Нравственная культура общения

Автор: w************@rambler.ru, 28 Ноября 2011 в 10:55, контрольная работа

Описание работы

Характерные для второй половины двадцатого века демократизация и гуманизация общественных отношений привели к смещению акцентов в системе межличностного общения, особенно в нашем обществе. Место господствующих ранее классово-идеологических ценностей всё более занимают ценности общечеловеческие, такие, как доброта, искренность, милосердие, потребность в дружбе, любви, взаимопонимании, способность ценить не только свою свободу, но и свободу другого, понимание уникальности и ценности каждой личности, высокая значимость духовности и душевности. Проявляются эти качества в межличностном общении, которое становится, таким образом, самостоятельной нравственной ценностью в духовной жизни общества. Вместе с тем трудности нашего бытия выявляют не только неспособность людей к проявлению этих качеств, но и порождают зачастую прямо противоположные им – агрессивность, эгоизм, жестокость, нетерпимость, неумение и нежелание услышать и понять другого. В значительной степени это является следствием низкой культуры общения, что свидетельствует о необходимости обращения к исследованию данного феномена

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа ро.docx

— 94.38 Кб (Скачать)

     6. Убеждающий других членов социальной группы должен сам верить в развертываемую систему аргументации; малейшая фальшь чутко улавливается аудиторией, и она перестает с доверием относиться даже к очевидным доводам.

     Значительную  роль в обучении воспроизводить манеры, действия, поступки, образцы поведения, в усвоении доминирующих социальных установок и ценностных ориентации играет социально-психологическая закономерность подражания.

     Подражание, так же как заражение и внушение, происходит стихийно. В то же время  оно обладает некоторыми особенностями: во-первых, выполняет иные социальные функции — не усиления социальных установок и ценностных ориентации, а приобщения к ним, усвоения их; во-вторых, характеризуется и сопровождается определенной эмоциональной и рациональной направленностью. Являясь одним из средств приобщения членов социальной группы к системе групповых ценностей, оно позволяет им избавиться от тяжести персональной ответственности и мук выбора за счет предпочтения той или иной манеры поведения.

     Современная наука различает по крайней мере два плана усвоения новых образцов поведения и ориентации: подражание какому-либо конкретному человеку и подражание нормам поведения, выработанным социальной группой [3, с. 35 – 37].

     Принуждение по сравнению с предыдущими методами – это наиболее насильственный метод воздействия на людей, так как предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям. В основе принуждения лежит страх перед наказанием и другими нежелательными для индивида последствиями. Этически принуждение может быть оправдано в исключительных случаях, в частности, если дело доходит до нарушения правопорядка или установленных в обществе моральных норм.

     В общении убеждение, внушение, подражание и принуждение применяются как  взаимосвязанная система методов [1, с. 24]. 

     КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

     Культура  общения личности - сложное личностное образование, характеризующееся степенью усвоения, принятия, применения и обогащения  личностью духовных богатств общества в сфере общения (ценностей, норм, научных знаний). Здесь просматривается единство духовной и поведенческой составляющих культуры общения человека.

     Духовная  составляющая культуры общения личности включает в себя ее отношение к  культуре общения общества – социальным духовным богатствам общества – морали, этикету, знаниям. Поведенческая – характеризует реальное поведение личности в общении с людьми. Усвоение норм составляет важную, но не определяющую общественного поведения личности. Нередко нарушения норм общения сочетаются с хорошим знанием нормативных правил. На это обращают внимание многие исследователи и, несмотря на наличие многосторонности в понимании сущности рассматриваемой культуры выделяют схожие ее компоненты:

     - ценностный – характеризующий  значимость для личности норм и ценностей гуманистического общения;

     - когнитивный компонент, представляющий  собой знания и умения личности  в области  общения; 

     - поведенческий, характеризующий реализацию  ценностей,  норм  и правил в ситуациях повседневного общения [7].

     Коммуникативная культура — это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.

     В основе коммуникативной культуры лежат  общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные  с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.

     Вежливость  — это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости — грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и экономической категорией.

     Корректность — умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, в ходе которых осуществляется поиск истины, появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную свару.

     Тактичность также является одной из важных составляющих коммуникативной культуры. Чувство такта — это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т. д.

     Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.

     Точность также имеет большое значение для успеха деловых отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно. Неточность нередко граничит с аморальным поведением — обманом, ложью.

     Предупредительность — это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей.

     Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения  следующих личностных качеств:

     • эмпатия — умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они;

     • доброжелательность — уважение, симпатия, умение понимать людей, не одобряя их поступки, готовность поддерживать других;

     • аутентичность — способность  быть самим собой в контактах с другими людьми;

     • конкретность — умение говорить о  своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы;

     • инициативность — способность «идти  вперед», устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать;

     • непосредственность — умение говорить и действовать напрямую;

     • открытость — готовность открывать  другим свой внутренний мир и твердая убежденность в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность;

     • принятие чувства — умение выражать свои чувства и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других;

     • самопознание — исследовательское  отношение к собственной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором самооценки [4, с. 114 – 116].

       Важными составляющими коммуникативной культуры также являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, т. е. культура речи. В речевой деятельности можно выделить три стороны: содержательную, выразительную и побудительную.

     Содержательная сторона речи характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей.

     Выразительность речи связана с ее эмоциональной окрашенностью: речь может быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой.

     Побудительная сторона речевой деятельности состоит во влиянии ее на мысли, чувства и волю слушателя. От уровня речевой культуры, охватывающей содержательную, выразительную и побудительную стороны, зависит степень восприятия речи слушателями.

     К числу основных показателей культуры речи в деловом общении можно отнести:

     1) словарный состав (исключаются оскорбляющие  слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы);

     2) словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее  речь, тем меньше она утомляет  слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает)

     3) произношение (нормой современного  произношения в русском языке является старомосковский диалект);

     4) грамматика (деловая речь требует  соблюдения общих правил грамматики, а также учета некоторых специфических отличий; в частности, центральное место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами);

     5) стилистику (к хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие стандартных, избитых выражений).

     Особенности развития каждой личности, уникальность ее внутреннего мира и деловой  среды позволяет говорить и об уникальности индивидуальной коммуникативной  культуры. Важно помнить, что коммуникативная  культура поддается развитию в процессе социально-психологического обучения [1, с. 29 – 30]. 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В заключение следует отметить, что  современное общество как никогда  нуждается в повышении нравственной культуры, в соблюдении норм этики  делового общения, нуждается в различных  стилях своего существования, особенно в диалоге, нацеленном на сотрудничество. Деловая коммуникация, направленная на равноправие в общении, на творчество и взаимопонимание, стимулирует  высокую активность и эффективность  общения. А это предполагает развитие нравственной культуры людей, желающих найти понимание и взаимопомощь в общении.

     Нравственная  культура призвана преодолеть распространенный сегодня нигилизм, способствовать консолидации людей, гармонии личного и общественного, позволяет человеку полнее реализовать  свой творческий потенциал.

     Дж. Рокфеллер писал: "Умение общаться с людьми - такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это  умение больше, чем за какой-либо товар в этом мире" [8]. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Нравственная культура общения