Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:31, реферат
Никто не любит критики - это известный факт. Тем важнее для нас научиться преодолевать страх критики в свой адрес и научиться грамотно критиковать самим. Чтобы наша жизнь складывалась успешно, мы нуждаемся в уважении и доброжелательности окружающих. Подумайте: если вы меняете прическу или одежду, приобретаете новые носки или шляпу, насколько важна для вас первая реакция других людей? Если вы сегодня услышали сто слов похвал и одно едкое критическое замечание, что вы запомните? Человек склонен привыкать к хорошему, но каждый раз болезненно реагирует на плохое .Каждый человек знает, что критика критике рознь.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................3
ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ КРИТИКА?.........................................................5
1.1. Как воспринимать критику .......................................................7
ГЛАВА 2. КРИТИКА МОЖЕТ БЫТЬ РАЗНОЙ - КОНСТРУКТИВНОЙ И ДЕСТРУКТИВНОЙ................................................................................9
2.1.Компоненты конструктивной критики.....................................9
2.2. Формы конструктивной критики..............................................10
ГЛАВА 3.ПРАВИЛА КОНСТРУКТИВНОЙ КРИТИКИ ......................12
3.1 Основные этические нормы конструктивной критики.........................................................................................................13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …....................................
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ КРИТИКА?......................
1.1. Как воспринимать критику ..............................
ГЛАВА 2. КРИТИКА МОЖЕТ БЫТЬ
РАЗНОЙ - КОНСТРУКТИВНОЙ
И ДЕСТРУКТИВНОЙ.................
2.1.Компоненты конструктивной критики.......................
2.2. Формы конструктивной критики.......................
ГЛАВА 3.ПРАВИЛА КОНСТРУКТИВНОЙ КРИТИКИ ......................12
3.1 Основные этические нормы конструктивной
критики.......................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
….............................
ВВЕДЕНИЕ
Никто не любит критики - это известный факт. Тем важнее для нас научиться преодолевать страх критики в свой адрес и научиться грамотно критиковать самим. Чтобы наша жизнь складывалась успешно, мы нуждаемся в уважении и доброжелательности окружающих. Подумайте: если вы меняете прическу или одежду, приобретаете новые носки или шляпу, насколько важна для вас первая реакция других людей? Если вы сегодня услышали сто слов похвал и одно едкое критическое замечание, что вы запомните? Человек склонен привыкать к хорошему, но каждый раз болезненно реагирует на плохое .Каждый человек знает, что критика критике рознь. Например, конструктивная критика полезна. Даже если она бьет очень сильно, хоть плачь. Другая критика преследуют чисто эгоистические цели ее авторов. А чтобы не портить настроение и относится к такой критике правильно, нужно знать ее истинные причины.
Никто не станет спорить, что конструктивная критика, да еще человека умного, способна дать немало полезного. Может быть, в некоторых вопросах мы действительно себя переоцениваете? Разумно исправить ситуацию, что только улучшит результат. Конструктивная критика способна вдохновить на новые идеи или свернуть бесперспективное. То есть сэкономить силы, ресурсы и время.
Прежде чем обижаться на любую критику, всякая критика - похвала. Потому что раз вас критикуют, пытаются задеть, значит, вы из себя что-то представляете! В вас видят конкурента, достойного соперника. С вами считаются! Разве это плохо?
"Плохая" критика может
исходить от человека с
Например, вы написали картину, рассказ или стихотворение. А "доброжелатель" вам советует что-то поправить, убрать, переделать? Не стоит реагировать на его замечания. Потому что это опять-таки связано с пониженной энергетикой критикующего. Раскритиковать новое всегда легче, чем создать свое. Новое зыбко и хрупко, ему еще пробивать дорогу. А в распоряжении критикующего - опыт, традиции, сформированное общественное мнение. И процесс критики идет легче, потому что можно использовать массу чужого опыта. И фразы можно составить солидные, респектабельные. Другими словами, принижая вас, проще всего утвердиться. Стоит ли обижаться на такого "критикана"?
Еще один важный момент - то, что вы считаете критикой, может таковой вовсе не являться! Ваш оппонент просто высказывает свое мнение. Может быть, в грубоватой форме. Но ведь невозможно запретить иметь собственное мнение. Именно поэтому критика тут не причем.
Просто элементарная невоспитанность.
Другая причина, когда критика вызывает болезненную реакцию - чересчур большое значение, которое придается результатам проделанной работы. Когда окружающие видят эту "важность", некоторым обязательно хочется "зацепить" вас. Хотя бы для того, чтобы пошутить. Вас это злит, вы начинаете ждать нападок - и в итоге массу творческой энергии поглощает созданный "защитный барьер".
В то же время силы можно
и нужно потратить более
Именно поэтому так важно понимать причины бесполезной, "зряшной" критики. А конструктивная критика авторитетного для вас человека - вот единственное, что должно обращать внимание.
ГЛАВА 1. Что такое критика?
Толковый словарь русского языка С. Ожегова даёт следующее определение слова КРИТИКА:
Нас же в первую очередь интересует критика как оценка, суждение о чём-либо, указание на недостатки.
Люди критикуют друг друга по разным причинам, но всегда для того, чтобы получить тот результат, который они планируют.
Например:
Критика способствует личностному развитию, когда её воспринимают - это метод устранения недостатков в отношениях и работе. Почему мы порой злимся на критику в наш адрес, недолюбливаем людей, которые позволяют себе покритиковать нас? А почему иногда наоборот: мы абсолютно не обижаемся и даже благодарны за критику?
