Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 02:25, реферат
Мы живем в эру инноваций, роста свободных рынков и мировой экономики. В свете новых технологий, изменения роли государства и выхода новых игроков на мировую сцену появляются новые возможности, требования и ограничения. Именно поэтому под влиянием рынка и общества все сильнее возрастает роль и ответственность бизнеса. И хотя цель получения прибыли в бизнесе понятна и ясна, люди больше не принимают ее как оправдание для игнорирования норм, ценностей и стандартов поведения. От современного бизнеса ожидают, что он станет ответственно использовать общественные ресурсы, действуя не только во благо своих компаний, но и всего общества. Ведя свои дела ответственно, фирмы создают необходимый социальный капитал доверия и справедливости.
Этим предположениям противостояли вполне определенные перспективы: снятие препарата с продажи будет означать для фирмы потерю до 100 млн. долл.; страховые суммы не покроют эту потерю; известие о снятии препарата с продажи нанесет такой ущерб его репутации, что у руководителей компании уже не будет уверенности в том, что Тайленол когда-либо снова сможет завоевать доверие потребителей и вернуть достигнутую им 37%-ную долю рынка; известие о снятии препарата с продажи и потери компании неизбежно приведут к резкому падению курса ее акций (фактически за первую неделю октября он уже снизился на 15%); конкуренция на рынке анальгетиков очень сильна, и конкуренты Johnson&Johnson постараются обратить снятие с продажи Тайленола в свою выгоду. Таковы были перспективы, все остальное - лишь догадки и предположения.
Однако известно, что, когда фирма Johnson&Johnson столкнулась с фактом семи случаев смерти и возможностью возникновения новых случаев, она немедленно распорядилась снять с продажи весь Тайленол. На первое место компания поставила безопасность потребителей, т.е. поступила так, как предписывает провозглашенное ею Кредо. Неизбежный ущерб для компании, хотя и весьма ощутимый и нежелательный, был поставлен на второе место.
Этот инцидент превратился в легенду, а реакция на него компании Johnson&Johnson стала хрестоматийным примером, демонстрирующим, как надо реагировать на трагедию. Дело не только в том, что решение компании было вполне правильным с моральной точки зрения, но и в том, что она мастерски справилась с последствиями трагедии. Она предоставила широкой публике полную информацию о происшедшем и в течение 18 месяцев вернула себе 96% прежней доли рынка.
Джеймс Берк, председатель совета директоров и главный директор-распорядитель корпорации Johnson&Johnson, которого потом хвалили за принятое им решение, прокомментировал его следующим образом: во-первых, оно фактически было единственно возможным с позиций Кредо компании, а во-вторых, его удивляет, что люди могли ожидать со стороны компании иного решения.
Однако он вполне сознавал,
что не всякая компания поступила
бы так, как это сделала Johnson&
Таким образом, в данном примере
был приложен максимум усилий не для
того, чтобы скрыть недоброкачественность
своего товара, а для того, чтобы
полностью и в кратчайшее сроки
рассекретить случившееся. Несмотря на
понесенные убытки, компании удалось
сохранить главное – свою деловую
репутацию и доверие
Несмотря на поданный Johnson&Johnson пример, несколько лет спустя, когда покупатель обнаружил в банке с детским питанием фирмы Gerber осколок керамической посуды, эта фирма категорически отрицала свою вину и отказалась снять с продажи свою продукцию, точно так же поступили ряд автомобильных компаний в ответ на жалобы относительно небезопасных машин.
Компания Firestone (США).
На автомобильные покрышки этой компании поступало много жалоб от потребителей. Из-за дефектных покрышек погибли 34 человека, получили увечья 50 человек. Представители компании настаивали на том, что причины инцидентов – неосторожное поведение водителей, а не качество покрышек. Но и после этого компания пыталась добиться судебного запрета на обнародование доклада, подготовленного Национальным управлением. В результате по требованию государственных органов компания была вынуждена вернуть из торговой сети 13 млн. своих изделий, а ее действия получили негативную общественную оценку.
