Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:06, реферат
Целью работы является исследование понятия этики делового общения. Исходя из поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- исследовать этические предпосылки делового общения;
- определить ключевые понятия этики делового общения;
- исследовать структуру, охарактеризовать виды и формы делового общения;
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические предпосылки делового общения и понятие этики делового общения………………………………………………...5
1.1. Этические предпосылки науки «деловое общение»…………...5
1.2. Ключевые понятия этики делового общения…………….......12
Глава 2. Структурные компоненты делового общения и этические принципы делового общения……………………………….......17
2.1. Структура, виды и формы делового общения…………….......17
2.2. Общие этические принципы и характер делового общения…23
Заключение…………………………………………………………………...27
Список использованной литературы……...…………………………….….30
Принцип
макиавеллизма «цель
Маржиналистские экономические теории середины XIX века (Г.Г. Госсен, А.О. Курно, И.Г. Тюнен), утвердившие приоритет количественного метода в анализе экономических явлений, еще больше очищают «экономического человека» от «посторонних» моральных принципов. Он исчисляет свою экономическую выгоду в деловых отношениях и оптимизирует свои действия на основе полезности и индивидуальных предпочтений.
В
неоклассических теориях
Таким образом, общая формула поведения «экономического человека» в деловом общении, предложенная в экономических теориях, зависит от максимизации своей экономической выгоды и достижения наиболее удачного сочетания своих потерь и выгод.
Основатель социологической науки О. Конт считал, что любая деятельность человека побуждается чувством, но контролируется разумом. Формула деятельности человека по Конту: «Нужно действовать под влиянием чувств и думать, чтобы действовать». Гармония как «согласованное взаимодействие личностей» и «наилучшее сочетание их интересов» должна присутствовать в любой деловой деятельности, связанной с общением людей – экономической, политической, духовной.
Особый интерес представляет социологическая концепция марксизма, в которой прагматично-утилитаристская модель «экономического человека» подвергается жесткой критике с социально-классовых и конкретно-исторических позиций. Согласно К. Марксу различные формы общения людей обусловлены развитием материального производства, которое изначально «предполагает общение индивидов между собой». Подлинный переворот в формах общения людей произойдет лишь с наступлением коммунистической формации. Она ликвидирует отчуждение человека от человека и утвердит не мнимую, а подлинную коллективность, в которой определяющими в общении людей станут не конкуренция и борьба, а их ассоциативное сотрудничество.
В отличие от Маркса французский социолог Э. Дюркгейм критикует прагматично-утилитаристскую модель делового общения, опираясь на понятие общественного разделения труда.
Создавая общественную связь между индивидами, разделение труда способствует формированию у них чувства солидарности. Сама же солидарность выступает как универсальная ценность, высший моральный принцип, который Дюркгейм противопоставляет принципу максимизации экономической выгоды как подчиненному, вторичному феномену. По Дюркгейму повсюду «где есть общество, есть альтруизм, потому что есть солидарность».7
С
противоположных позиций –
Наиболее
резкой критике прагматично-
Наиболее
обстоятельная критика
Индивидуализму
«экономического человека»
К сожалению, в современном российском бизнесе и предпринимательстве лучшие этические принципы межличностного общения, разработанные в российской мысли конца XIX – начало ХХ века, оказались менее востребованными, чем в советский период.
1.2. Ключевые
понятия этики делового общения
Взаимодействие общения и этики охватывает структурные, функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения – как сложного процесса установления и развития контактов между людьми.
Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением. Психологические механизмы, как подражание, заражение, внушение, убеждение, свойственные процессу общения, позволяют вносить этические мысли и идеи в сознание людей, передавать их из поколения в поколение. Этика же должна гуманизировать, облагораживать общение между людьми.9
Слово «этика» (греч. etika от etnos – обычай, нрав) обычно понимается в двух значениях:
этика- это философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность: их принципы, развитие, нормы, роль в обществе. Этот термин впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.10
этика
в широком смысле - система
универсальных специфических
Важнейшие категории этики – «добро», «зло», «справедливость», «долг», «совесть».11
Мораль (от лат. moralis – нравственный) – система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль – важнейший способ регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни – семье, быту, политике, науке, труде и т.д.
