Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:53, контрольная работа
Беседа представляет одно из интереснейших явлений социальной жизни человека и поэтому составляет один из наиболее важных объектов изучения в исследованиях речевого поведения человека. Многоликость явления беседы приводит к затруднениям в определении беседы как жанра речевого общения. В качестве ключевого понятия в определении беседы, как правило, используется понятие “обмен мнениями”. При этом беседа рассматривается как тип разговора. Сравним определения беседы, фиксируемые толковыми словарями: “Беседа - взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей не словах”
Мастерство ведения беседы
Беседа представляет одно
из интереснейших явлений
Тем не менее в учебной литературе последних лет предпринимаются попытки дифференцировать такие понятия, как “беседа" и “разговор”. В частности, исследователь Е.М. Лазуткина считает, что понятия “беседа" и “разговор" являются перекрещивающимися, но не тождественными. Различия касаются двух аспектов: целенаправленности и выбора стратегий. Разговор всегда целенаправлен, беседа может быть и праздноречевой; разговор может представлять реализацию как кооперативной, так и некооперативной стратегий, беседа предполагает доминирование кооперативной стратегии. Таким образом, беседа может быть определена как жанр речевого общения, представляющий обмен мнениями в условиях доминирования стратегии согласия и солидарности во мнениях.
Из этого определения ясно, что беседа по своей природе диалогична, т.е. предполагает активное участие в процессе общения коммуникантов, причём они должны идти навстречу друг другу, слушая и понимая сказанное партнёром по общению, развивая совместно тему разговора. Если этого не происходит, беседы нет, а есть лишь квазидиалог. Замечательную пародию на такой вид диалога создал знаменитый писатель эпохи Возрождения Эразм Роттердамский в “Разговорах запросто”:
Анний. Я слышал, ты был на свадьбе у Панкратия с Альбиной.
Левкий. Никогда у меня не бывало такого неудачного плавания, как в этот раз.
Анний. Что ты говоришь? Так много собралось народу?
Левкий. И никогда ещё жизнь моя не стоила дешевле.
Анний. Смотри, что делает богатство! Ко мне на свадьбу пришло всего несколько человек, да и то все люди мелкие.
Левкий. Едва мы вышли в море, налетел страшный вихрь.
Анний. Прямо собрание богов какое-то! Столько говоришь, князей, столько благородных дам?
Левкий. Борей разодрал и сорвал парус.
Анний. Невесту я знаю. Красивее и вообразить невозможно.
Левкий. Потом волною сбило кормовое весло.
Анний. Это общее мнение. Говорят, что и жених красотою почти не уступает.
Таким образом, чтобы организовать подлинную беседу, а не квазидиалог, участникам общения следует придерживаться определённых правил поведения в беседе. Заметим, что техника организации беседы, тактики её ведения во многом зависят от вида беседы, поэтому находим целесообразным, прежде чем познакомить вас с правилами организации и ведения беседы, показать многообразие видов речевого общения, которые могут быть подведены под общее понятие “беседа”.
Дифференциация видов бесед проводится по целому ряду критериев:
1) по форме проведения
различают организованные и
2) по количеству участников
- беседу-диалог и беседу-
3) по отношению к цели - беседы специального назначения (беседы с целью воспитания, разрешения проблем, выражения поддержки, похвалы, критики и т.д.) и беседы неспециального назначения (обмен новостями, мнениями, сведениями, представляющий фатическое, праздноречевое общение),
4) по условиям проведения
- беседы официальные (деловые,
светские) и неофициальные (беседа
с близким человеком или
Естественно, беседы специального назначения, официальные беседы требуют больших знаний и специальной подготовки для тех, кто является их организатором, однако это не означает, что неофициальные беседы, праздноречевое общение строится без учёта каких-либо принципов речевого поведения. Следовательно, по отношению к беседам можно говорить как об общих, так и о частных принципах, соблюдение которых сделает общение гармоничным и эффективным.
Основным принципом
а) проявлять дружелюбие,
б) быть хорошим слушателем,
в) не навязываться.
Учитывая специфику беседы как жанра, А.К. Михальская отмечает, что самым важным умением для организации подлинной беседы является умение переносить фокус собственных интересов и внимания с самого себя на своего партнёра и тему беседы. Проявление этого умения в процессе общения и есть демонстрация стратегии близости.
Однако не все собеседники
в равной мере стремятся к конструктивному
общению. В зависимости от того, какую
из стратегий избирает для себя человек,
вступая в речевое
Отразим в таблице проявления стратегий собеседников открытого и закрытого типов. Каждый из вас, ознакомившись с приведёнными ниже моделями поведения, сможет проанализировать свою манеру ведения беседы и, если в том будет необходимость, откорректировать её.
“Открытая" стратегия
“Закрытая” стратегия
1. Собеседник внимательно
воспринимает всё то, что говорит
ему партнёр по общению,
2. Собеседник стремится подчеркнуть своё уважение к партнёру и его мнению. Демонстрации “Вы-подхода" к речевому взаимодействию служат фразы типа:
а) вероятно, вы хотите…?
