Этика государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 09:36, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является рассмотрение основных особенностей этики государственной службы.
Задачи контрольной работы:
- изучить основные понятия и принципы профессиональной этики государственного служащего;
- определить особенности этики государственного служащего;
- проанализировать этический кодекс государственного служащего РФ.

Работа содержит 1 файл

Бурыхина.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Введение

       Обращение к основным этапам  развития этики обусловлено как  важностью нравственной проблематики  в истории человеческой культуры, уважением к прошлому, так и  стремлением разобраться в существе  морально-этической проблематики  на уровне современных знаний.

В современных  условиях наблюдается особый интерес  к этике - этой старейшей и вместе с тем неповторимо молодой  отрасли философского знания. И это  не случайно. Развитие России по направлению  к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики.

Это открывает  возможности для выработки научных  подходов к анализу состояния  кадров государственных служб: критериев, методов процедур оценки качеств  работников, требований, предъявляемых  государственному служащему. Однако в государственных органах власти и управления до сих пор отсутствуют технологии оценки кадров, на основе которых можно было бы определить этический уровень руководителя и специалиста.

Важная  роль в становлении нового типа российской государственной службы, принадлежит так называемому мотивационному ресурсу государственного служащего - нравственных убеждений и принципов поведения, которые будут способствовать воспитанию и формированию этических ценностных ориентаций и высокой нравственности.

Вопросы этики государственного служащего  постоянно продолжают возникать. Это  означает, что территория еще не исследована, что существуют различные, частично конфликтующие точки зрения о её задачах, что терминология не ясна и лишена единства, и что - это еще важнее - не ясны также измерения оценки научного качества приведения доказательств.

Целью контрольной работы является рассмотрение  основных особенностей этики государственной службы.

Задачи контрольной работы:

- изучить  основные понятия и принципы профессиональной этики государственного служащего;

- определить особенности этики государственного служащего;

- проанализировать этический кодекс государственного служащего РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Основные понятия и принципы профессиональной этики государственного служащего.

       Профессиональная этика государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.

Профессиональная  этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические  понятия. Исходным понятием профессиональной этики является понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.

Следует выделить и такие понятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны между собой. Не случайно в былые времена под честью понималось высокое звание, должность.

         Первостепенное значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская честь. Честь обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относиться к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботиться о стариках и детях, помогать слабо защищённым слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь.

      Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. В современном понимании служба - это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.

Служебная честь, кроме социального смысла, имеет и другую, не менее важную сторону, связанную с выполнением  служащими своего долга. В виду публичности службы деятельность государственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного служащего будут выражаться в принятых решениях и различных поступках.

Профессиональная  нравственность для государственного служащего включает в себя и понятие «профессиональной справедливости». Быть справедливым не так просто. Государственному служащему требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства - гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает государственного служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», мафиозных групп и др.

       Особенно стоит выделить основные принципы профессиональной этики государственного служащего.

Прежде  всего, исходным для профессиональной этики государственного служащего  является принцип гуманизма, т.е. уважительного  отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.

С принципом  гуманизма пересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

Основные  понятия и принципы профессиональной этики государственного служащего  образуют её каркас, который наполняется  «плотью и кровью» в различных  житейских ситуациях.

   Общие принципы представляют собой основы поведения государственного служащего, которыми надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей.

       Государственному служащему необходимо знать основные принципы и нормы, которыми он должен руководствоваться во время работы, а также осознавать границы допустимого поведения. Этого можно добиться при помощи краткого и широко пропагандируемого изложения основных этических норм и принципов, регламентирующих государственную службу, представленного, например, в виде кодекса поведения, что позволит добиться единообразного понимания указанных принципов и норм как на всех уровнях государственного управления, так и в более широких кругах о Введение абстрактных положений о ценностях, миссии, целях и философии организации в корпоративные этические кодексы не исключают отношения к ним со стороны руководства компаний просто как к красивым словам, в то время как этические стандарты требований, предъявляемых обществом к организациям, как правило, очень высоки .

От  государственной службы требуется  решение различных социальных проблем: повышение качества жизни работников, защита окружающей среды, благотворительная  деятельность, повышение качества жизни  всех граждан общества. Специфическое  для морального сознания противоречие должного и сущего в этике государственного служащего вытекает из объективного противоречия между морально-этическими целями и её основными целями - достижением успеха.

