Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 20:06, реферат
Философия жизни, экзистенциализм, интуитивизм, психоанализ многим обязаны учениям этих философов, у них единое мировидение. Ницше, Шопенгауэр - источник самого мощного в западноевропейской мысли направления - пессимистического. Не все представители иррациональной философии декларировали свою приверженность пессимизму, поскольку вкладывали различный смысл в это понятие, но в созданных ими системах трагическое ощущение мира доминирует.
1. Введение 3
2.1. Концепция А.Шопенгауэра 5
2.2. Концепция Ф.Ницше 17
3. Заключение 24
4. Список литературы 25
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Томский Государственный Педагогический Университет» (ТГПУ) факультет психологии, связей с общественностью и рекламы (ФПСОР)
Реферат по этике и эстетике на тему:
«Этика страдания (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше)»
Выполнила:
Шарапова Мария Михайловна
студентка группы №882
Проверила: Бернатоните
Ада Вилисовна
Томск - 2009
Содержание.
1. Введение 3
2.1. Концепция А.Шопенгауэра 5
2.2. Концепция Ф.Ницше 17
3. Заключение 24
4. Список литературы 25
Введение.
Духовный кризис в современных демократических обществах все более усиливается. Происходит это повсеместно и не зависит от культурных традиций той или иной страны, хотя они вызывают определенную специфику протекания этого процесса.
Много сделав для удовлетворения материальных потребностей, демократическая культура создает иллюзию достижения человечеством счастья и прогресса. На деле между человеком и естественной средой эта культура воздвигает колоссальную стену из различных технических нагромождений, что приводит к дисгармонизации сознания, не могущего примирить блага цивилизации (материальной культуры) и естественные потребности души и духа в единении с природой.
Отрицательные последствия демократической культуры философы заметили давно.
Убыстряющиеся темпы научно-технического творчества, связанные с развитием капиталистического производства, вызвали к жизни мировосприятие, лежащее в основе пессимистического направления в современной культурологии. Подчеркивание трагичности, безысходности и абсурдности человеческого существования является характерной чертой этого направления, возникшего в результате неприятия системы буржуазно-демократических ценностей. На смену высоким идеалам Средневековья, когда вся культура и человек в ней стремились к Богу - главенствующему идеалу, пришла чувственная культура с общечеловеческими идеалами, которая, исчерпав заложенные потенции, начала деградировать. Всеобъемлющая критика буржуазной культуры впервые была дана в рамках иррациональной философии в Германии XIX века и, прежде всего, в трудах Фридриха Ницше и Артура Шопенгауэра.
Новое философское миропонимание возникло в результате неприятия утверждения универсальности рационального метода познания. Однако, не только и не столько разум отличает человека от всего остального мира, сколько дух и душа - феномены, постижение которых невозможно. Рациональная методология при осмыслении жизни не срабатывает, она наталкивается на скорый предел своих возможностей, дальше которых особая область, ее познание требует иную методологию. Многие мыслители пытались проникнуть в душу той или иной культуры, к примеру, О.Шпенглер через гештальты, а Й.Хeйзинга через игру, однако эти философско- и историко-культурологические концепции возникли в XX веке на уже имеющемся фундаменте, заложенном представителями постклассической немецкой философии Ф.Ницше, А.Шопенгауэром.
Философия жизни, экзистенциализм, интуитивизм, психоанализ многим обязаны учениям этих философов, у них единое мировидение. Ницше, Шопенгауэр - источник самого мощного в западноевропейской мысли направления - пессимистического. Не все представители иррациональной философии декларировали свою приверженность пессимизму, поскольку вкладывали различный смысл в это понятие, но в созданных ими системах трагическое ощущение мира доминирует.
В жизни так много зла и страданий, что, даже не видя зло подле себя, но зная о его существовании, невозможно человеку нравственному быть счастливым. Осознавая это, он может различно проживать жизнь: деятельно - преобразуя внешний мир или наоборот, отказавшись от него, углубиться в себя. Последнее наиболее привлекательно для философов-иррационалистов, которые точку духовной опоры всегда искали не вне, а внутри себя. Что же касается внешнего мира, то он в их представлениях выступал в качестве зависимой от Я субстанцией. Следовательно, путь преобразований мира внешнего лежал через внутренний мир человека.
