Национальные особенности и этика бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:36, реферат

Описание работы

Слово «этика» (греческое ethika, от ethos – обычай, нрав, характер) обычно употребляется в двух смыслах. С одной стороны, этика – это область знания, научная дисциплина, изучающая мораль, нравственность, их возникновение, динамику, факторы и изменения. С другой стороны, под этикой понимается сама совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения человека или организации. Как обозначение особой области знания этот термин впервые употребил Аристотель. Понятием «этос» обозначают согласованные правила и образцы житейского поведения, уклад, стиль жизни какого-либо сообщества людей (сословия, профессиональной группы, социального слоя, поколения и т.п.), а также ориентацию какой-либо культуры, принятую в ней иерархию ценностей.

Работа содержит 1 файл

Национальные особенности и этика бизнеса.docx

— 38.35 Кб (Скачать)

     В-третьих, в современной России сложилось  своеобразное отношение к закону и к роли государства. Этический  парадокс российского бизнеса состоит  в том, что этичность или неэтичность  тех или иных поступков часто  не определяется ни законом, ни личным выбором, а диктуется прежде всего необходимостью выживания предпринимателя в условиях неопределенности, несовершенства и несоблюдения законов, безразличия, а зачастую и притеснения со стороны государства. Система партнерства бизнеса и государства в современной России жизнеспособна лишь в виде сращивания крупных структур бизнеса с коррумпированным чиновничеством в виде олигархии. Трудно говорить об этичности поведения государства в условиях невыплаты заработанных денег работникам финансируемых непосредственно из бюджета организаций и предприятий, неоплаты государственных заказов и других нарушений действующих законов, правил, обещаний.

     Разрешить этический парадокс российского  предпринимательства возможно лишь в том случае, если государство  выполнит свои функции и создаст  цивилизованные условия для бизнеса, для его устойчивости в России. Тогда станет возможным приход во власть и в бизнес людей, способных  изменить себя и адаптироваться к  новым условиям, для которых собственное  благо вполне легитимно, но которые, ставя во главу угла заботу о благосостоянии своей семьи, добиваются этого через  достижение благосостояния страны.

     Подлинные этические основы бизнеса в России, по-видимому, только предстоит сформировать. Предстоящий после первичной  приватизации основной части государственного имущества этап в развитии бизнеса  будет сопровождаться усилением  конкуренции как между отдельными предприятиями, так и между бизнесменами как физическими лицами. Следует думать, что речь идет о рынке покупателя, так что только потребительский выбор в конечном счете может стать базой успеха бизнеса. В таких условиях нарушение этики бизнеса может обойтись предприятию дороже. В конечном счете этичное поведение оказывается более эффективным, чем победа в прямом конкурентном столкновении с использованием неэтичных средств.

     Самостоятельный выбор этических норм и степени  их соблюдения в бизнесе – личное дело каждого индивидуума. Однако для  бизнесмена, руководителя предприятия  этот выбор весьма существенно сказывается  как на работниках предприятия, так  и на бизнесе в целом. Современная  теория управления подчеркивает неразрывную  связь между лидером бизнеса  и самим бизнесом, причем не только стратегией, но и потенциалом бизнеса (Карлоф, 1996). Это обстоятельство заставляет в поисках рекомендаций по выбору оптимальных стратегий для конкретного бизнеса, отдельного предприятия обратиться к попыткам типизации лидерских особенностей, классификации лидерских типов. Один из возможных подходов к типизации лидеров, основанный на обобщении известных в мировой литературе по бизнесу феноменов. 

  Национальные  особенности бизнеса

  Соединенные штаты Америки

       История американской нации, создавшей  свой мир в исторически кратчайший  срок,  доказывает, что американцы - народ предприимчивый, мужественный  и трудолюбивый. Если вспомнить  времена покорения «дикого Запада»  и борьбы за независимость,  а также то, что предками американцев  были эмигранты, отправившиеся  в чужую страну за счастьем, то можно понять, что предприимчивость  и бизнес у американцев, как  говорится, в крови. Американский  стиль делового взаимодействия  характеризуется прагматизмом и  нацеленностью на результат. Кроме  этого американские бизнесмены  стараются снижать возможные  издержки, тщательно прорабатывают  организационный аспект любого  дела, скрупулезно проверяют результаты  исполнения дела и обращают  внимание на мелочи. К основным  принципам работы американцев  можно отнести анализ, разделение  функций и контроль. Специализация  – «конек» американцев. У них  редко можно встретить энциклопедически  образованных людей, но узкие  специалисты высшей пробы встречаются  часто. Американцы берегут время  и ценят пунктуальность. Они пользуются  ежедневниками и живут по расписанию. Поэтому, ведя с ними совместный  бизнес, следует точно приходить  на назначенную встречу.

