Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:14, реферат
На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.
Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 3
Нравственное воспитание в жизни общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 4
Виды и формы нравственного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 6
Объективные и субъективные предпосылки нравственного
воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 10
Этикет и нравственное воспитание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 13
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 16
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 18
Московский
Государственный Университет
Кафедра
«Компьютерные информационно-
Реферат
по дисциплине: «Этика и эстетика»
Тема:
«Нравственное воспитание в жизни современного
общества»
Работу выполнил/а:
__________________
Работу приняла:
__________________
Москва
2011
Содержание:
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 3
воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 10
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 16
Список использованных
источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . стр. 18
Введение
На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.
Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание.
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений».
Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.
Мораль
исторически конкретна, она изменяется
с развитием общества. Нет морали,
единой для всех времен и народов. По
мере смены общественно-экономических
формаций менялись представления о нравственности,
приличествующих нормах и нравах поведения
в общественной среде.
1 Нравственное воспитание в жизни общества
Один из выдающихся христианских проповедников Иоанн Златоуст категорически утверждал, что родители, не уделяющие должного внимания воспитанию своих детей, достойны более сурового наказания, нежели разбойник с большой дороги. Может, и не столь своеобразно, но важность воспитания подчеркивали и другие выдающиеся мыслители древности. Пифагор, живший почти на тысячу лет ранее Иоанна Златоуста, говорил, что главное для человека — "наставить душу к добру и злу". Другой выдающийся философ античности — Демокрит писал следующее: "Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье". Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении "Политика" резонно отмечал, что "законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и самый государственный строй терпит ущерб". Высказываний, в которых подчеркивается особая роль воспитания в жизни личности и общества, можно привести огромное количество. Действительно, воспитание во многом предопределяет судьбу человека, ибо в нем закладываются многие основы его духовного мира, его отношение к дальним и близким, к окружающему миру. Воспитание в значительной степени обеспечивает преемственность в развитии общества, передачу от поколения к поколению исходных (прежде всего, нравственных) ценностей, без которых общество превратилось бы в дикую орду. Именно в процессе воспитания осуществляется духовное воспроизводство человека. Хорошо известно, что индивиды, выраставшие вне общества (например, среди диких зверей (Маугли и т.д.) или в заточении, людьми в полном смысле этого слова не становятся. Таким образом, не только материальное производство средств к существованию (пища, одежда и др.), не только биологическое воспроизводство человека, но и воспитание — воспроизводство духовное — является обязательным условием человеческой истории. При этом, как мы уже отмечали, каждый человек как бы заново находит ответы на вечные вопросы, приобретает нравственный опыт, нравственные чувства и представления. Нравственное, отмечал Вл. Соловьев, "не есть вещь, которую один может подарить другому, а внутреннее состояние, достигаемое только через собственный опыт". Опыт этот приобретается, прежде всего, в процессе воспитания, в котором предвосхищаются ситуации, возникающие в реальной жизни.
Процесс
воспитания представляет собой довольно
сложное явление, как сложна и многогранна
сама жизнь. Есть воспитание трудовое,
политическое, эстетическое, нравственное,
правовое и др. Но стержнем всего процесса
воспитания является воспитание нравственное,
ибо именно оно формирует базовые качества
человека, приобщает к вечным, глубинным
человеческим ценностям. (О взаимоотношении
морали и права, политики, религии мы говорили
ранее).
2 Виды и формы нравственного воспитания
Воспитание
представляет собой процесс многогранный,
многоуровневый. Прежде всего он состоит
в целенаправленном воздействии на разум,
чувства, волю человека с целью выработки
у него определенных представлений, переживаний
и отношений к различным явлениям действительности,
а также соответствующих навыков поведения.
Воспитание происходит не только целенаправленно,
но и стихийно. Вступая в самые различные
отношения с другими людьми, подражая
им вольно или невольно или, наоборот,
отвергая их привычки, установки индивид
тем самым формирует в себе определенные
нравственные качества. Как именно — многое
зависит от случайных факторов. Здесь
уж действительно — кому как повезет.
Наконец, надо иметь в виду, что индивид,
чаще всего, не является пассивным объектом
воздействия, но пытается делать отбор
внешних воздействий, направлять свои
познавательные, психологические и другие
устремления. Словом, каждый человек в
той или иной мере занимается и самовоспитанием.
И оно идет непрерывно, ибо каждый человек
постоянно что-то одобряет, а что-то осуждает
и в своем, и в чужом поведении, размышляет
о своей судьбе и судьбах окружающих и
т. д. Такие "разборки" оставляют свой
след в нравственном сознании индивида,
сказываются на его поведении. Конечно,
уровень, направленность самовоспитания
у различных людей неодинакова.
В процессе воспитания используют самые различные средства. Их можно условно подразделить на вербальные (от лат. vегbalis- слово) и деятельные. В первом случае воспитатель действует главным образом, словом, которое, как известно, может вызывать самые разнообразные чувства, образы, мысли. Словом, пользовались в качестве средства воздействия на сознание человека с древнейших времен. Современный воспитатель, разумеется, не может не обращаться к помощи слова, использовать свои чувства, художественную культуру, ораторское искусство. Конечно, учитывая современную общую культуру населения, воспитатель в процессе вербального воздействия должен прибегать к диалогу с воспитуемым. Учитывая, что каждый человек, в том числе и молодой, обладает определенной культурой, свободной волей, сам процесс воспитания целесообразно строить как сотрудничество, сотворчество, сопереживание, а не механическое заучивание какого-то набора норм, предписаний, ибо в последнем случае они станут просто неработающим грузом. Здесь уместно привести слова Вл. Соловьева о том, что добрый смысл жизни (как и другие нравственные ценности) не может быть "принят извне по доверию к какому-нибудь внешнему авторитету, как что-то готовое: он должен быть понят и усвоен самим человеком, его верою, разумом и опытом".
