Лекции по Конфликтологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:01, курс лекций

Описание работы

Конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. О ее необходимости заговорили сразу же после обнародования некоторых данных, показывающих, что орудия уничтожения, используемые в конфликтной ситуации, эволюционизируют куда быстрее, чем возможность человека контролировать эту ситуацию. Выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии К.Лоренц пришел к такому выводу: "Есть все основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития". Однако мы не должны забывать, что конфликт есть нормальное жизненное явление. Не стоит принимать на веру миф о возможности всеобщей гармонии интересов. Стоит, пожалуй, лишь постараться, насколько это возможно, эффективнее использовать его внутреннюю силу, энергию. Этот курс лекций основан на обобщениях некоторых известных конфликтологических концепций, а также на собственных наблюдениях автора. В структуру учебника вошли положения, изложенные в трудах известных отечественных и зарубежных конфликтологов, с именами которых можно познакомиться в разделе "Рекомендуемая литература".

Работа содержит 1 файл

Лекции по Конфликтологии.doc

— 674.00 Кб (Скачать)

 

 

  

 

               



 

 

 

 

                       Чего хочет    Чего хочет

                        Чего опасается   Чего опасается 


 


 

 

 

 

 

  

 

Чего хочет

                                           Чего опасается     

 

 

 

2. После такого  анализа необходимо принять решение  о принципиальном участии или  неучастии в конфликте.

Необходимо  следовать следующим принципам:

  1. не идти на конфликт, если не уверены, что оппонентом правильно поняты ваши мотивы.
  2. Снижать по возможности личный фон устойчивой тревожности и агрессии (многочисленные тренинги)
  3. Избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении и перевозбужеднии. (суточные колебания)
  4. Чаще практиковать в конфликтных ситуациях сотрудничество, компромисс, избегание и уступку. Сначала это трудно, но со временем ваше Я начнет воспринимать это поведение как естественное.
  5. .  Не давать предварительных оценок и не ожидать единственно желаемого результата.

Способы и приемы воздействия на оппонента:

  1. Не требуйте от окружающих того, что они не в состоянии дать (не в состоянии, а не «не хотят»). Учитывайте способности и возможности людей.  Ставьте реальные сроки.
  2. Не перевоспитывайте человека (до 5 лет). Все новое в природе и обществе создается достаточно медленно. Если вас в человеке не устраивает какая-либо черта характера, имеются две стратегии по ее устранению: вы начинаете периодически указывать ему на эту черту, говорить, что она мешает вам и другим членам коллектива, или в ходе беседы, сделав человеку комплемент, вы мягко говорите ему о недостатке, подчеркивая, что с ним вполне можно жить, но без него человек стал бы еще лучше.  Вы не стремитесь заставить человека, а стремитесь сформировать у него убеждение, что что-то нужно сделать.
  3. Оценивайте психологическое состояние партнера по общению и избегайте острых тем, если оно нестабильно.
  4. Занимайте твердую позицию по отношению к проблеме и мягкую по отношению к оппоненту.
  5. Заранее информируйте людей о ваших решениях, затрагивающих их интересы.
  6. Не увеличивайте число обсуждаемых проблем в ходе беседы.

Процесс эффективного общения в предконфликтной ситуации непосредственно связан с уровнем рациональности поведения. Известно, что всплеск эмоций в предконфликте обязательно переводит его в конфликтную фазу. Поэтому управление эмоциями в конфликтном взаимодействии является одним из необходимых условий предупреждения конфликт.

Существует  большое число техник эмоционального контроля.

Одна из таких  техник – визуализация. Процесс  визуализации сводится к тому, чтобы  представить себя делающим или говорящим  что-то.

Вторая техника  – заземление. В этом варианте вы представляете гнев, который входит в вас, как пучок отрицательной энергии. Затем вы представляете себе, что эта энергия спускается вниз и спокойно уходит в землю.

Еще одна техника  предлагается Д.Скоттом. Это проецирование  и уничтожение в форме проекции. Этот способ состоит в том, что  вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран. Затем вы берете воображаемую лучевую пушку и уничтожаете проекцию (это дает выход желанию насильственных действий) С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и в конечном итоге исчезает вовсе.

Еще один способ – очищение энергетической ауры. С  этой целью следует встать или  сесть и сделать ряд движений руками над головой, представляя  себе, что так вы очищаете энергетическую оболочку тела.

Все эти способы  действуют только на уровне вашей  психики и, безусловно, не претендуют на реальное энергетическое воздействие. Однако конфликт – это продукт вашей психической деятельности. Поэтому бороться с ним необходимо по его же правилам и на его территории.

