Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:53, контрольная работа
Беседа представляет одно из интереснейших явлений социальной жизни человека и поэтому составляет один из наиболее важных объектов изучения в исследованиях речевого поведения человека. Многоликость явления беседы приводит к затруднениям в определении беседы как жанра речевого общения. В качестве ключевого понятия в определении беседы, как правило, используется понятие “обмен мнениями”. При этом беседа рассматривается как тип разговора. Сравним определения беседы, фиксируемые толковыми словарями: “Беседа - взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей не словах”
Закономерность эскалации конфликтогенов можно объяснить следующим образом. Получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив обидой на обиду. При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с “запасом”. Ведь трудно удержаться от соблазна “проучить" обидчика, чтобы впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.
Если мы отразим схематично эскалацию конфликтогенов, то это будет выглядеть следующим образом.
Первый конфликтоген Более сильный ответный конфликтоген Ещё более сильный ответный конфликтоген … Конфликт.
Очевидно, что для остановки эскалации конфликтогенов необходимо прервать их цепочку. При соблюдении же правил бесконфликтного общения можно предотвратить не только эскалацию конфликтогенов, но и назревание конфликта вообще. К таковым правилам относятся:
1) Не употребляйте
2) Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген. Не забывайте, что если не остановитесь сейчас, то позднее это будет практически невозможно - так стремительно нарастает сила конфликтогенов!
3) Проявляйте эмпатию к собеседнику.
4) Делайте как можно
больше благожелательных
Важным умением для предотвращения конфликта является умение распознавать первопричины конфликтов. Понятно, что причиной конфликта в описанной нами жизненной ситуации не является разбитая чашка, она скорее повод к тому, чтобы выплеснуть накопившееся раздражение, этот инцидент скорее свидетельствует о более глубоких причинах конфликта - невнимании друг к другу, отсутствии любви, взаимопонимания. Накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта, и составляют основу конфликтной ситуации. Таким образом, практически каждый конфликт при более глубоком анализе, анализе его первопричин, начинается со срытого столкновения противоположных позиций, взаимоисключающих интересов. Следовательно, первая стадия развития конфликта представлена конфликтной ситуацией, скрытым столкновением противоположных позиций, а вторую стадию представляет инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для открытого противостояния позиций, острого столкновения позиций (собственно конфликта).
Чтобы разрешить конфликт, необходимо устранить конфликтную ситуацию, то есть устранить первопричины конфликта. И в этом случае весьма существенную роль может сыграть беседа.
При подготовке к беседе, предотвращающей межличностный конфликт, необходимо совершить следующие действия:
постараться понять первопричины конфликта;
изучить позицию и интересы носителя противоположного мнения;
проанализировать свою позицию и интересы;
найти совпадающие интересы;
проанализировать возможность изменения своей позиции,
проанализировать возможность изменения позиции партнёра, продумать аргументы, которые могли бы изменить мнение партнёра;
выявить качества, опасные для общения;
продумать ход беседы, её начало, варианты завершения;
выбрать правильно время и место для беседы.
Беседу по предотвращению
конфликта психологи советуют начинать
со снятия психологических барьеров.
Важным принципом работы инициатора
контакта на первом этапе общения
должен быть выбор нейтральной темы
для беседы: предметом разговора
могут стать события
Таким образом, главная задача - исключить моменты, которые могут вызвать напряжение, тревожность или создать психологический барьер. В центре внимания всегда находится то, что не связано с принятием решения и поэтому не вызывает затруднений. Инициатор контакта должен придерживаться кардинального принципа - согласие со всеми высказываниями партнёра.
Затем вы можете приступать непосредственно к беседе, имеющей своей целью убеждение. Помните, что ваше мнение может стать мнением партнёра, если вы не будете его навязывать. Весьма эффективным методом убеждения может послужить сократовкая майевтика (искусство нахождения истины посредством наводящих вопросов). Помните и о психологических тонкостях убеждения, к числу которых относятся оценка силы аргументов с точки зрения лица, по отношению к которому вы оказываете убеждающее воздействие; расположение аргументов в порядке возрастания их силы, подчёркнутое уважение к собеседнику, отсутствие в вашем речевом поведении конфликтогенов, внимательное слушание, проявление эмпатии, указание на потребности, которые будут удовлетворены, если собеседник примет вашу точку зрения.
Рекомендуем вам также обратиться к специальной литературе, посвященной борьбе с конфликтами в нашей жизни.
Список использованных источников
1. Михальская А.К. Основы риторики / Михальская А.К. - М., 2001.
2. Вересаев Н.Н. Формула
противостояния или как
3. Кузнецов И.Н. Риторика / Кузнецов И.Н. - М., 2003.
4. Шейнов В.П. Риторика / Шейнов В.П. - Мн., 2000.