    Цели государственной службы, ее ведущие принципы, нормы, требования к ее кадрам - все содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее направленность, ее основные доминанты. Моральная атмосфера в органах власти, нечистоплотность ответственного чиновника могут серьезно дискредитировать любые благие намерения властей. В общественном мнении авторитет государственного служащего справедливо связывают, прежде всего, с их порядочностью, справедливостью.

2. Особенности этики государственного служащего

К этическим  навыкам государственного служащего можно отнести:

1) Знания  государственного служащего - результат  мыслительной деятельности, включенной  в процесс управления и означающий  усвоение фактов, понятий, законов  и т.д. Уровень знаний, их неустанное  пополнение - один из критериев  эффективности управленческого труда. Принято различать знания научные и обыденные, полные и неполные, системные и бессистемные. Особая роль в приобретении, закреплении и пополнении знаний, в выработке на их основе необходимых умений и навыков принадлежит системе непрерывного образования служащих, стимулирующей творческий подход к делу.

2) Умения  государственного служащего - относительно  устойчивые характеристики, зависящие  от способностей, знаний и самого  характера управленческой деятельности. По сути своей умения служащего - это знания, воплощенные в решении конкретных управленческих проблем, т.е. освоенная и реализованная на практике модель деятельности. К ним относятся умение служащего быстро вникнуть в суть дела, всесторонне проанализировать ситуацию, выделить ключевую проблему, найти ее конструктивное решение и т.д.

3) Навыки  государственного служащего - это  умения, доведенные до автоматизма,  зачастую осуществляемые без  продумывания. Они приобретаются  в условиях, когда в практической  деятельности служащий постоянно имеет дело с типичными управленческими ситуациями. Навыки позволяют экономить время, действовать с минимумом ошибок и просчетов.

4) Опыт  государственного служащего - это  свойство, сформированное путем  обучения и практики в широком  смысле - единство знаний, умений и навыков. Опыт растет, как правило, со стажем работы. В качестве результата практической деятельности служащего он отражает уровень овладения «секретами» управленческого труда, достигнутый им на данный момент. Прежде всего, служащий знакомится со структурой организации, со своей конкретной работой. Овладевает деятельностью, регламентированной конституцией, уставом государственного образования, положением об отделе, должностной инструкцией и всеми нюансами, связанными с ситуацией, как в организации, так и во внешнем окружении.

Таким образом, чтобы государственные  органы власти могли не только оптимально работать в ситуации столь быстрых  перемен, но и эффективно влиять на эти перемены, необходимо большее  внимание уделять такому важному  внутреннему ресурсу организации, как кадровый потенциал.

Проблемы  этической регламентации деятельности государственных служащих сегодня  являются предметом рассмотрения особой науки - биоэтики, в рамках которой  разрабатываются основы моральной  регламентации взаимоотношений государственной службы и общества.

Этика государственного служащего находится  под влиянием нравственных регуляторов. Вместе с тем, этическая модель действия государственного служащего не может  быть простым следствием влияния  общих регуляторов. Государственная служба как один из центральных элементов социального управления оказывает существенное влияние на форматирование элементов общественной системы. Другими словами, государственный служащий в силу своего положения задает нравственную модель поведения. Таким образом, этические регуляторы действия государственного служащего, с одной стороны, объективно отражают сложившуюся общественную нравственную систему, а, с другой стороны, влияют на нее «только усвоенные и творчески переработанные муниципальными служащими совокупные нравственные и эстетические ценности, значительно превышающие установленные в каждом обществе жизненные стандарты, позволяют ему занимать подобающий его личности статус».

Способности государственного служащего - особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления управленческой деятельности. Эти особенности имеют комплексную структуру, позволяющую проявляться компенсаторному механизму, благодаря которому сильно выраженные способности могут возмещать в управленческой деятельности недостаточное развитие других. Качества и способности персонала тесно взаимосвязаны между собой, разделить их порой практически невозможно. И все же качества государственного служащего представляют собой результат реализации его способностей в процессе управленческой деятельности. Стало быть, способности являются как бы скрытыми возможностями персонала, которые проявляются и раскрываются при определенных условиях. А так как этика это составляющая профессиональной деятельности, то от этого зависит и эффективность деятельности государственного служащего и в целом государственной службы. Особенность этики государственного служащего заключается в том, что он должен обладать знаниями особенностей соответствующей управляемой сферы.

Информация о работе Этика государственной службы