Если вас  упорно втягивают в нежелательный  конфликт, лучший способ не вступить в него – прибегнуть к технике анализа. Задавайте себе вопросы: «Почему он так себя ведет? Чего он хочет на самом деле?» Ищите ответ. Если вам удастся его найти, вы почувствуете себя выше конфликта. Но даже и в случае неудачи вы отстранитесь от ситуации. Однако ваш оппонент не должен догадаться о проделываемых манипуляциях.  Такая тактика называется еще рационализацией эмоций.  Закрепите ее глубоким дыханием. Когда человек волнуется, кислород перестает поступать в тормозящие отделы мозга. Вспомните фразу: «Дышите глубже! Вы взволнованы».

Не используйте  конфликтогены.

    1. Оптимальные управленческие решения

как условие предупреждения конфликтов

В конфликтах по вертикали огромное значение имеет  стиль руководства коллективом  и то, каким образом осуществляется подготовка к изменениям в управлении коллективом.

Порывы руководителя могут быть благотворны и в  принципе иметь прекрасную перспективную  цель, но они могут совершенно выбиваться из общего потока дел в той или  иной организации, или быть совершенно недостижимыми. Это необратимо приведет к конфликтам. Каким образом необходимо принимать решение, налагающее отпечаток на деятельность какой-либо группы людей?


 

 

 

 

 


 

 


 

 


 

 

 


 


 

 

 


 

 


  


 

 


 


  


 

 

 

 


  


 

 


  


 

 


  


 

 

 

 

 

 

 

1.описательная  модель :  подробная, разносторонняя информация (разные источники) описание не только фактов, но и способов их функционирования

  1. объяснительная модель: система причин ( ключевые, главные и второстепенные)
  2. прогностическая модель: что будет, если мы ничего не сделаем ( при условии самого неблагоприятного стечения обстоятельств наилучший вариант наиболее вероятный вариант)
  3. модель целей: конечных (стратегических), промежуточных (оперативных) и ближайших ( тактических). Программа минимум и программа максимум

5. модель  управления: каким образом делать. Ведущий принцип - модель преобразования не должна быть глубже модели представлений об объекте.

Далее оценивается  результат преобразования, и если он положительный. Деятельность по преобразованию прекращается, а если отрицательный -либо повторяет полный цикл, либо идет по упрощенной схеме.  

 

  1. Компетентная оценка результатов деятельности как условие предупреждения конфликтов

Мы с вами в состоянии что-то оценивать  только в процессе сравнения. С чем в принципе может сравнивать человек? Существует пять способов оценки результата: 

 

степень решения

проблемы


«идеал» -   идеальное решение проблемы по                            

            представлению оценивающего  

 

«норма»- требования нормативных документов

           к решению проблемы 

 

«цель»-  цель деятельности  

 

«другие»- степень решения данной проблемы в других подразделениях 

 

«результат»- результат решения проблемы в оцениваемо    подразделении  на момент  оценки

«начало»- степень решения проблемы в начале деятельности


 

Когда оценивается  качество выполнения важных задач, используется способ «результат-цель» (в качестве вспомогательного - «результат-начало»).

«Результат - другие»  используется руководителями среднего и высшего звена.

 «Результат - идеал» выполняет перспективную  цель, но не может быть определяющим.

Лекция 8 . Конструктивное разрешение конфликта  

 

Вопросы:  1. Формы и критерии завершения конфликтов

      1. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликта
      2. Логика, стратегии и способы разрешения конфликта
      3. Переговорный процесс при межличностном конфликте

 

 

  1.  Формы и критерии завершения конфликтов

Общим понятием, описывающим финал конфликта, является понятие завершение конфликта, т.е. это - прекращение его существования в любой форме.

Используются  и другие понятия. Которые характеризуют  суть процесса завершения конфликта:

затухание

преодоление

пресечение

пригашение

саморазрешение

угашение

урегулирование

устранение

улаживание  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные формы завершения конфликта: 

 

Завершение конфликта  

 

 

 

 

Самостоятельно

оппонентами  

 

 

Вмешательство

третьих лиц 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затухание

конфликта  

 

 

Разрешение

конфликта

Урегулирование

конфликта

Устранение

конфликта  

 

 

 

 

 

 

 

 

Потеря

мотива  к

борьбе

п е  р е г о в о р ы 

 

 

 

 

 

Сотрудничество

Перевод одного

или обоих 

оппонентов 

на  другое

место работы (увольнение) 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переориентация

мотива  

 

 

Компромисс  

 

 

 

Уступки одной

 из  сторон 

 

 

Изъятие

объекта

конфликта  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Истощение

ресурсов,

сил

Перерастание  в другой конфликт

Устранение 

дефицита

объекта

конфликта

           

 

 

  • n   n  Разрешение - совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по изменению условий взаимодействия и устранению причин конфликта.
  • n   n  Урегулирование - в устранении противоречий принимает участие третья сторона
  • n   n  Затухание - временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений.

Информация о работе Лекции по Конфликтологии