Этика государственной
службы.
Специфика формирования
этики госслужбы.
Этика госслужбы
как единство профессиональной, управленческой
и этики идеологизированных систем.
Государственная служба –
специфический вид деятельности,
связанный с осуществлением политики
государства и реализацией от
имени государства основных экономических,
социальных и политических программ
среди населения. Истоки госслужбы
ищут в истоках формирования государства,
так в ХХ в. до Н. Э. В Древнем
Шумере произошло первое восстание
за социальную справедливость против
государственного аппарата, там же
появились зачатки двухпалатного
парламента и этических правил госслужбы.
Древняя Греция и Императорский
Рим сыграли большую роль в
образовании этики государственной
службы как прообразы современных
буржуазных государств. В них были
подвергнуты анализу природа
власти, в философии начали формироваться
понятия «власть», «взаимодействие
с обществом», «роль права».
Существенную роль в формировании
этики госслужбы оказали исторические
реалии формирования государственной
службы в той или иной стране.
Они делали этические требования
более конкретными, обусловленными
историческими реалиями данной страны.
Государственная служба предполагает
наличие у каждого работающего
того или иного объёма властных распорядительных
полномочий, поэтому этика госслужбы
включает в себя все основные элементы
этики и культуры управления (принятие
решения, его подготовка, реализация,
предвидение последствий принятых
решений и т.д.). На разных уровнях
государственной службы объем властно
-–распорядительных полномочий различен.
На низовых уровнях объем этих
полномочий невелик в силу жёсткой
централизации деятельности государственной
службы, рядовые работники выполняют исполнительские
функции, но, тем не менее, определённый
набор властных полномочий у них есть.
Этика государственной службы
включает в себя целый ряд элементов
этики идеологизированных систем: требование
подчинения основных личных качеств
специфике достигаемой (реализуемой)
идеи, исключение всех тех, кто неспособен
применять те методы и способы, которые
необходимы для достижения поставленных
целей. В системе госслужбы всегда
существовали официальные или неформальные
способы отслеживания поведения
государственных чиновников на соответствие
их стандартам, предъявляемым в данный
период к госслужащим. Существует система
внутренних наказаний госслужащих.
В организации госслужбы
и её функционировании есть много
специфических моментов, которые
действуют в противоречии с требуемыми
от госслужащего моральными качествами.
Нравственность чиновников разлагается
как бы изнутри. Такими особенностями,
негативно влияющими на мораль государственных
служащих, являются:
- Специфическая форма оплаты труда в государственной службе;
- Её территориальное устройство;
- Вертикальная выстроенность по направлению деятельности;
- Особый характер текучести рабочей силы;
- Особая заинтересованность отдельных слоёв населения в деятельности госслужбы.
Таким образом, этика госслужащего
представляется достаточно нестабильным,
ранимым, сильно зависящим от обстоятельств
комплексом качеств. С другой стороны,
государственный служащий – это
лицо государства и нации, залог
успешного функционирования государства.
Поэтому существует ряд качеств,
которыми госслужащий должен обязательно
обладать. В связи с этим право
играет решающую роль в организации
государственной службы.
Роль права
в формировании и развитии этики госслужбы.
Другой профессии, в деятельности
которой право играло бы такую
большую роль, нет. Право в обеспечении
морали государственных служащих доминирует,
прописывается устройство государственной
службы, соподчинённость, циклы сменяемости,
система наказаний, смещений и т.д.
Таким образом, в государственной
службе право является главным регулятором
отношений между людьми внутри системы
госслужбы и с внешним миром.
Этика госслужащего занимает вспомогательное
положение.
Цель права: унифицировать
и стандартизировать поведение
государственных служащих с тем,
чтобы ни частая сменяемость, ни малый
объём общения населения с
чиновником не могли повлиять на восприятие
фигуры чиновника как представителя
государства.
Формирование
в развитых государствах унифицированной
этики государственной службы.
В основном, такое сращивание
моральных норм происходит в сфере
практической нравственности и этикетных
формах. Факторы, влияющие на унификацию
норм государственной службы в различных
странах, таковы:
- Глобализация экономики и образование единого экономического пространства, которое потребовало единства регулирования экономических процессов;
- Обострение экономических проблем и глобальных проблем современности, что потребовало создания различных международных организаций. В этих организациях работали люди из разных государств, они должны находить общий язык, а это легче сделать при единых моральных ценностях.
