Этика государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:57, реферат

Описание работы

Специфика формирования этики госслужбы.
Этика госслужбы как единство профессиональной, управленческой и этики идеологизированных систем.
Государственная служба – специфический вид деятельности, связанный с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства основных экономических, социальных и политических программ среди населения. Истоки госслужбы ищут в истоках формирования государства, так в ХХ в. до Н. Э. В Древнем Шумере произошло первое восстание за социальную справедливость против государственного аппарата, там же появились зачатки двухпалатного парламента и этических правил госслужбы.

Работа содержит 1 файл

Этика государственной службы.docx

— 66.55 Кб (Скачать)
      • Необходимость привести с собой команду, которая разделяет политические цели, видение перспектив начальника, а на уровне ближайшего окружения – тех, на кого можно полагаться и кому можно доверится.
      • Необходимость расплатится местами в государственной службе за поддержку электоратом от многочисленных союзников в ходе предвыборной кампании.
      • Необходимость подобрать сотрудников в соответствии со стилем работы, с определёнными навыками и нравственными качествами. Если руководитель ориентирован на принцип «разделяй и властвуй», то он постарается сделать так, чтобы его сотрудники различались по уровню образования, полу, возрасту и т.д. и наоборот.
    • Следующая причина текучести кадров: отток с государственной службы людей, которых не удовлетворяет содержательная сторона труда, уровень вознаграждения, а возможно и плохой психологический климат в коллективе.
    • Отток с государственной службы людей, которые не смогли приспособится к особенностям функционирования госслужбы, не смогли принять её этику, возможно, в результате внутриличностного конфликта между старой и новой системами ценностей.
  • В государственной службе, в связи с развитием гражданского общества и процессами децентрализации управления, всё время возрастает объём общения в самых разных формах: представительские функции, переговоры, встречи, публичные мероприятия и т.п. По мере развития гражданского общества доля общения в деятельности госслужащих не просто возрастает и требует от служащего наличия таких качеств, как коммуникабельность, умение слушать, принимать чужую точку зрения, обучаемость (возможность убедить человека в его неправоте), но общение становится всё более динамичным, разнообразным, интенсивным и т.д. В результате госслужащие, как и все категории работающих, связанных с большим объёмом общения, оказываются подвержены болезням стрессов, особенно одной их разновидности: болезни «выгорания» (плата за сочувствие). Для госслужащих общение представляет ещё особую сложность в связи с тем, что на них население в целом и отдельные его слои возлагают особые надежды в решении своих проблем. Однако госслужащие могут удовлетворить эти надежды только в той степени, в какой им позволит это сделать система законов, указов, бюджеты и т.д. Это конфликт между реальностью и иллюзией. Это психическое заболевание - поражается эмоциональный мир людей, но в отдельных периодах заболевания поведение таких сотрудников выглядит как отступление от нравственных норм, проявление хамства, нетерпимости и т.д. Впервые о подобном заболевании заговорили в начале 70-х годов в США. Эти болезни стрессов имеют три стадии развития:
    • Человек ещё нормально осуществляет свою деятельность, но постепенно из его жизни уходят сильные эмоции, яркие краски. Чиновник начинает видеть мир в серых тонах. Приёмы, которыми обычно снимается нервное напряжение, перестают действовать.
    • Служащий ещё выполняет свои служебные обязанности, но, желая уберечь себя от лишних эмоциональных переживаний, начинает выискивать у клиентов какие-нибудь негативные черты, которые оправдают отсутствие сопереживания их бедам и проблемам. Это срабатывает, но на очень короткий срок, а после «переселится» к друзьям этого чиновника или домой, как результат, таких людей не могут терпеть дома и на работе. В этот период желательно такого человека временно отстранить от работы (отпуск) или перевести в другое подразделение. Если этого не сделать, то возможны «немотивированные срывы».
    • В этой стадии наступает глубокое поражение эмоционального мира, окружающее видится в чёрно – белых тонах, жизнь кажется зашедшей в тупик. В такой стадии болезни нередок суицид.

Основные нравственные требования к личности госслужащего и основные факторы, влияющие на ранжирование данных требований.

Основные понятия  профессиональной этики госслужбы.  

 

Профессиональная этика  государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные  ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она  как бы «приспосабливает» уже  известные принципы, понятия к  специфическим сферам жизнедеятельности  человека.

Профессиональная этика  и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические понятия. Кратко рассмотрим те из них, которые  будут интересовать нас больше всего. Пожалуй исходным понятием профессиональной этики является понятие «профессионального долга», в котором фиксируются  достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к  своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения  личности и общества, личности и  коллектива. Профессиональный долг стимулирует  самоотдачу, именно в нём находит  конкретное выражение долг Человека.

Следует выделить и такие  понятия как «профессиональная  честь» и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь  выражается оценка значимости той или  иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень  важно для государственного служащего  и составляет основу профессионального  достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь»  и «служба» как общественные явления  тесно связаны между собой. Не случайно в былые времена под  честью понималось высокое звание, должность. В толковом словаре Вл. Даля говорится, что честь – это  совокупность высших морально – этических  принципов в личности. В ней  заключается нравственное достоинство  человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству.

