Автор: w************@rambler.ru, 28 Ноября 2011 в 10:55, контрольная работа
Характерные для второй половины двадцатого века демократизация и гуманизация общественных отношений привели к смещению акцентов в системе межличностного общения, особенно в нашем обществе. Место господствующих ранее классово-идеологических ценностей всё более занимают ценности общечеловеческие, такие, как доброта, искренность, милосердие, потребность в дружбе, любви, взаимопонимании, способность ценить не только свою свободу, но и свободу другого, понимание уникальности и ценности каждой личности, высокая значимость духовности и душевности. Проявляются эти качества в межличностном общении, которое становится, таким образом, самостоятельной нравственной ценностью в духовной жизни общества. Вместе с тем трудности нашего бытия выявляют не только неспособность людей к проявлению этих качеств, но и порождают зачастую прямо противоположные им – агрессивность, эгоизм, жестокость, нетерпимость, неумение и нежелание услышать и понять другого. В значительной степени это является следствием низкой культуры общения, что свидетельствует о необходимости обращения к исследованию данного феномена
6. Убеждающий других членов социальной группы должен сам верить в развертываемую систему аргументации; малейшая фальшь чутко улавливается аудиторией, и она перестает с доверием относиться даже к очевидным доводам.
Значительную роль в обучении воспроизводить манеры, действия, поступки, образцы поведения, в усвоении доминирующих социальных установок и ценностных ориентации играет социально-психологическая закономерность подражания.
Подражание,
так же как заражение и внушение,
происходит стихийно. В то же время
оно обладает некоторыми особенностями:
во-первых, выполняет иные социальные
функции — не усиления социальных
установок и ценностных ориентации,
а приобщения к ним, усвоения их;
во-вторых, характеризуется и
Современная наука различает по крайней мере два плана усвоения новых образцов поведения и ориентации: подражание какому-либо конкретному человеку и подражание нормам поведения, выработанным социальной группой [3, с. 35 – 37].
Принуждение по сравнению с предыдущими методами – это наиболее насильственный метод воздействия на людей, так как предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям. В основе принуждения лежит страх перед наказанием и другими нежелательными для индивида последствиями. Этически принуждение может быть оправдано в исключительных случаях, в частности, если дело доходит до нарушения правопорядка или установленных в обществе моральных норм.
В
общении убеждение, внушение, подражание
и принуждение применяются как
взаимосвязанная система
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
Культура общения личности - сложное личностное образование, характеризующееся степенью усвоения, принятия, применения и обогащения личностью духовных богатств общества в сфере общения (ценностей, норм, научных знаний). Здесь просматривается единство духовной и поведенческой составляющих культуры общения человека.
Духовная составляющая культуры общения личности включает в себя ее отношение к культуре общения общества – социальным духовным богатствам общества – морали, этикету, знаниям. Поведенческая – характеризует реальное поведение личности в общении с людьми. Усвоение норм составляет важную, но не определяющую общественного поведения личности. Нередко нарушения норм общения сочетаются с хорошим знанием нормативных правил. На это обращают внимание многие исследователи и, несмотря на наличие многосторонности в понимании сущности рассматриваемой культуры выделяют схожие ее компоненты:
-
ценностный – характеризующий
-
когнитивный компонент,
- поведенческий,
характеризующий реализацию ценностей, норм
Коммуникативная культура — это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.
В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.
Вежливость — это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости — грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и экономической категорией.
Корректность — умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, в ходе которых осуществляется поиск истины, появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную свару.
Тактичность также является одной из важных составляющих коммуникативной культуры. Чувство такта — это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т. д.
Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.
Точность также имеет большое значение для успеха деловых отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно. Неточность нередко граничит с аморальным поведением — обманом, ложью.
Предупредительность — это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей.
Высокий
уровень коммуникативной
• эмпатия — умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они;
• доброжелательность — уважение, симпатия, умение понимать людей, не одобряя их поступки, готовность поддерживать других;
• аутентичность — способность быть самим собой в контактах с другими людьми;
• конкретность — умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы;
• инициативность — способность «идти вперед», устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать;
• непосредственность — умение говорить и действовать напрямую;
• открытость — готовность открывать другим свой внутренний мир и твердая убежденность в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность;
• принятие чувства — умение выражать свои чувства и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других;
• самопознание — исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором самооценки [4, с. 114 – 116].
Важными составляющими коммуникативной культуры также являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, т. е. культура речи. В речевой деятельности можно выделить три стороны: содержательную, выразительную и побудительную.
Содержательная сторона речи характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей.
Выразительность речи связана с ее эмоциональной окрашенностью: речь может быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой.
Побудительная сторона речевой деятельности состоит во влиянии ее на мысли, чувства и волю слушателя. От уровня речевой культуры, охватывающей содержательную, выразительную и побудительную стороны, зависит степень восприятия речи слушателями.
К числу основных показателей культуры речи в деловом общении можно отнести:
1) словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы);
2)
словарный запас (чем он
3) произношение (нормой современного произношения в русском языке является старомосковский диалект);
4) грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики, а также учета некоторых специфических отличий; в частности, центральное место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами);
5) стилистику (к хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие стандартных, избитых выражений).
Особенности
развития каждой личности, уникальность
ее внутреннего мира и деловой
среды позволяет говорить и об
уникальности индивидуальной коммуникативной
культуры. Важно помнить, что коммуникативная
культура поддается развитию в процессе
социально-психологического обучения
[1, с. 29 – 30].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
заключение следует отметить, что
современное общество как никогда
нуждается в повышении
Нравственная культура призвана преодолеть распространенный сегодня нигилизм, способствовать консолидации людей, гармонии личного и общественного, позволяет человеку полнее реализовать свой творческий потенциал.
Дж.
Рокфеллер писал: "Умение общаться
с людьми - такой же покупаемый за
деньги товар, как сахар или кофе.
И я готов платить за это
умение больше, чем за какой-либо товар
в этом мире" [8].