Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:53, контрольная работа
Беседа представляет одно из интереснейших явлений социальной жизни человека и поэтому составляет один из наиболее важных объектов изучения в исследованиях речевого поведения человека. Многоликость явления беседы приводит к затруднениям в определении беседы как жанра речевого общения. В качестве ключевого понятия в определении беседы, как правило, используется понятие “обмен мнениями”. При этом беседа рассматривается как тип разговора. Сравним определения беседы, фиксируемые толковыми словарями: “Беседа - взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей не словах”
2) Выражение одобрения.
Предмет одобрения, т.е. вашей
похвалы в адрес партнёра по
общению, нетрудно найти, если
внимательно присмотреться к
вашему собеседнику. Повод для
похвалы может быть самым
3) Проявление любезности.
Предложение собственных
Есть множество других способов инициации разговора, к числу которых можно отнести просьбу о помощи или стандартное выражение “Вам не кажется, что мы где-то встречались? ”
Необходимо учитывать также и то, что одним из самых эффективных стимулов, располагающих к развитию беседы, является кинестетическое проявление заинтересованности в общении с собеседником: внимательный взгляд, тёплая, доброжелательная улыбка.
2. Основная часть (продолжение
беседы). Развитие беседы происходит
обычно без затруднения, если
участники общения имеют общие
интересы либо являются
1) Вопросы фактического
характера; вопросы,
2) Побуждение собеседника
рассказать о себе. Великие знатоки
человеческих душ считают, что
для проведения беседы с
3) Сообщение собственных
мнений, обмен впечатлениями. Поводом
для обмена впечатлениями
4) Активное слушание. Постарайтесь внимательно слушать партнёра, даже если вначале вам покажется неинтересно. Если чего-то не поняли, то не стесняйтесь обратиться к партнёру за уточнениями и разъяснениями, - людям бывает приятно объяснить другим то, что им самим важно и интересно. Используйте активно сигналы обратной связи: кивок головой, улыбку, поддакивания типа Да-да, понимаю. Как интересно! Правда? Неужели! Просто невероятно! Вашему собеседнику станет ясно, что вы действительно слушаете его со вниманием и для вас существенно всё, что он говорит.
3. Окончание беседы. Финал
беседы не менее важен, чем
её начало. Именно окончание беседы,
как правило, остаётся в
Для изящного и вежливого окончания беседы прежде всего необходимо обоюдное согласие партнёров. Когда вам начинает казаться, что тема исчерпана или близится к концу, будьте особо внимательны к поведению партнёра. Заметив, что ваш партнёр тоже склонен к тому, чтобы завершить беседу, сделайте паузу и предоставьте ему самому возможность закруглить беседу (если партнёр старше вас по возрасту или выше по статусу) или возьмите инициацию выхода из беседы на себя. Приёмами закругления беседы являются: а) выражение благодарности партнёру за интересный разговор, б) выражение удовлетворения от встречи со столь интересным собеседником, в) выражение надежды, что начатый разговор может быть когда-либо продолжен.
Если же беседа должна прерваться независимо от вашего желания, нужно извиниться и, поблагодарив партнёра за общение, выразить надежду на то, что вы вновь встретитесь и продолжите начатый разговор.
Помните, что людям неприятна
навязчивость, поэтому при малейших
сигналах, свидетельствующих о том,
что ваш собеседник не слишком
заинтересован в продлении
Особенно важно следить за тем, чтобы демонстрация вашего стремления к окончанию беседы не связывалась с рассказом партнёра “о себе”. Не стоит и вам продолжать рассказ “о себе”, если вы замечаете ослабление внимания собеседника к тому, что вы говорите. В этом случае необходимо закруглить “речь о себе” и перевести разговор на темы, близкие и интересные собеседнику.
Итак, завершение беседы так же, как и её развитие, должно свидетельствовать о желании и умении собеседников “слышать друг друга”, это умение и есть основа гармоничного речевого взаимодействия.