Концепция Артура Шопенгауэра.
С именем немецкого философа Артура Шопенгауэра связан радикальный переворот в философии и этике, обусловленный открытием новой сферы исследования - сферы человеческого бессознательного и выявлением той реальной роли, какую играет бессознательное в жизни человека и общества.
Важнейшим элементом бессознательной сферы является половой инстинкт, поэтому часто исследования этой сферы ограничиваются описанием значения и роли полового инстинкта, как это сделал Фрейд. Однако первым, кто обратил внимание на эту сферу, был Шопенгауэр, которому принадлежат также далеко идущие выводы относительно природы человека и его судьбы.
Согласно немецкому мыслителю, в мире господствует иррациональное, могущественное начало - воля к жизни. Наиболее ярко оно проявляется в бытии человеческого рода, потому что у человека вместе с разумом неизбежно появляется ужасающая уверенность в смерти.
Страх смерти, присущий всему живому, есть оборотная сторона воли к жизни, которую мы все представляем.
При этом могучая привязанность к жизни неразумна и слепа, она объясняется только тем, что наше внутреннее существо уже само по себе есть воля к жизни, которая, несмотря на преимущественно скверный характер, представляется нам высшим благом. Воля обеспечивает вечность окружающего мира, она пронизывает собой природу. По отношению к человеческому виду воля к жизни проявляется как половой инстинкт и страстная забота о потомстве.
Каждый индивид - это результат объективации воли к жизни и ее порождение. Мы видим себя только в качестве явлений, а воля - это вещь в себе. Явления приходят и уходят, а воля остается вечной и неизменной. Воля к жизни порождает и постепенно убивает каждого отдельного человека, сохраняя тем самым весь человеческий род в целом.
В отношениях полов воля проявляется в форме полового инстинкта и следующего за ним акта деторождения. Индивид порождает новых индивидов и активно заботится о своем потомстве. Таково устремление воли к жизни. И чем человек активнее реализует действие своей бессмертной сущности, тем быстрее происходит его отчуждение от этой сущности, то есть старение и умирание индивида.
Одновременно Шопенгауэр характеризует отношения между мужским и женским началом как важнейший аспект нашей жизнедеятельности: "Половые отношения в человеческом мире ...представляют собой незримый центр всяческих дел и стремлений. Они - причина войны и цель мира ...неиссякаемый источник острот ...именно поэтому в их основе лежит величайшая серьезность".
Итак, по Шопенгауэру, половой инстинкт - ядро воли к жизни или "концентрация всякого воления".
Впоследствии эти идеи развил уже в ХХ веке австрийский врач и психиатр З. Фрейд.
Воля (и в том числе такое ее проявление как половой инстинкт), как считали Шопенгауэр и Фрейд, находится вне морали. Мораль рациональна, а воля иррациональна.
В теории Шопенгауэра иррациональное (воля к жизни) одерживает победу над рациональным. Это проявляется в его концепции половой любви. Действительная цель любви - в рождении потомства. Родители, порождая потомство, неминуемо отчуждаются от него, а взросление детей есть одновременно медленное умирание их родителей. Сын забывает о матери, когда влюбляется в свою будущую невесту, а дочь - об отце.
"Человеческая жизнь, - здесь Шопенгауэр повторяет учение Будды, - это сплошные заботы и страдания, и в конце - смерть как долг той же воли к жизни".
Страдание - следствие отчуждения нашего временного бытия от воли к жизни, имеющей вневременный характер.
Еще одно следствие отчуждения от воли к жизни - эгоизм, присущий каждому индивиду. Воля к жизни с такой силой концентрирует себя в человеке, что любой из нас представляет себя центром вселенной, а остальные кажутся вспомогательными орудиями. Воля порождает тотальный эгоизм всех по отношению ко всем.
В женщинах и мужчинах воля проявляется по - разному. На этом основываются принципиальные различия между полами. Цель и смысл существования женщины целиком и полностью связаны с половым инстинктом и деторождением. Несчастная женщина - та, которая не удовлетворена, в первую очередь, своей половой жизнью. Отсюда следует неизмеримо меньший духовный уровень развития типичной женщины в сравнении с типичным мужчиной.