Честь не только нравственная, но и историческая категория. Она  производная от условий эпохи, в  которой живут люди, является частью их сознания, ориентирована на ту или  иную систему ценностей, норм поведения  и т.д.

Честь вместе с тем и  категория деятельная. Она проявляет  себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых  может находиться человек по отношению  к другим людям, выделяется несколько  видов чести. Немецкий философ XIX века А. Шопенгауэр, выделял, например, такие  виды чести, как гражданская, служебная, военная, рыцарская, мужская и т.д.

Первостепенное значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская честь. По словам философа, ни один человек  не может обойтись без неё. Её действия и значение распространяются на все  сословия, не исключая самых высших. Честь обязывает всех граждан  радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя  и славу, уважительно относится  к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботится о  стариках и детях, помогать слабо  защищённым слоям граждан. Ведь в  правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет  право на достойную жизнь.

Гражданская честь оказывает  существенное влияние и на честь  служебную, по крайней мере, в той  части, которая связана с высокой  социальной значимостью службы и  служебной деятельности. В современном  понимании служба – это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется  в переломные эпохи в жизни  государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.

Служебная честь, кроме социального  смысла, имеет и другую, не менее  важную сторону, связанную с выполнением  служащими своего долга. В виду публичности  службы деятельность государственных  служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Как отмечает Шопенгауэр, «служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности.

Профессиональная честь  и профессиональное достоинство, взаимно  дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень  нравственности. Профессиональная честь  и профессиональное достоинство  государственного служащего будут  выражаться в принятых решениях и  различных поступках.

Профессиональная нравственность для государственного служащего  включает в себя и понятие «профессиональной  справедливости». Быть справедливым не так просто. Государственному служащему  требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать  ту или иную ситуацию, объективные  обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства – гораздо  легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает  государственного служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», мафиозных  групп и др. Справедливость, конечно, важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в  оценках «своих» и «чужих», удобных  и не удобных разрушают и моральное  сознание самого специалиста, и морально-психологический  климат коллектива. Так как общение  с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени  основного числа государственных  служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как «профессиональный  такт».

Особенно стоит выделить основные принципы профессиональной этики  государственного служащего.

Прежде всего, исходным для  профессиональной этики государственного служащего является принип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.

С принципом гуманизма  пересекается принципоптимизма (профессионального). Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть осенена, одухотворена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика государственного служащего  должна включать в себя принцип патриотизма. Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным  отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения  Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как  середину между двумя крайностями: между национальной кичливостью  и приниженностью, заискиванием перед  всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение  к достижениям других народов.

Основные понятия и  принципы профессиональной этики государственного служащего образуют её каркас, который  наполняется «плотью и кровью»  в различных житейских ситуациях.

Требования к  государственным служащим.

Нравственные требования, предъявляемые к государственным  служащим можно разделить на 4 группы:

  • Эта группа требований связана с наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий. Требования к служащим, находящимся на уровне, где принимаются решения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т.д.);
  • Исполнительская дисциплина. В основе этого требования лежит тот факт, что от государственного служащего порой зависит и жизнь человека, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на человека с момента его рождения. Дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность – эти качества характеризуют исполнительскую дисциплину;
  • Такие качества, которые определяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь важно то, что общение не только возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами, социальным статусом, уровнем доходов и т.д. Чиновнику должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;
  • Качества, объясняемые «Эффектом аквариума». Это особое положение государственного служащего в обществе: к нему приковано обострённое внимание людей (даже к личной его жизни). Из этого следует, что государственная служба – это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение – это те качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве.

При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму этических требований. Из них  основные, которые должны предъявляться  к государственному служащему как  при поступлении на государственную  службу, так и при исполнении государственно-служебных  полномочий:

  • Приверженность высшим нравственным принципам, верность государству; государственный служащий должен ставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений;
  • Соблюдение принципов государственной службы;
  • Постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации, никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по государственной должности;
  • Честная служба государству;
  • Стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций;
  • Отсутствие в деятельности государственного служащего элементов дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой;
  • Никогда не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;
  • Не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями государственной службы;
  • Никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;
  • Не заниматься предпринимательской деятельностью;
  • Разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней в государственных органах;
  • Соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами;
  • Стремиться создавать деловой имидж государственного служащего;
  • Не высказывать публично своего личного мнения о действующих политических деятелях;
  • Избегать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности;
  • В общении с гражданами, как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила поведения; вести себя с достоинством; демонстрировать вежливое корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять другую позицию; равное отношение ко всем гражданам и юридическим лицам; взвешенность высказываемых суждений и принимаемых управленческих решений.

Информация о работе Этика государственной службы