4. Беседа может иметь
как конструктивное развитие, так
и такое течение, которое, по
определению исследователей, представляет
непродуктивное общение.
Непродуктивные модели беседы могут быть характерны и для стратегии близости и для стратегии отстранения, поэтому целесообразно их рассмотреть дифференцированно.
Собеседники, которые придерживаются стратегии близости, могут использовать в беседе следующие непродуктивные модели.
1) Пулемётные вопросы
личного характера: Как дела? Как
на работе? Дома всё в порядке?
Бизнес процветает? А дети как?
Негативность такой модели
2) Жалобы. Модель состоит
в том, что каждый из
3) Обсуждение исключительно
интимных тем. Болтливый
4) Поочерёдное осуждение.
Объектом осуждения выступают
как хорошо знакомые, так и
мало знакомые люди, звёзды эстрады,
политические деятели;
Для собеседников, придерживающихся стратегии отстранения, характерны несколько иные непродуктивные модели общения.
1) Цепь рассказов, случаев или анекдотов. Данная модель проявляется в том, что один из собеседников берёт на себя миссию “суперрассказчика”, заполняя своими историями, анекдотами практически всё время беседы. При этом воодушевлённый рассказчик явно удовлетворён тем, что ему удаётся развлекать публику, а его собеседники чаще всего не имеют возможности высказаться даже по незначительному поводу. Негативность модели заключается в игнорировании желания собеседника высказаться, в подчёркнутой исключительности права на речь одного из партнёров. Конечно, в умении мастерски рассказывать анекдоты ничего плохого нет, однако, при организации беседы необходимо всегда помнить о том, что жанр беседы предполагает и другое важное умение - переключать фокус интересов с себя на партнёра.
2) Судорожная говорливость.
Стратегия отстранения,
Чтобы преодолеть негативные модели развития беседы, вы можете 1) предложить собственную модель, для этого необходимо выдержать паузу либо уйти от ответа на очередной вопрос из серии пулемётных, а затем задать свой вопрос, направляя беседу в новое русло;
2) тактично описать собеседнику
то, что происходит между вами
(“назвать рамку”), например, вы
похвалите собеседника за то,
что он является прекрасным
рассказчиком анекдотов, и
5. Каждый согласится с
тем, что в нашей жизни
Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и из-за того, что люди не придают особого значения выработке умений бесконфликтного общения, ничего не знают о конфликтах вообще и, как следствие, не знают, как вести себя в ситуации конфликта или как предотвратить конфликт.
Несомненно, прежде чем вести речь о речевых тактиках, направленных на предотвращение конфликта, следует определить хотя бы в самых общих чертах природу конфликта. Конфликт есть острое столкновение мнений, противоборство сторон и в сознании человека ассоциируется обычно со ссорой, скандалом, выяснением отношений. Ссора и скандал, бесспорно, связаны с конфликтами. Это формы и виды проявления конфликтных отношений. Конфликт, однако, может породить ссору или скандал, а может и не породить, может остаться неразрешенным и после ссоры. Как же возникают конфликты?
Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены. Конфликтогенами являются слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.
Обычная житейская ситуация. Муж зашёл на кухню и случайно задевает стоящую на краю стола чашку, чашка падает и разбивается. Жена: “Экий ты неуклюжий. Всю посуду в доме перебил”. Муж: “Потому что всё не на своём месте. Вообще в доме бардак”. Жена: “Если бы от тебя была хоть какая-то помощь! Я целый день на работе, а тебе с твоей мамочкой только бы указывать! ” И так далее. Результат же неутешителен: настроение испорчено, конфликт налицо.
Этот эпизод практически весь состоит из конфликтогенов. Неловкость мужа - первый из них. Но этот конфликтоген может привести, а может и не привести к конфликту. Всё зависит от реакции жены. А она, действуя по закону эскалации, не только не пытается разрядить ситуацию, но и в своём замечании от частного случая переходит к обобщению, “на личность”. Пытаясь оправдаться, муж поступает так же, действуя по принципу “лучшая защита - нападение”. И так далее - по закону эскалации.