Автор: w************@rambler.ru, 28 Ноября 2011 в 10:55, контрольная работа
Характерные для второй половины двадцатого века демократизация и гуманизация общественных отношений привели к смещению акцентов в системе межличностного общения, особенно в нашем обществе. Место господствующих ранее классово-идеологических ценностей всё более занимают ценности общечеловеческие, такие, как доброта, искренность, милосердие, потребность в дружбе, любви, взаимопонимании, способность ценить не только свою свободу, но и свободу другого, понимание уникальности и ценности каждой личности, высокая значимость духовности и душевности. Проявляются эти качества в межличностном общении, которое становится, таким образом, самостоятельной нравственной ценностью в духовной жизни общества. Вместе с тем трудности нашего бытия выявляют не только неспособность людей к проявлению этих качеств, но и порождают зачастую прямо противоположные им – агрессивность, эгоизм, жестокость, нетерпимость, неумение и нежелание услышать и понять другого. В значительной степени это является следствием низкой культуры общения, что свидетельствует о необходимости обращения к исследованию данного феномена
Как воспринимать критику
Всякое приглушение критики вредно, так как «загоняет болезнь внутрь» и тем затрудняет преодоление недостатка.
Конструктивное (с установкой на улучшение дела) восприятие критических замечаний не может зависеть от того, какими мотивами критикующий руководствовался (важно, чтобы была верно указана суть недостатка).
Деловое восприятие критики не должно зависеть от того, кто (какой человек, с какими целями) высказывает критические замечания.
Центральный
принцип конструктивного
Любая критика требует размышлений; как минимум — о том, чем она вызвана, как максимум — о том, как исправить положение.
Первый шаг правильного восприятия критики — ее фиксация; второй — ее осмысление и выявление возможности использовать для дела; третий — исправление недостатка; четвертый — создание условий, исключающих его повторение.
Меня критикуют — значит, верят в мои способности исправить дело и работать без сбоев.
Подлинное деловое поведение человека предполагает умение выявить критическое отношение к своим действиям и поступкам даже тогда, когда открытая критика отсутствует [2, с. 62 – 63].
БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ
Барьеры общения имеют социальный или психологический характер. Социальные барьеры создаются из-за отсутствия единого понимания ситуации общения, вызванной глубинными различиями, существующими между партнерами (социальными, политическими, религиозными, профессиональными и пр.). Барьеры психологического характера возникают вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся или в силу сложившихся между ними психологических отношений.
Выделяют три формы барьеров общения:
1) барьеры непонимания:
• фонетический барьер (невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством звуков-паразитов);
• стилистический барьер (несоответствие стиля речи коммутатора и ситуации общения или стиля общения и актуального психологического состояния партнера по общению);
• семантический барьер (различие в системах значений слов);
• логический барьер (сложная и непонятная или неправильная логика рассуждений, доказательств);
2) барьеры социально-культурного различия (социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, приводящие к разной интерпретации понятий, употребляемых в процессе общения);
3) барьеры отношений (неприязнь, недоверие к коммуникатору, которое распространяется на передаваемую им информацию).
Любая поступающая к человеку информация несет на себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнение и желание, с целью их частичного или полного изменения. Не всякий человек хочет этих изменений, так как они могут нарушить его представление о себе, образ мыслей, отношения с другими людьми, душевное спокойствие. Соответственно, человек может противиться получению нежелательной для него информации, защищаясь как от источника коммуникации, так от самого сообщения. Защита от информации может проявляться в виде «избегания»
(индивид
уклоняется от контактов с
определенными людьми, не слушает
собеседника в процессе
1. Барьер авторитета. Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых.
Отнесение человека к авторитетным людям зависит от:
2. Барьер избегания. Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Иногда избегают не только источников информации, но определенных ситуаций (например, стремление закрыть глаза при просмотре "страшных мест" из фильмов ужасов).
Как же преодолеть этот барьер?
Чаще всего барьер избегания предстает в той или иной степени невнимания. Поэтому, только управляя вниманием собеседника, аудиторией, можно преодолеть этот барьер.
Главное при этом - разрешить две взаимосвязанные
проблемы:
На наше внимание больше всего влияют следующие факторы: актуальность и важность информации, ее новизна, нестандартность подачи, неожиданность, интенсивность передачи информации, звучность голоса и его модуляция [1, с. 15 – 16].