     Общаясь с американцами, следует знать, что  для них характерна самоуверенность  и даже снобизм по отношению к  российским партнерам. Они считают, что они превосходно разбираются  в бизнесе любой страны и любой  национальности, и хотят, чтобы остальные  нации брали с них пример, то есть вели бизнес по-американски. При  работе с ними требуется оперативность  и четкость формулировок. При продвижении  своего проекта необходимо показать знание рынка и четкие признаки преимущества собственного проекта перед аналогичными аналогами. Вам нужно четко показать, что вы делаете, и почему вашему партнеру выгодно вести дело с вами, а не с другими фирмами. Фиксируйте свое внимание на целях партнера и на вашей помощи в достижении этих целей – только тогда они заинтересуют американского партнера.

     Америка – страна личностей. Индивидуальность и права личности – это самое  главное для американцев. С раннего  детства американцы привыкают надеяться  только на себя, поэтому по жизни  они самостоятельны и независимы. Они энергичны и амбициозны, знают, чего хотят, и упорно стремятся к достижению поставленных целей. Американцы обожают соревноваться, очень ценят достижения и рекорды, и на этой почве постоянно соревнуются друг с другом. Как правило, американцы - прямые люди, ценят в людях честность и откровенность, быстро переходят к сути разговора и не тратят время на формальности. Однако, это не значит, что среди них не встречаются изощренные и проницательные личности, склонные к тонкой дипломатической игре и интригам.

     Во  время деловых встреч (если это  не дипломатический прием) американцы избегают излишней официальности и  чопорности, предпочитая удобную, повседневную одежду. Американцы ценят шутки и  хорошо реагируют на них, стараются  подчеркнуть дружелюбие и открытость. Правда, их юмор может порой показаться несколько грубым и примитивным.

  Великобритания

     Независимость, граничащая с отчужденностью - основа человеческих отношений в Британии. У англичан высоко развито чувство справедливости, поэтому при ведении дел они исповедуют веру в честную игру, не терпят хитрости и коварства. Один из самых серьезных упреков, который вы можете сделать англичанину – «Это не спортивно!» - то есть вы показываете, что ваш партнер по переговорам нарушил установленные правила.

     Журналист-международник  В.Овчинников, писал по поводу характера  англичан: «Когда живешь среди англичан, на каждом шагу убеждаешься, что они, во-первых, на редкость законопослушный  народ и, во-вторых, заядлые индивидуалисты. Как же сочетаются в их характере  две такие, казалось бы, несовместимые  черты? Думается, что ключ к этому  парадоксу, более того — ключ к  пониманию английской натуры находится  в словах «правила игры», в той  особой смысловой нагрузке, которую  они несут на Британских островах. Англичанам присуще смотреть на нормы  поведения как на своего рода правила игры. Спортивная этика служит становым хребтом их общественной морали».

       Английские традиции предписывают  сдержанность в суждениях, как  знак уважения к собеседнику.  Поэтому в процессе переговоров  можно редко услышать категоричные  и прямые оценки сказанного, а  вместо этого используются обороты,  «Возможно», «Мне кажется», «Может  быть», «Я думаю», и т. д. В  характере англичан есть определенная  двойственность, с точки зрения  российского менталитета. С одной  стороны, они приветливы и доброжелательны,  готовности помочь, пойти навстречу,  выручить из беды, но с другой  стороны,  англичане остаются абсолютно непоколебимы во всем, что касается соблюдения каких-то правил, а тем более законов. Здесь они не допускают снисхождения ни к себе, ни к другим. В противоположность этому, русский предприниматель, может легко пойти на нарушение закона ради человека, к которому чувствует личное расположение.

     Национальной  страстью англичан является их хобби. В последнее понятие входит широкий  круг интересов: садоводство, спорт, домашние животные, литература и искусство, различные  увлечения. Это ключ к пониманию  многих сторон их характера и отношения  к жизни. Поэтому, если вы хотите понравиться  своему английскому партнеру, искренне поинтересуйтесь его увлечением, и проявите к нему уважение.

       В одном английском доме, куда  меня пригласили в качестве  гостя, в качестве домашних  животных держали громадных ручных  карпов. Они жили в глубоком  бассейне и по зову хозяев  всплывали на поверхность воды  и ели хлеб из рук. Хозяева очень гордились своими рыбами и могли долго обсуждать особенности их содержания.

       Обмен рукопожатиями в Великобритании  принят только на первой встрече,  в дальнейшем, англичане довольствуются  простым устным приветствием. Во  время переговоров не рекомендуется  много говорить, стараясь заполнить  возникающие паузы.