Нормы
морали получают свое идейное выражение
в общих представлениях, заповедях,
принципах о том, как должно себя
вести. Мораль всегда предполагает наличие
определенного нравственного
Мораль (нравственность) – это не только нормы поведения, но также и моральные отношения, складывающиеся в процессе жизнедеятельности людей, и нравственное сознание. Для общества моральные нормы есть проявления отношений, состоящих в соблюдении его интересов. В этом смысле моральные нормы выступают как проявления моральных отношений.
Специфику этих отношений выражают этические категории. Суть моральных отношений не сводится лишь соблюдению человеком общих интересов, а состоит в сочетании личных и общественных интересов. Общество создает целую систему правил, призванных регулировать свои отношения с личностью. Заинтересована в таком сочетании и личность, ибо связь с обществом, его интересами создает возможность для более полного удовлетворения и ее частных интересов. Исторически сложилось так, что личность не всегда участвует в формировании моральных норм, которые предписываются ей обществом и далеко не всегда учитывают ее интересы.12
Основное содержание нравственного сознания составляют взгляды и представления о должном поведении, правилах такого поведения. По своему содержанию нравственное сознание многообразно. Это и моральные чувства (долг, честь, достоинство, патриотизм и другие), и понятия о нравственном и безнравственном в поведении, моральные ценности, идеалы, цели и т.д. В отличии от юридических нормы морали основаны главным образом на общественном мнении (общества или определенной социальной группы), а также на нравственных убеждениях и чувствах, привычках, традициях, воспитании и т.д.
В морали должное далеко не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственностью, фактическими нормами поведения людей. На всем протяжении развития морального сознания внутренним стержнем и структурой его изменения является «противоречиво-напряженное соотношение понятий сущего и должного».
В
этом противоречии между должным
и сущим заключена и
Этот внутренний конфликт между возвышенным идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и непосредственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно он проявляется в этике делового общения, потому что именно в этом виде общения основной предмет, по поводу которого оно образуется, является внешним для индивидов.
Повседневное решение разнообразных задач и проблем каждым из нас можно представить в виде непрерывного делового общения. Мы постоянно с кем-то беседуем, совещаемся, о чем-то договариваемся.13
Итак, деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.14
Первым существенным признаком делового общения является то, что в объективной реальности оно всегда включено в какую-либо совместную социально-значимую предметную деятельность людей и является формой организации этой деятельности.
Вторым признаком общения является то, что его содержание определяется самим предметом общения: тем, чем непосредственно заняты субъекты общения. Предметом делового общения может быть производство каких-либо товаров, интеллектуальных продуктов, создание услуг, обсуждение какой-либо проблемы, составление бизнес-плана, обмен знаниями, услугами, действиями.
Третьим признаком является наличие взаимного психологического влияния деловых партнеров. Оно обнаруживается во всех сторонах межличностного общения деловых партнеров.
Наряду с этими признаками деловому общению присуще и то, что оно служит способом приобретения и закрепления профессиональных навыков, знаний и умений. Другим важнейшим признаком делового общения является наличие в нем формально-ролевого принципа взаимодействия субъектов общения, который реализуется на основе распределения их должностных ролей и статусных функций. По существу формально-ролевой принцип определяет коммуникативную среду общения деловых партнеров, направленность и субординацию их коммуникаций и делового взаимодействия. Особую роль при этом приобретают разного рода конвенциональные ограничения, которые определяют статусные рамки делового общения. К ним можно отнести социально-правовые нормы делового общения (трудовое право, трудовой договор, трудовой кодекс), моральные нормы (кодекс чести, деловой этикет), а также деловые традиции, существующие на предприятии, в учреждении, фирме, корпорации.15
На основании всех этих признаков можно дать еще одно определение делового общения.
Деловое
общение – это особый вид общения,
который реализуется в