Человек вступает во взаимодействие с другими людьми, руководствуясь следующими мотивами:
• максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);
• максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);
• максимизация относительного выигрыша (конкуренция);
• максимизация выигрыша другого (альтруизм);
• минимизация выигрыша другого (агрессия);
• минимизация различий в выигрышах (равенство).
В зависимости от мотивов участников взаимодействие может происходить в форме сотрудничества (кооперации) или соперничества (конкуренции).
Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т. е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. При интерактивном взаимодействии партнеров различают: сотрудничество; противоборство; уклонение от взаимодействия; однонаправленное содействие; контрастное взаимодействие; компромиссное взаимодействие.
• Сотрудничество — общение, при котором оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуя достижению индивидуальных и общих целей совместной деятельности;
• Противоборство — общение, при котором партнеры противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей;
• Уклонение от взаимодействия — партнеры стараются избегать активного сотрудничества;
• Однонаправленное содействие — один из партнеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества;
• Контрастное взаимодействие — один из партнеров старается содействовать другому, который, однако, активно противодействует ему;
• Компромиссное взаимодействие — оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.
Интерактивная
сторона общения по своей сущности
— это психологическое воздействие, проникновение
одной личности (или группы лиц) в психику
другой личности (или группы лиц). Целью
или результатом этого проникновения
является изменение индивидуальных или
групповых психических явлений (взглядов,
отношений, мотивов, установок, состояния).
Однако на пути подобных воздействий от
противоречащих им стоит психологическая
защита — своеобразный фильтр, отделяющий
желательные воздействия, соответствующие
потребностям, убеждениям и ценностным
ориентациям личности или группы и требованиям
их социального окружения, от нежелательных
[4, с. 110 – 111].
МЕХАНИЗМЫ И ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ
Общение
порождает ряд социально-
Феномен заражения — бессознательная невольная подверженность членов той или иной группы определенным общим психическим состояниям. Это один из древнейших способов усиления групповой активности, уходящий своими корнями в глубокое прошлое (ритуальные пляски и церемонии перед охотой, обряды посвящения и т. п.).
Процесс психического заражения протекает в форме распространения сильного психического импульса от источника возбуждения (оратора, лидера, средств массовой информации), многократно усиливается благодаря взаимным эмоциональным влияниям друг на друга членов группы, возвращается обратно к источнику возбуждения и еще более его активизирует. В результате многократных повторов взаимно заражаются и оратор, и аудитория, и группа, и сам возбудитель — источник заражения.
Действие закономерности заражения более эффективно, когда решение задачи требует мощного, но кратковременного однократного усилия группы. Если же для решения задачи нужны многократные действия, эта закономерность начинает давать сбои. Возникает необходимость вывести из-под воздействия обратной волны заражения лидеров, которым следует сохранять ясность и трезвость сознания, чтобы иметь возможность менять поведение группы. Оратор может переживать событие вместе с аудиторией, но полководец, теряющий голову в пылу сражения, рискует оказаться прикованным к колеснице победителя. Но здесь уже действует другая закономерность — внушение.
Закономерность внушения очень похожа на рассмотренный выше феномен заражения. Внушение также представляет собой особый вид воздействия одного человека на другого (или на группу), для него характерны целенаправленность, неаргументированность, некритическое восприятие, возникновение общегруппового психического состояния, перерастающего затем в совместную деятельность.
Особенность внушения состоит в том, что оно направлено не к логике и разуму членов социальных групп, которых надо сплотить ради решения жизненно важной задачи, не к их готовности мыслить и рассуждать, а к их готовности в сложившейся ситуации получать распоряжения, инструкции к действию.
Задачи убеждения значительно сложнее, чем задачи заражения и внушения. Действие этой закономерности направлено на изменение ценностных ориентации социальной группы, на замену устаревших по содержанию психологических образований новыми.
Эффективность убеждения зависит от целого ряда факторов.
1. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития членов группы, их опыту, имеющимся у них знаниям.
2. Система убеждающей аргументации производит большее впечатление, если она развертывается с учетом индивидуальных особенностей членов социальной группы и особенностей самой группы.
3. Аргументация в процессе убеждения должна выдвигаться последовательно, логично, приводимые доводы следует развернуть с максимумом доказательств.
4.
Необходима гармония общих
5. В процессе убеждения необходимы анализ приводимых фактов, аргументированная оценка их значимости.