     Перед началом переговоров с предпринимателем из Великобритании следует, с одной  стороны, собрать максимум информации о структуре рынка, уровне цен  и особенности той или иной фирмы, а, с другой стороны, постараться  собрать информацию о личных пристрастиях и хобби своего делового партнера. Соответственно, начинать переговоры следует не с делового вопроса, а  с чисто человеческих вопросов - спорта, хобби, погоды. К переговорам  англичане подходят с большой  долей прагматизма, полагая, что  в зависимости от позиции партнера на самих переговорах может быть найдено наилучшее решение. Они  достаточно гибки и охотно откликаются  на инициативу противоположной стороны, поэтому, во время подготовки к переговорам, следует рассмотреть несколько  вариантов их ведения, а также  компромиссные варианты.

     Англичане - очень наблюдательны, не приемлют как фальши, и легко обнаруживают профессиональную некомпетентность. Английские бизнесмены считаются одними из самых квалифицированных в деловом мире Запада. Они умеют тщательно и умело анализировать ситуацию, складывающуюся на рынке, составлять краткосрочные и среднесрочные прогнозы. Переговоры с ними следует воспринимать как хорошую школу бизнеса международного уровня.

  Франция

       Французские деловые партнеры  – сложные люди в личностном  плане. Это обусловлено как  исторической ролью Франции во  всемирной истории, так и особенностями  их воспитания и образования.  Как отмечают исследователи национального характера, французы скорее галантны, чем вежливы, скептичны и расчетливы, хитроумны и находчивы, и в то же время – восторженны, остроумны и великодушны. Порой они демонстрируют простоту обращения, граничащую с фамильярностью, а порой – заносчивы и высокомерны, так как считают себя первой нацией на европейском континенте. В итоге многие зарубежные партнеры очарованы обаянием французов, но находит, что поддерживать деловые отношения с ними далеко не просто. Кроме того, французы очень болезненно относятся к использованию английского языка в качестве международного стандарта, так как еще в недавнем прошлом именно французский язык был основой дипломатических и международных переговоров. Поэтому при подготовке встречи с ними следует подобрать квалифицированного переводчика, в совершенстве владеющего французским языком, так как французы чувствительны к ошибкам иностранцев в их языке.

     Французские бизнесмены тщательно готовятся  к предстоящим переговорам. Они  любят досконально изучать все  аспекты и последствия поступающих  предложений. В результате они заранее  определяют свою позицию на переговорах, и затем упрямо отстаивают ее, не принимая компромиссов. Во время дискуссий  они умело и искусно отстаивают свои принципы, но не склонны к торгу, так как часто не подготовили  запасного варианта, и поэтому  упорно отстаивают свое первоначальное предложение.

     Различия  в переговорах с англичанами  и французами касаются не только содержания, но и формы. Если в Англии искусство  разговора часто сводиться к  умению молчать (в этом англичане  усматривают сдержанность и корректность), то во Франции, где очень любят  и умеют блеснуть словом, молчаливый человек вызывает недоумение и даже презрение. 

     В деловой жизни Франции большую  роль играют связи и знакомства. Поэтому обычно новые контракты  устанавливаются через посредников, которые связаны дружественными отношениями с нужным вам лицом. Если у предпринимателя нет прямого  выхода на руководство фирмой, следует  дождаться, пока его предложение  дойдет до соответствующего управленческого звена и будет выработано решение, только после этого имеет продолжать переговоры с лицом более низкого ранга. В отличие от американских бизнесменов французские стараются избегать рискованных финансовых операций, предпочитая аргументировано и всесторонне обсудить каждую деталь предстоящей сделки и вероятность успеха или неудачи.

     Обращаться  к собеседникам по имени здесь  не принято, вместо этого применяются  обезличенное обращение "мсье" (к  мужчинам) и "мадам" (к женщинам). При знакомстве новым знакомым представляют свою визитную карточку, поворачивая  ее так, чтобы имя и должность  можно было легко прочитать. Если на встрече присутствуют несколько  человек, визитная карточка вручается  лицу, занимающему более высокое  положение.

     Во  Франции многие важные решения принимаются  не только в служебном кабинете, но и за обеденным столом. Деловые  примы могут быть в форме коктейля, завтрака, обеда или ужина. Из напитков французы предпочитают вино, причем они  очень чувствительны к его  качеству и выдержке. О делах во время делового обеда принято  говорить только после того, как  подадут кофе – ранее это восприниматься как нетерпение и назойливость.

  Германия

Информация о работе Национальные особенности и этика бизнеса