государства, огромной
армии чиновников различного ранга этикет
постепенно усложнялся, принимая порой
вычурные формы, которые сейчас могут
показаться смешными и даже неприятными,
унижающими человека. Так, в отношении
короля (царя) необходимо было демонстрировать
самые разнообразные и жестко регламентированные
знаки почтения. Так было во Франции в
ХVП-ХV веках, и не только во Франции.
Даже
уже из сказанного выше можно сделать
вывод, что между этикетом и нравственностью
нельзя ставить знака равенства.
Это, можно сказать, два пересекающихся
круга. В чем-то они совпадают, а
в чем-то нет. Многие правила этикета,
особенно современного, практически совпадают
с элементарной, как мы уже отметили, вежливостью.
Но следует ли отсюда вывод, что человек,
строго выполняющий требования этикета,
является высоконравственным существом?
Увы, хамить, делать подлость можно и весьма
"изящно", по всем правилам этикета.
Последний регулирует лишь внешнее поведение,
не проникая в глубины человеческого сердца.
Для морали это неприемлемо, ибо для моральной
оценки важно знать мотивы того или иного
поступка, условия, в которых он совершен.
Мораль восходит к высшим ценностям, а
не довольствуется только правилами приличия.
Отличие между моралью и этикетом заключается
также и в том, что моральные аксиомы, постулаты
сравнительно неизменны, устойчивы, а
этикет действительно меняется от века
к веку, от народа к народу. Достаточно
обратить внимание на форму приветствия,
на одежду и на многое другое, что носит
этикетный характер, т.е. регулируется
этикетом (добавим — поведение за столом).
В прошлом веке считалось хорошим тоном
добавлять к словам приставку "с"
("да-с", "нет-с" и т.д.). Или, например,
были времена, когда жена, следуя правилам
приличия, при отъезде мужа по делам в
город активно демонстрировала свою печаль
на крыльце дома (криками, слезами и т.п.).
Ныне же все это ушло в прошлое. Этикет
в повседневной жизни значительно упростился,
демократизировался.
Этикет довольно многолик, пестр. Есть
требования этикета для телефонного разговора,
для поведения в театре, в ресторане, в
поезде дальнего следования, в городском
транспорте и т.д. Особый этикет для дипломатов,
деловых людей, медицинских работников,
учителей и т.д. Знание этикета является
составной частью нравственной культуры
личности. Но надо иметь в виду, что нравственная
культура далеко не исчерпывается этикетом.
Все эти моменты взаимоотношения этикета
и нравственности следует иметь в виду
в ходе воспитания. А конкретные рекомендации
можно получить в соответствующих справочниках,
пособиях, которые в последнее время стали
издаваться довольно часто.
Заключение
Вопросы
нравственного воспитания находятся
в поле зрения различных дисциплин: педагогики,
психологии, богословия, эстетики, литературоведения
и др. Но именно этика (нравственная философия),
раскрывающая природу, сущность морали,
обязана сформулировать основные задачи
воспитания, его стратегию, раскрыть его
роль в жизни общества. А это очень важно
для нашего переходного времени, когда
старые идеалы утрачены, а становление
новых происходит с большим трудом. Вновь
остро встают вопросы: "С кого же делать
жизнь?", "Какую личность воспитывать?",
"Какие акценты расставлять в процессе
воспитания?" и др. В средствах массовой
информации постоянно звучат заявления
— во многом обоснованные — о кризисе
общественной нравственности, о небывалом
росте преступности, о продажности многих
политиков и т.п.
В связи с этим необходимо еще раз подчеркнуть,
что мораль выражает интересы не какой-то
социальной группы, а человека как такового
(и, следовательно, общества в целом), его
вечные попытки определить смысл своего
существования, базовые ценности его бытия.
Во все времена моралисты своей точкой
отсчета считали живого, конкретного человека,
его полноценную жизнь, его счастье, свободу,
честь и достоинство. Выдающиеся мыслители
понимали, что человек со сломленной волей,
уничижающий самого себя ущербен в нравственном
отношении. Понимали и то, что такой человек
не может творить полноценную общественную
жизнь. Исторический опыт свидетельствует,
что при подавлении свободы и достоинства
личности (рабство, крепостничество, современные
формы тоталитаризма) в ней возникает
едва ли не инстинктивный протест, ибо
стремление к самости, самостоятельности
имеет глубокие корни в психической структуре
человека.
В морали выражается действительно общечеловеческий,
подлинно гуманистический пласт культуры,
в ней зафиксированы ценности, жизненно
важные для всех людей — богатых и бедных,
молодых и пожилых, верующих в Бога и неверующих,
те ценности, без которых невозможна организация
никакого вида деятельности — политической,
хозяйственной, религиозной и т.д. Приобщение
к этим ценностям и является главной задачей
нравственного воспитания.
Стремительные перемены, происходящие в российском обществе, порождают у части населения релятивистские настроения: мол, в жизни нет ничего постоянного, устойчивого, а все определяется эгоистическими интересами. Однако... разваливались империи, низвергались цари и президенты, свершались перевороты и всенародные референдумы, но оставались в сознании людей вечные аксиомы: "не убий", "возлюби ближнего", "не обижай сирых", "не желай ближнему того, чего себе не желаешь", не исчезало желание соотнести свое бытие с Вечностью. Более того, именно эти вечные постулаты морали во многом помогали разобраться в бурном водовороте политических баталий и сохранить человеку... человеческое лицо.
Конечно, задача нравственного воспитания состоит не только в простом нравственном просвещении, но и в формировании навыков, умений реализовывать нравственные ценности в самых разнообразных житейских ситуациях, в выработке нравственного творчества, а также стремления к нравственному совершенствованию. Разумеется, трудно установить какие-либо пределы этому совершенствованию. В конце концов, это дело каждой отдельной личности, в какой мере она будет воплощать высшие нравственные идеалы. Но общество, государство обязаны обеспечить и, конечно, каждая отдельная личность, определенный минимум нравственности, тот минимум, без которого нет полноценной личности и полноценного общества. Как писал Вл. Соловьев, "нельзя ни от кого требовать ни высшей добродетели, ни высшего ума или гения, но можно и должно требовать от всех учтивости. Это есть тот минимум рассудительности и нравственности, благодаря которому люди могут жить по-человечески". С этим трудно не согласиться.
Список использованных источников
Информация о работе Нравственное воспитание в жизни современного общества