Деятельные средства воспитания состоят в вовлечении молодого человека в различные формы позитивно направленной социальной активности: в трудовую, учебную, политическую, религиозную и т.д. Воспитание студента, например, происходит в процессе овладения им той или иной профессией, а поэтому воспитание в вузе определяется, прежде всего, содержанием и организацией учебного процесса. Уже 15 веков назад Демокрит писал: " Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, — стыду. Ибо по преимуществу от этих занятий обычно рождается стыд". И конечно, не только стыд, но и сознание долга, ответственности, чести и достоинства и многое другое. Здесь вновь надо вспомнить о том, что нравственные отношения не существуют в чистом виде, а вплетены в различные виды деятельности, в различные виды воспитания -— трудовое, правовое, политическое, религиозное и т.д. Например, именно в труде, трудовом воспитании, повторим, формируются такие нравственные качества, как стойкость, терпение, умение преодолевать трудности и др. Следует также выделять и формы воспитания. Они бывают индивидуальными и массовыми (промежуточные — в небольших группах). Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки и в известной мере дополняют друг друга. Индивидуальное нравственное воспитание позволяет в большей мере учесть особенности внутреннего мира, условий жизни того или иного индивида, использовать наиболее эффективные в данном случае методы влияния. Кроме того, в индивидуальном воспитании происходит непосредственное взаимодействие двух личностей: воспитателя и воспитуемого. В результате возникает неповторимая, эмоционально-нравственная атмосфера, своеобразное магнитное поле между полюсами двух сердец. Не случайно в религиозных общинах издавна особое внимание уделялось именно индивидуальному воспитанию, общению рядового верующего и духовника (священнослужителя). В этом плане особенно характерно таинство исповеди (покаяния) в христианстве.
Но эффективность индивидуального воспитания имеет свои пределы, обусловленные уровнем культуры, методической грамотности наставника, от особенностей взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, которые, кстати говоря, могут и не сложиться или быть поверхностными.
В определенной мере недостатки индивидуального нравственного воспитания преодолеваются в воспитании массовом, которое к тому же усиливает позитивное воздействие индивидуальной работы. Хорошо известно, что в коллективах нередко возникает та духовная атмосфера, которая активно содействует выработке моральных убеждений личности, приобщению ее к нравственной культуре. В коллективах срабатывают механизмы коллективной психологии (подражание, внушение, заражение, взаимовнушение и др.), которые также оказывают воздействие на нравственный мир человека.
Выше
были отмечены наиболее типичные средства
и формы приобщения человека к нравственной
культуре. В реальной жизни они находятся
в теснейшем переплетении, взаимопроникновении.
Но важно, чтобы содержание нравственного
воспитания имело единый стержень, чтобы
содержание личной беседы не находилось
в вопиющем противоречии с реальным поведением,
чтобы на митингах и лекциях говорилось
примерно одно и то же, утверждались те
же нравственные принципы, которые провозглашались
в частных беседах. Иначе недалек путь
к моральному релятивизму и даже цинизму.
И весьма важно не ограничиваться одним
лишь нравственным просвещением, но формировать
навыки нравственного поведения. Здесь
особенно велика роль примера руководителя,
учителя, родителя и т.д.
3 Объективные и субъективные предпосылки
нравственного воспитания
Воспитание,
особенно нравственное, представляет
собой чрезвычайно сложный
К объективным факторам следует отнести,
прежде всего, особенности среды, в которой
живет человек. А именно — это социально-экономические
отношения, которые господствуют в ту
или иную эпоху, в той или иной стране,
национальные отношения, уровень культуры,
конкретная политическая ситуация. Все
это, несомненно, фиксируется в значительной
мере во внутреннем мире человека, определяет
направленность его поведения, духовно-нравственных
исканий. Конечно, моральные ценности
имеют общечеловеческий характер и достаточно
консервативны. Но они воплощаются в конкретных
условиях жизни. Их трактовка, их роль
будет пониматься у дворянина несколько
иначе, чем у простого крестьянина, у богатого
и у бедного. Особенно все сказывается
на нравах, уровне нравственности. Скажем,
путь к добру и злу у богатого будет отличаться
от такого же пути у бедного. Роскошь подталкивает
к разгульному образу жизни, лени, безответственности,
а нищета к озлобленности, зависти, агрессивности
и т.д. Еще Вл. Соловьев писал, что преступность
"питается и поддерживается средою
нищеты, чрезмерного механистического
труда и неизбежного в этой среде одичания,
так что и самые разумные и человеколюбивые
пенитенциарные воздействия на личность
отдельных преступников в общем оказались
бы малоуспешными". Ясно, что формирование
высоких нравственных убеждений в богатых
и бедных районах должно идти неодинаково,
с учетом специфики жизни молодого человека.
Информация о работе Нравственное воспитание в жизни современного общества