Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 19:39, курсовая работа
Различают теоретическую этику и нормативную этику. Первая занимается изучением вопросов происхождения и сущности морали, выяснением её места в системе общественных отношений, обоснованием формы и структуры нравственного сознания. Вторая: своим предметом имеет все то, что позволяет ответить на вопрос: как должен поступать человек исходя из принципов и норм морали.
Введение……………………………………………………………3
1.Культурное общение – важное свойство челове-
ческого приличия……………………………………………….6
2.Средства ( или знаки ) человеческого общения….7
1.Взгляд и интонация……………………………………..7
2.Жесты…………………………………………………………8
3.Слово…………………………………………………………..8
3.Правила приличия или этикета………………………...10
1.Вежливость………………………………………………….10
2.Такт…………………………………………………………….11
3.Деликатность………………………………………………12
4.Культурный облик руководителя……………………..13
5.Беседы с посетителями и подчинёнными…………14
6.Этика приёма посетителей и подчинённых………15
Заключение………………………………………………………..18
Список использованной литературы……………………20
СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
РОСТОВСКИЙ
ФИЛИАЛ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ «
ЭТИКА »
НА
ТЕМУ:
« Этика приёма посетителей и подчинённых
и
беседы с ними »
Ростов-на-Дону
1997-1998
уч.г.
Содержание.
Введение………………………………………
ческого приличия……………………………………………….6
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………20
Введение.
« Есть много родов об-
/ В.Г. Белинский /
« Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик ».
/
И.В. Гете /
Проблемы нравственности давно волнуют человечество. Корни интереса к нравственности уходят в историю. Об этом говорят, к примеру, трактат древнеримского врача «Гигиена страстей, или нравственная гигиена»; исследования экономиста А.Смита по теории нравственных чувств, изложение основ нравственности, написанные русским физиологом И.И. Мечниковым «Этюды о природе человека». « Решение задачи человеческой жизни должно неизбежно повести к более точному определению основ нравственности. Последняя должна иметь не непосредственное удовольствие, а завершение нормального цикла существования. Для того, чтобы достигнуть этого результата, люди должны гораздо более помогать друг другу, чем они делают это теперь ».1 – писал Мечников. Суть нравственности, как реального общественного явления, существование которого сопряжено с первым усилием людей жить и действовать сообща, сначала стихийно, а затем преднамеренно объединяясь, состоит в том, что она является жизненно необходимым условием выживания людей, упорядочение их общественного образа жизни. Такая альтернатива породила ряд теоретических обоснований, согласно которым нравственный человек строго приспособлен к условиям внешней среды ( английский философ Спенсер ), а природа может быть названа первым учителем нравственного начала для человека ( П.А. Кропоткин ). Г. Селье, автор общепризнанной теории стресса, считает, что нравственно то, что биологически полезно, а поэтому нравственные нормативы должны быть основаны на биологических законах, на законах человеческого самосохранения.
Нравственность – общественное явление.
Состоит из двух уровней: отношение и сознания. Эффективное руководство немыслимо без знания руководителем такой общественной науки, как этика. И. Кант говорил, что этика является трамплином, который позволяет людям подняться выше самих себя, освободиться от эгоистических склонностей и видеть в других личностях тоже личность. Философ-материалист П.Гольбах резюмировал, что этика есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений.
Этика
– древняя наука. Возникла как составная
часть философии в период становления
рабовладельческого общества. Термин
«этика» ввёл один из её основателей древнегреческий
философ Аристотель. По его мнению, этика
помогает познать, что следует делать
и от чего нужно воздержаться2. Объект
изучения этики: нравственные явления
в самых разнообразных формах их существования.
Различают теоретическую этику и нормативную
этику. Первая занимается изучением вопросов
происхождения и сущности морали, выяснением
её места в системе общественных отношений,
обоснованием формы и структуры нравственного
сознания. Вторая: своим предметом имеет
все то, что позволяет ответить на вопрос:
как должен поступать человек исходя из
принципов и норм морали. Оба направления
представляют собой отрасль научного
знания, предметом которой является учение
о морали, о законах её развития, экономических,
социальных и психологических механизмах
её функционирования.
Требования этикета распространяются на всех! Элементарные символы культуры: « Доброе утро », « присядьте, пожалуйста », « благодарю » - необходимы как начальству, так и подчинённым.
Если же у того, к кому обращаются за услугой укоренилось высокомерие, он бескультурен вне зависимости от занимаемого поста и образованности. Нотариус или продавец, директор школы или работник справочного бюро или столовой выступают не как частные лица, а как представители учреждений. Следовательно, зеркало учреждения – культура его сотрудников.
Профессиональная мораль – составная часть культуры поведения. Мораль, конечно, выступает в основных нравственных категориях добра-зла, справедливости, долга, чести, достоинства, совести, счастья. Нравственные образцы поведения – идеалы – вырабатываются с детства и постепенно становятся неотъемлемой частью сознания и поведения человека. Однако в различных профессиональных группах есть свои дополнительные требования к поведению, свои идеалы. Речь идёт о профессиональной выучке человека. Характерными здесь являются нормы поведения врача, записанные ещё в клятве Гиппократа и не потерявшие своего значения и сегодня.