Приведенные примеры живописно
проиллюстрировали два
Заключение
В ходе своей работы я подробно рассмотрел поставленные передо мною задачи.
В первой главе своей работы я проследил историю развития понятия ответственности как моральной категории, обратив особое внимание на концепцию Г. Йонаса.
Кроме того, я привел определения понятий «бизнес этика» и «социальная ответственность». Затем я сопоставил эти понятия и пришел к выводу, что они соотносятся, как общие этические основания бизнеса с частным принципом. В качестве примеров корпораций, которые одними из первых стали применять принцип социальной ответственности в своем бизнесе, я привел такие, как Sears, Unilever.
Вторую главу своей работы я посвятил рассмотрению проблем и спорных мотивов, связанных с понятием корпоративной ответственности. Во-первых, я разобрал два подхода к изучению социальной ответственности бизнеса на примере мнений Милтона Фридмена и Майкла Портера. Во-вторых, я рассмотрел аргументы «за» и «против» социальной ответственности в бизнесе. После этого я привел примеры корпораций, придерживавшихся различных точек зрения по этой проблеме: Johnson&Johnson и Firestone.
Также мне бы хотелось высказать свое мнение при ответе на вопрос: является ли бизнес вообще ответственным, или его единственная цель – прибыль. Скорее всего, я являюсь сторонником утвердительного подхода. По моему мнению, менеджеры и сотрудники организации отвечают за сбалансирование следование компании общим интересам: экономическим интересам организации, интересам стейкхолдеров и глобальным общественным интересам. На мой взгляд, организации должны нести добровольные обязательства перед обществом и направлять часть своих средств на его совершенствование.
В заключение хочется отметить,
что глубокое понимание и принятие
деловой этики как внутренней
нормы сегодня является обязательным
для менеджера любого уровня и
в особенности - для предпринимателя.
Управление, будучи весьма специфической
деятельностью, обязывает руководителей
заботиться о пределах и последствиях
своих действий. В последнее время
для многих представителей бизнеса
становится очевидным понимание
того, что устойчивое развитие компаний,
сочетающее экономические, социальные
и экологические факторы, ведет
к снижению предпринимательских
рисков, укрепляет
Список используемой литературы
Алексина Т. А. Прикладная этика. М., 2004.
Благов Ю. Генезис концепции корпоративной социальной ответственности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия «Менеджмент». 2006.
Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М.Вебер. - Ивано-Франковск: Ист-Вью, 2002.
Загорулько, Н. М. Проблема оценки экономической эффективности корпоративной благотворительности / Н. М. Загорулько // Благотворительность в России. 2002.
Йонас, Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации / X. Йонас. - М.: Айрис-пресс, 2004.
Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. М., 2002.
Козловски П. Принципы этической экономии. СПб, 1999.
Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. Потребители, менеджеры, СМИ и чиновники оценивают социальную роль бизнеса в России / под ред. С.Е.Литовченко. – М.: Ассоциация менеджеров, 2004
Ленк, X. Размышления о современной технике / X. Ленк. Под ред. В.С.Степина. - М.: Аспект-Пресс, 1996.
Лучко М.Л. Этика бизнеса - фактор успеха. М., 2006.
Макеева В.Г. Культура предпринимательства: Учеб. пособие для вузов по эконом. спец. — М.: ИНФРА-М, 2002.
Парсонс Т. Мотивация экономической деятельности // О структуре социального действия. М., 2000.
Р. Де Джордж. Деловая этика, Экономическая школа, СПб, 2001 г.
Рих Д. Хозяйственная этика. М., 1996.
Сартр, Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм. / Ж. П. Сартр // Сумерки богов. - М.:, 1989.
Социальная хартия российского бизнеса. rspp/
Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М.: ACT, 2002.
Фритцше Д.Дж. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива. М., 2002.
Хоманн К., Бломе-Дрез Ф. Экономическая и предпринимательская этика // Политическая и экономическая этика. М., 2001.
Friedman, M The social responsibility of business is to increase its profits / M. Friedman // The New York Times magazine, 1970.