Критика возможность выразить свое недовольство, сказать о том, что нам не нравится в другом человеке. Или критика - обвинение кого-то в том, что не нравится тому, кто критикует.
Критикуя, мы декларируем свое желание улучшить ситуацию. Отчего же тогда ухудшаются отношения?
Связано это с тем, что наши сознательные цели (улучшить ситуацию) не совпадают с подсознательными целями.
А теперь подробнее. Сознательные цели - то, что вы думаете (например: сказав это, я сделаю наши отношения лучше!). Подсознательные цели - то, что мы реально хотим.
Существует несколько подсознательных целей, из-за которых проявляется критика:
Подсознательная цель - Пример из жизни (вы самостоятельно можете дополнить, их каждый день мы слышим)
Эти подсознательные цели не ведут к улучшению ситуации, потому что ухудшают любые отношения, да и результаты нас не радуют.
Поэтому, когда вы критикуете и не получаете результат, то задайте себе вопрос: ”может быть я преследую эти цели?” Если вы действительно хотите улучшить ситуацию, то ваши слова, подсознательные цели и чувства будут другими.
Не зря существует понятие “конструктивная критика”. И ей можно научиться пользоваться, практикуясь, каждый день, как на тренажере.
Для этого необходима осознанность:
Чего я хочу больше?
Вы хотите обидеть, унизить
кого-то, защититься или что-то доказать
себе? Или улучшить ситуацию? Чтобы вы не выбрали
- это не хорошо и не плохо. Это просто влияет на вашу жизнь
и дает абсолютно противоположные результаты.
Хочешь мстить? Значит мсти. Этим ты будешь
наполнять свою жизнь, и жить в этом. И
не все, кто сейчас рядом с тобой, останутся.
Кому-то это подходит, а кто-то выберет
что-то другое, и будет строить другую
жизнь.
Возможность улучшить любую ситуацию подразумевает уважительное отношение к себе и другому. И в этом стоит практиковаться. Это, безусловно, даст результаты. Например, человек не хочет с тобой общаться; уважая себя и его, ты не будешь с ним общаться. Ты можешь предоставить ему это право.
Критика сужает пространство, взгляд на жизнь, уменьшает внутреннюю энергию . А для улучшения ситуации нужно допустить, что и другой человек видит ситуацию правильно, или что все происходит так, как лучше. Например, “Немытая посуда, зато дочка хорошо отдохнула”, “Муж пришел пьяный, зато живой” (ведь завтра можно обсудить это, а может ему премию дали, или путевкой на двоих наградили, или он отравится и сам не будет больше пить).
1.1. Как воспринимать критику
Критика становится полезной лишь тогда, когда люди ее воспринимают. Это правило можно свести к следующим установкам.
- Критика в мой адрес - мой личный резерв совершенствования.
- Критика - это форма помощи для устранения недостатков в работе.
- Нет такой критики, из которой нельзя было бы извлечь пользу.
- Всякая ретушь критики вредна, так как «загоняет болезнь внутрь» и тем затрудняет преодоление недостатков.
- Деловое восприятие критики не должно зависеть от того, кто (какой человек, с какими целями) высказывает критические замечания.
- Восприятие критики не должно зависеть от того, в какой форме она преподносится: главное, чтобы были проанализированы недостатки.
- Центральный принцип конструктивного восприятия критики - «все, что я сделал, можно делать лучше».
- Ценнейшая польза внешней критики в том, чтобы отыскивать для себя рациональное зерно даже там, где оно с первого взгляда не просматривается.
- Любая критика требует размышлений
минимум о том, чем она вызвана,
максимум - как исправить положение.
- Первый шаг правильного восприятия критики - ее фиксация, второй - осмысление под углом зрения пользы для дела, третий - исправление недостатка, четвертый - создание условий, исключающих его повторение.
- Если меня критикуют, значит, верят в мои способности исправить дело и работать без сбоев.
- Когда критика в ваш адрес отсутствует - это показатель пренебрежения к вам как к работнику или неверие в ваши способности воспринимать ее по-деловому.
- Наиболее ценная критика та, которая указывает на несовершенство того, что кажется нормальным.
- Критика возможных негативных последствий принятых мною решений - предпосылка своевременного предотвращения сбоев в работе.
- У критикуемого нет права на обиду, он обладает лишь правом на конструктивное осмысление того, что сказано в его адрес.
- Критикуемый имеет право на контркритику. Он может активно отстаивать свою позицию. Единственное, что ему категорически запрещается, - искажать факты ради оправдания.
- Большое количество необъективных (несправедливых) критических замечаний - показатель плохого психологического климата в коллективе. Это само по себе требует активных критических осмыслений.
- Если я сдержанно и по-деловому отнесся к критическому замечанию, значит, преодолел себя, я - сильная личность.
- Любая критика полезна уже хотя бы потому, что позволяет выяснить отношение критикующего к вам, которое могло бы выразиться в более крайних формах.
- Наиболее благоприятное впечатление на людей производит такой ответ на критику, который содержит конкретные обязательства по поводу того, что будет сделано для улучшения дела, с конкретным указанием сроков и реальных возможностей.
- Признать критику - это значит принять на себя ответственность за исправление недостатков.
-Даже если критикующий ошибается, не следует торопиться давать ему отповедь: для вовлечения других в сферу критики полезно поддержать его попытку критически разобраться в деле. Все участники обсуждения любой проблемы имеют одинаковые права и равно подчиняются данным правилам.
ГЛАВА 2. Критика может быть разной - конструктивной и деструктивной
При конструктивной критике оценка замечаемых поступков не задевает самолюбия адресата, мотивирует его к исправлению.
Информация о работе Конструктивная критика в деловом общении