Культура
служебного общения включает ряд
общих моментов – правил служебного
этикета. Так, неумение вести служебный
разговор, неумение вести себя на работе,
кроме потери времени многих людей, приносит
массу неприятных моментов, в частности,
риск быть неправильно понятым, создание
психологической напряжённости и даже
нервных срывов у сослуживцев, что никогда
не способствует делу. Чтобы избежать
подобных случаев, достаточно бывает соблюдать
на службе хотя и формальные, но совершенно
обязательные требования: вежливый тон
обращения, лаконизм изложения, предварительную
подготовку к докладу и чёткие выводы.
2. Средства ( или знаки ) человеческого общения.
Из чего слагается общение или, иначе, каковы выразительные средства общения?
Это
прежде всего взгляд, слово, интонация,
жест. Каждое в отдельности и все
вместе эти средства ( знаки ) общения
могут сказать многое о том, кто ими пользуется.
Взгляд и интонация.
Например, взглядом легко обидеть, оттолкнуть человека, если этот взгляд иронический или хмурый. Напротив, открытый, приветливый взгляд располагает к общению, настраивает на доверительное отношение к человеку. Интонация в голосе, с которой мы отвечаем на вопрос, делаем замечание или прости разговариваем, играет огромную роль в общении. Оно заключает в себе тот скрытый смысл, « подтекст », который порой важнее открытого текста. Самые « правильные » слова могут показаться обидными, оскорбительными, если они звучат пренебрежительно, произносятся в грубой форме. Вы спрашиваете у прохожего, как пройти на такую-то улицу, и слышите в ответ: « Первая направо », произнесённые отрывисто, тоном раздражённого человека. Сведения вы получили правильные, а в душе остаётся неприятный осадок, как будто вы обидели незнакомого вам человека. Интонацией можно поддержать, ободрить, вселить надежду, поднять настроение – не перечислить всех оттенков чувств т отношений, выражаемых этим действенным средством человеческого общения.
Жесты.
Существенную
роль в общении играет жест
– « немой язык » человеческих чувств,
мыслей, настроений. Жест тоже может быть
приветливым и обидным, красивым и грубым,
выразить симпатию или антипатию к человеку.
Культурный человек пользуется этим средством
осторожно, так как излишняя жестикуляция
производит впечатление суетливости,
несдержанности, несобранности. Небрежная
поза в разговоре с собеседником, конвульсивные
телодвижения в танце, почёсывание, неприкрытое
зевание крайне неэстетичны и свидетельствуют
о пренебрежении к окружающим, о низкой
общей культуре человека.
Слово.
Наиболее ёмкое, содержательное и выразительное человеческое общение – слово. Высокая культура общения предполагает развитое умение говорить и слушать, вести беседу. Вряд ли есть лучшее средство для развития ума и культуры общения, чем беседа. Это целое искусство, с помощью которого люди познают друг друга, находят взаимопонимание, убеждаются в правильности или неправильности своих представлений по самым разным вопросам. Где, как не в беседе, в умном и содержательном обмене мнениями о прочитанной книге, увиденном кинофильме, газетной статье на интересную жизненную тему, приглашающей к спору, можно оттачивать свою мысль, научиться ясно выражать свою точку зрения? Если люди способны лишь говорить и не умеют слушать, подобно лермонтовскому Глушницкому из « Героя нашего времени », - они глухи к тому, что думают их собеседники, слушают только себя, отвечают только на свои мысли. Умение говорить – это способность правильно и чётко выражать свою мысль, отстаивать свои убеждения. Распространённое мнение: « Думаю я правильно, только высказать не могу » - неверно. Неясная речь, бедный словарный состав языка свидетельствуют о неясности высказываемой мысли и бедности, низкой культуре чувств.
Верно говорят, что « слово лечит » и « слово ранит ». Одним словом можно человека поддержать, расположить к себе и обидеть, оттолкнуть. Слово соединяет людей, но оно же способно и разъединять. Подобно взгляду, жесту и интонации, им надо пользоваться осторожно, умело, заранее предвидя, какое впечатление и воздействие оно может произвести на другого человека. Это только кажется, что грубое слово « нечаянно сорвалось » с губ. На самом деле тот, кто грубит, как правило знает, что тем самым ранит человека. И как велика сила слова, несущего одобрение, вселяющего веру, выражающего симпатию, нежность, любовь!
Особо
следует сказать о дурной, унижающей
человеческое достоинство привычке
сквернословия, бытующей у некоторой
части взрослых и молодёжи. Ругань вообще
не украшает человека, свидетельствует
лишь о его невоспитанности, низкой культуре.
А сквернословие всегда есть проявление
низости, предельной вульгарности того,
кто считает себя человеком. « Всё прекрасное
в человеке – от лучей солнца и от молока
матери, - вот что насыщает нас любовью
к жизни! » - писал М.Горький. Замечательный
татарский поэт Муса Джалиль говорил:
« Мы будем вечно прославлять ту женщину,
чьё имя – мать. ». Как же надо относиться
к тем, кто святое имя Мать оскверняет
грубым, непотребным, чёрным словом?
Информация о работе Этика приёма посетителей и подчинённых и беседы с ними