б) вам будет интересно узнать, что…
в) вы, конечно, уже слышали, что…
3. Собеседник сразу запоминает имя партнёра и предпочитает обращаться к нему по имени.
4. Собеседник прибегает
к повторению сказанного
5. Собеседник не пренебрегает
выражением солидарности, согласия
во мнениях, с готовностью
6. Собеседник старается
формулировать вопросы так,
7. Собеседник стремиться смягчить свои высказывания, прибегая к формулировкам типа А не кажется ли вам, что…? Возможно, правы те, кто думает, что; Вероятно, справедливее считать, что…; Все люди могут ошибаться: и я, и он…
8. При любом удобном
случае собеседник выражает
9. Собеседник демонстрирует
оптимистический взгляд на
10. Собеседник стремится
найти такую тему для
1. Собеседник предпочитает
больше говорить сам,
2. На первое место собеседник ставит свои интересы, свои мнения, свои желания. “Я-подход" к речевому взаимодействию демонстрируют фразы типа:
а) меня интересует то-то и то-то…я хотел бы…; б) я считаю, что…; в) вы, конечно, ещё не знаете (не слышали) что…
3. Собеседник пренебрегает
обращением к партнёру по
4. Собеседник нередко
обращается к повторению уже
высказанных им мыслей, каждый
раз подчёркивая их значимость,
а одновременно и
5. Собеседник часто выражает
своё несогласие с партнёром
по общению, начиная своё
Нет, вы не правы! Нет, я считаю, что…
6. Собеседник формулирует
вопросы так, что партнёру по
общению чаще приходится
7. Собеседник резко и
категорично выражает своё
8. Собеседник не использует в свой речи похвалы в адрес партнёра по общению, кроме того, не упускает случая лишний раз указать на его ошибки.
9. Собеседник демонстрирует
пессимистический взгляд на
10. Собеседник предпочитает говорить о том, что близко и интересно ему; проявляет интерес к проблемам партнёра скорее ради приличия, а не по искреннему побуждению.
Чтобы подтвердить справедливость характеристик и реальность портретов, отражённых в таблице, обратимся к высказываниям знаменитых европейских мастеров в искусстве беседы. Признанными авторитетами в искусстве беседы являются французы, хотя следует заметить, что значительное влияние на формирование европейской культуры светской беседы оказало и английское импликатурное искусство (мастерство намёка, парадокса). Прекрасные традиции ведения беседы, отличающейся искренностью, образным, искромётным слогом, имело некогда и российское светское общество.
Франсуа де Ларошфуко, известный французский мыслитель, считает: “Чтобы понравиться другим, нужно говорить с ними о том, что приятно им и что занимает их, уклоняться от споров о предметах маловажных, редко задавать вопросы и ни в коем случае не дать им заподозрить, что можно быть разумней, чем они”.
Балтасар Грасиан, испанский писатель и философ, советует: “Дабы в беседе быть приятным, приноравливайся к характеру и уму собеседника”.
Жан Лабрюйер, французский
писатель, сатирик-моралист, также считает
важным в беседе ориентацию на собеседника:
“Талантом собеседника
Портрет собеседника закрытого типа рисует нам знаменитый французский писатель XX века Андре Моруа в книге “Искусство беседы”: “Он очень боится, что, кроме него, вдруг заговорит кто-то ещё, и, когда ему на мгновение приходится замолкать, он жестом уличного регулировщика протягивает властно руку, в корне пресекая фразы, готовые вырваться из других уст”. А в “Письмах незнакомке” Андре Моруа раскрывает секреты гендерно ориентированных бесед: “Мы никогда не наскучим женщине, коль станем говорить с нею о её нравах и красоте, коль будем расспрашивать её о детстве, о вкусах, о том, что её печалит. Вы также никогда не наскучите мужчине, если попросите его рассказывать о себе самом”.
Приведённые выше высказывания, а также материалы таблицы можно использовать как систему самых общих сведений о том, “что такое хорошо и что такое плохо" и как вести себя в беседе. Помните: чтобы сделать первые шаги в выработке умений ведения беседы, начните с анализа собственного речевого поведения и речевого поведения окружающих, контролируйте себя в повседневном общении.
Беседы светского характера,
а также беседа с незнакомым человеком
относятся к разряду бесед, которые
нередко инициируются не по искреннему
желанию, а по необходимости, “из
вежливости”. Чтобы проявить себя при
этом человеком, производящим приятное
впечатление и доставить
Любое речевое событие имеет определённую структуру, и беседа не является в этом отношении исключением. Её структуру составляют начало, основная часть и конец. Определим основные элементы и правила организации каждой из частей.
Начало. Основными элементами начала являются:
1) Представление. Этот
элемент беседы предполагает
не только представление по
имени (или имени-отчеству), но
и, возможно, ориентацию для собеседника
в плане личных интересов,