Субъекты мужского и женского начал коренным образом отличаются и по способу восприятия окружающей действительности: женское восприятие интуитивное, поверхностное и иррациональное; мужское, наоборот, сущностное, стремящееся к рациональному объяснению действительности.
Воля к жизни сильнее проявляется у женщин, отсюда - гораздо большая степень эгоизма и имморализма женской природы по сравнению с мужской.
Однако представительницы женского начала более чувствительны и склонны к состраданию, чем представители мужского начала.
Как более слабые, чем мужчины, женщины больше склонны к хитрости и лжи, с помощью которых они добиваются своих целей, особенно в сфере действия полового инстинкта. Женщины относятся друг к другу враждебно, а мужчины - равнодушно.
Если мужчины стремятся к осмыслению мира, то женщины стремятся обладать лишь мужчинами, поэтому "собственность, добытая мужчинами непрестанным трудом, попадает в руки женщин".
Общее и наиболее позитивное для всех человеческих существ состояние - это страдание. Естественное состояние каждого существа - это ощущение какой-то потребности, нужды, недостаточности, ощущение боли. Благодаря этому человек постоянно находится в самодвижении и развитии. А наслаждение, как нечто приятное, временно прекращает страдания, а вместе с ними и саморазвитие индивида. Вот почему, как указывает Шопенгауэр, страдание - позитивно, а значит, естественное наслаждение негативно и неестественно для человека.
Всех людей объединяет единая сущность - благодаря воле к жизни мы все страдаем. "Счастливый, довольный как таковой, оставляет нас равнодушными именно потому, что его состояние отрицательное: отсутствие скорби, лишения и нужды".
"Если мы все страдаем, то мы неминуемо должны сострадать друг другу". Люди должны познать мысли и чувства друг друга, тогда в мире, наряду со страданием, будет господствовать сострадание, а на его базе получит развитие и симпатия во взаимоотношениях между субъектами.
Шопенгауэр открыл темную сторону человеческой природы, чем он и отличается от традиционной этики, рассматривавшей модели идеального человека и совершенного общества. "Именно в этом был мой план, чтобы я рассмотрел эту темную сторону человеческой природы, в чем мой путь, конечно, уклоняется от принятого всеми другими моралистами и становится подобным дантовскому, который ведет сначала в ад".
Сущность человека, говорит Шопенгауэр, выражается одним словом - эгоизм или стремление к собственному благополучию. "Все для меня и ничего для других" - таков его девиз. Эгоизм колоссален - он возвышается над миром. "Каждый делает себя средоточием мира, все относит к себе, все, что только происходит, даже величайшие перемены в судьбе народов, прежде всего, ставит в связь с тем, как это отзовется на его интересах, и как бы последние ни были незначительны, в первую очередь, думает о них". Эгоизм лежит как пропасть между людьми. Если кому-то удастся перешагнуть через эту пропасть, то это чудо.
Подавляющее большинство людей - закоренелые эгоисты, ими движут не моральные, а антиморальные импульсы: жадность, чревоугодие, тщеславие, гордость и т.д.
Другая часть человечества - люди злорадные, наглые, ненавидящие, мстительные, коварные и жестокие. Эти люди получают удовольствие от созерцания чужого страдания - их благополучие построено на неблагополучии других. Это люди злые, в них проявляется не просто животное начало (эгоизм), а дьявольское.
Но есть очень небольшая часть человечества, которая руководствуется не этими, а другими импульсами. Найдутся очень немногие люди, кто действует из чувства сострадания - единственно морального импульса в человеческой природе. Поскольку сущность мира - это страдание, которое ощущается как положительное непосредственно воспринимаемое качество - лишение, нужда, боль, то страдание и боль другого человека могут вызывать наше участие как таковые.
Счастливый, довольный оставляет нас равнодушными именно потому, что его состояние отрицательное - отсутствие скорби, страдания, нужды. Счастливый и довольный человек не возбуждает нашего участия, как это бывает по отношению к страдающему, нуждающемуся, несчастному.
Ведь даже и для нас самих нашу деятельность возбуждает только страдание, тогда как состояние удовлетворенности оставляет нас недеятельными. Когда страдание другого становится мотивом деятельности человека, его поведение является моральным.