- Образование крупных центров международного значения по подготовке управленческой элиты, где в тесном контакте работают представители различных государств.
- Формирование мощных международных коммуникативных систем, которые сделали более близкими отношения между нациями, кроме того, пропаганда через средства массовой информации определённых образцов поведения, манер, этикета.
- Многоплановое развитие форм общения потребовало совершенствования систем этикета и усвоения этих норм.
- Децентрализация управления, идущая в последнее время, которая на региональном и муниципальном уровне вовлекла в активную форму управления новые слои и отряды госслужащих.
- Существенную роль в сближении норм этики госслужбы сыграли и новые тенденции, проявившиеся в условиях реформирования государственного аппарата в конце ХХ века: сращивание бизнеса и государственной службы, бизнеса и политики. Этика бизнеса, проникшая в госслужбу, всегда была более универсальной и унифицированной, как вышедшая из этики протестантизма.
Особенности организации
и функционирования госслужбы и
влияние их на мораль госслужащих.
- Государственная служба во всех государствах и во все времена финансируется из казны, из бюджета, таким образом, госслужба всегда существует в условиях ограниченных ресурсов. Как результат этого финансирования, материальное вознаграждение государственных служащих всегда ниже, чем вознаграждение специалистов такого же статуса в других сферах деятельности. На это обстоятельство обратил внимание А. Файоль (различие может достигать 6 раз). Такое положение сохранилось и в наши дни. В 1994 году в Германии было проведено исследование, в котором сравнивались заработная плата госслужащих и людей, служащих в других структурах. Было выяснено, что лучшиечиновники государственной службы получают столько же, сколькохудшие клерки в других организациях. Моральная неудовлетворённость уровнем материального вознаграждения приводит к ряду следствий.
- Лучшие, наиболее талантливые, конкурентоспособные на рынке труда уходят в другие сферы деятельности. В результате качество кадрового потенциала снижается, и разница между лучшими и худшими чиновниками уменьшается, исчезают яркие лидеры.
- Значительная часть государственных чиновников (на всех уровнях) стремится, используя властные и распорядительные полномочия, восполнить уровень вознаграждения до стандартного статусного уровня. Такая деятельность не всегда осознанна. Это массовый процесс, в основном восполнение идёт в форме услуг, а не в материальном выражении, это может быть использование служебного положения по отношению к клиентам, а также использование внутренних ресурсов государственной службы.
- Определённая (меньшая), часть государственных служащих, идёт в аппарат, не взирая на маленькую заработную плату, стремясь извлечь личную пользу. Доля таких людей постоянно возрастает. В середине 80-х гг. в исследованиях западных госслужб было зафиксировано, что 90% госслужащих уважают и ценят общественные цели своей работы выше личных, в 90-х гг. эта цифра упала в два раза. В условиях сращивания бизнес – деятельности и политики с госслужбой, государственная служба для многих – дополнительный трамплин для успешной дальнейшей деловой деятельности в этих сферах. К личным целям можно отнести реализацию групповых целей, когда в госслужбу идут вследствие деления портфелей в период голосования.
- На нижних уровнях государственной службы, в муниципалитетах, объём властных распорядительных полномочий столь мал, что их сложно использовать для извлечения материальной выгоды. Но он достаточен, чтобы ощущать власть как эмоцию, почувствовать свою значимость и использовать ощущение власти в качестве компенсации за плохо оплачиваемый и мало содержательный труд.
- Следствия для руководителей:
- Руководители в госслужбе практически лишены возможности использовать фактор материального стимулирования для регулирования и стабилизации кадрового потенциала.
- Стремясь приобрести возможности материального воздействия на персонал с целью стабилизации кадров и улучшения кадрового потенциала, руководители вступают в договорные отношения с руководящим персоналом и владельцами фирм и организаций, расположенных на их территории, с тем, чтобы создать для своих сотрудников льготы и привилегии, не установленные законом. Например, можно договориться с фирмой о праве пользования сотрудниками госслужбы тренажёрами фирмы (раз или два в неделю) и т.д. Опасность в том, что потом руководитель должен учитывать интересы этой фирмы, лоббировать их.
- Государственная служба строго выстроена по вертикалям деятельности. В этих вертикалях работают люди с различным предшествующим социальным опытом, воспитанные в разных системах профессиональных нравственных норм. Деятельность в этих вертикалях существенно различается по специфике и характеру труда, по целям деятельности. Особенностью устройства по вертикали является и то, что подчинённость здесь может оказаться для сотрудников даже более важной, чем принадлежность к определённому территориальному органу. Более качественно работники выполняют задания, пришедшие сверху или идущие наверх. В обыденной жизни это значит, что они предпочитают больше заниматься отчётами и т.д., нежели чем, например, заниматься благоустройством своей территории.
- Жёсткость подчинения по вертикали приводит к тому, что очень сложно устанавливаются горизонтальные связи между сотрудниками разных вертикалей на промежуточных уровнях. Прохождение любого документа в государственной службе примерно в 1.5 – 2 раза медленнее, чем в других сферах деятельности.
- Очень сложно организуются комплексные группы внутри территориального органа, где должны быть задействованы сотрудники нескольких вертикалей.
- На чисто психологическом уровне между сотрудниками разных вертикалей внутри одного территориального органа могут возникать неприязненные отношения и конфликты, как правило, – скрытые (латентные), которые длятся долго. Выплёскиваются они чаще всего во время поощрения, премирования, продвижения людей в виде взаимных обид. В качестве одной из мер руководителю надо быть более внимательным к сотрудникам, а если конфликт выплеснулся, то решать его лучше на общем собрании (обидчиков и обиженных), а не каждому отделу по отдельности.
- Государственная служба строго выстроена по территориям. У населения, в отличие от других сфер деятельности, практически нет права выбора чиновника, который будет оказывать ему услугу. Все территориальные инспектора закрепляются по улицам, по алфавиту и т.д., отсюда у населения крайне малый опыт общения и очень мало информации для того, чтобы составить личные представления о государственных служащих в целом, об их личных качествах и о профессионализме. Подобное положение приводит к следующим следствиям:
- Необходимость унифицировать поведение государственных служащих с таким расчётом, чтобы встреча с любым из них давала, хотя бы в общем виде, представление о целом. Это достигается:
- Более жёстким правовым регулированием поведения сотрудников;
- Большей проработанностью этикета государственной службы.
- Дефицит информации о государственных чиновниках люди стремятся восполнить, по крупицам собирая информацию из других источников.
- Выясняя реакцию и впечатления других людей, которые контактировали с госслужащими.
- Опираясь в формировании общественного мнения на слухи и домыслы.
- В обществе всегда есть слои и группы, которые более других заинтересованы в лояльном отношении к себе представителей государственной службы. Сюда относятся: вся сфера мелкого бизнеса, социально – поддерживаемые слои населения, руководители и владельцы фирм и предприятий и т.д. Особенности этого процесса – растянутость его во времени и зарабатывание положительного имиджа в глазах госслужащих на перспективу. Каждый слой заинтересованных лиц проявляет интерес к своему уровню государственных служащих (социально поддерживаемые слои населения – к участковым инспекторам, руководители фирм – к руководителям госслужбы). Этот интерес выражается повышенным вниманием к сотрудникам государственной службы (услуги, подарки и т.д.). Опасность данного явления в том, что нравственно нестойкие чиновники постепенно входят во вкус и начинают вынуждать, а потом даже принуждать к оказанию услуг. Против этого явления существует несколько способов борьбы:
- В отношении низовых государственных служащих рекомендуется чаще менять сферы работ и территории обслуживания (при смене раз в полгода услуги на перспективу теряют смысл).
- Можно установить по территории ящики, которые будут предназначены для приёма сообщений от населения в виде записок с жалобами на госслужащих, но здесь необходима осторожность, так как можно столкнуться с местью.
- Сложнее всего с руководителями, так как они сами идут на контакт с представителями фирм с целью обеспечить дополнительные льготы своим сотрудникам (см. пункт I.2.b). Фирмы охотно идут на это, и руководитель постепенно попадает в зависимость от них.
- Органы государственной службы отличает нестандартный характер смены персонала (текучести рабочей силы). Это определяется следующими причинами:
- Значительная смена персонала по итогам выборных кампаний, когда меняются главы выборных органов муниципального управления и т.д. Явление наблюдается на всех уровнях и носит относительно массовый характер. Например, в период, предшествовавший первой инаугурации Билла Клинтона, на высшем уровне управления США было заменено около 1000 чиновников. У этого явления есть несколько оснований: