Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:06, реферат
Целью работы является исследование понятия этики делового общения. Исходя из поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- исследовать этические предпосылки делового общения;
- определить ключевые понятия этики делового общения;
- исследовать структуру, охарактеризовать виды и формы делового общения;
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические предпосылки делового общения и понятие этики делового общения………………………………………………...5
1.1. Этические предпосылки науки «деловое общение»…………...5
1.2. Ключевые понятия этики делового общения…………….......12
Глава 2. Структурные компоненты делового общения и этические принципы делового общения……………………………….......17
2.1. Структура, виды и формы делового общения…………….......17
2.2. Общие этические принципы и характер делового общения…23
Заключение…………………………………………………………………...27
Список использованной литературы……...…………………………….….30
Оглавление
Введение……………………………………………
Глава 1. Теоретические предпосылки делового общения и понятие этики делового общения………………………………………………...5
1.1. Этические предпосылки науки «деловое общение»…………...5
1.2. Ключевые понятия этики делового общения…………….......12
Глава 2. Структурные компоненты делового общения и этические принципы делового общения……………………………….......17
2.1. Структура, виды и формы делового общения…………….......17
2.2. Общие этические принципы и характер делового общения…23
Заключение………………………………………
Список
использованной литературы……...…………………………….….
Введение
Правильно организованное деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. В идеале оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но и наоборот, предполагают также и достижение личностно значимых целей, удовлетворение индивидуальных интересов.
Этика делового общения основывается на таких моральных правилах и нормах поведения партнеров, которые в конечном счете способствуют развитию сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых отношений. Смысл этих правил и норм – укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентации партнера. Бизнес, который строится на нравственной основе, оказывается в конечном итоге более выгодным, чем бизнес безнравственный, аморальный, разрушающий деловые, партнерские отношения.
Целью работы является исследование понятия этики делового общения. Исходя из поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
-
исследовать этические
- определить ключевые понятия этики делового общения;
- исследовать структуру, охарактеризовать виды и формы делового общения;
- исследовать общие этические принципы и характер делового общения.
Поставленная цель и задачи предопределяют структуру работы, которая включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
В первой главе работы будут исследованы теоретические предпосылки науки «делового общения», рассмотрены восточные этические традиции, гуманистические и прагматично-утилитаристские тенденции в западноевропейской этической мысли. Также рассмотрены понятия этики, морали, этики делового общения и признаки делового общения.
Во
второй главе будут исследованы
структурные компоненты делового общения,
как содержание, цель, средства, формы,
стороны общения, также основные виды
делового общения (деятельностное, когнитивное,
мотивационное, материальное, духовное,
регулятивное) и общие этические принципы
и характер делового общения по отношению
к отдельным его видам: «сверху-вниз» (руководитель-подчиненный),
«снизу-вверх» (подчиненный-руководитель),
«по горизонтали» (сотрудник-сотрудник).
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
И ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Этические предпосылки науки «деловое общение» складывались на протяжении многих веков. Именно в русле этического знания, развития этической науки сформировались ведущие этические традиции делового общения. Одной из них стала восточная традиция, которая берет свое начало со школы служилых людей Конфуция в середине I тыс. до н.э. Этические идеи Конфуция обычно характеризуют как теорию «управления людьми на основе добродетели».
Центральный принцип этой концепции: «Чего не желаешь себе, того не делай и другим». Концепция человеколюбия, предложенная Конфуцием, включала в себя и такие важные принципы общения служилых людей, как «сдерживание себя», «благовейное отношение к делу», соблюдение правил нравственного поведения. По существу, все эти принципы составили основу универсальных этических принципов делового общения.
Важное место в концепции Конфуция занимает «путь золотой середины» - «самый высокий принцип добродетели». Конфуций советует в общении с другими «держать два конца, но использовать середину». Поиск «среднего пути» между противоречиями служилых людей позволяет им избежать «чрезмерности», смягчить противоречия и достигнуть компромисса. Но на компромисс, замечает Конфуций, следует идти не ради компромисса как такового, путем лицемерия, а для решения деловой проблемы.1
Не меньший интерес в восточной традиции представляет этическое учение буддизма. И хотя в нем в прямой форме не изложены этические принципы общения людей, но в косвенной форме они присутствуют в нравственном законе буддизма, который проявляется как борьба «между хорошими, благородными свойствами человека и его дурными или скверными склонностями».
Согласно этому закону этическое поведение человека основано на фундаментальном буддистском учении о вселенской любви и сострадании ко всем живым существам.
В общении с другими людьми этическое поведение включает «правильную речь, правильное действие и правильный образ жизни».
Правильная речь подразумевает воздержание от лжи, сплетен, клеветы и любого разговора, который может способствовать разъединению и дисгармонии в общение людей. Необходимо воздерживаться и от резких, грубых или оскорбительных выражений, бесполезной и глупой болтовни. Вместо этого нужно «говорить правду и употреблять приветливые, корректные и приносящие пользу выражения».
Правильное действие – это нравственное, честное и миролюбивое поведение. Его можно достигнуть путем воздержания от бесчестных поступков.
Правильный образ жизни поддерживается только честными способами, не причиняющими никому вреда и исключающими мошенничество.
Особое место в восточной традиции занимает этическая концепция ислама. Решающий вклад в ее разработку внес суфизм, который «притягивал к себе людей к самостоятельному мышлению».
Суфийская этическая концепция включает в себя стремление как к личной независимости, так и к общению с другими людьми. При этом сущность развития человеческой личности заключается в стремлении к объединению людей. Истинное «Я» человека проявляется тогда, когда он начинает « с любовью открываться другим».2 Суфизм предлагает отказаться от поведения, которое разделяет людей, не высказывать недовольства по поводу ошибок других и не создавать неловких или трудных ситуаций в общении.
В целом восточная этическая традиция подготовила основы гуманистического делового общения. Утверждая уважительное отношение к партнеру по общению, ориентированность на компромисс, она, по существу, исключала релятивистские и утилитаристские установки, которые в наибольшей степени проявились в западноевропейской этической традиции. Ее анализ показывает, что в ней с самого начала определились две тенденции, противоположные по своей этической ориентации: гуманистическая и прагматично-утилитаристская.
Гуманистическая близка к восточной этической традиции, она утверждала принципы гуманистического делового общения. Гуманистическая тенденция берет начало с античной философской мысли, в которой человек по Протагору выступает как высшая ценность и как «мера всех вещей». Признавая право человека на самостоятельность мышления и свободу выбора, она ориентировала в общении с людьми на благоразумные, обдуманные и мудрые поступки, на хорошее расположение духа.
И сегодня актуальны такие советы античных философов, как: «говори к месту», «не позволяй своему языку опережать свой разум», «лучше думать перед тем, как действовать чем после». Важное значение античные философы придавали соблюдению меры в общении с другими людьми. «Ничего сверх меры», «мера – наилучшее» - эти принципы выполняли ведущую роль в общении.3
Особый интерес представляют диалоги Платона. В них впервые рождается диалектическое искусство общения. Столкновение противоположных позиций собеседников происходит в рамках корректности и уважительного отношения к мнению другого. Это и позволяет собеседникам прийти в конечном итоге к истинному решению обсуждаемой проблемы.
Стремление к утверждению добродетели в общении с другими людьми присуще и этике Аристотеля. Самообладание, умеренность, мужество, скромность, благоразумие – вот те добродетели, которыми, согласно Аристотелю, руководствуется знающий и мудрый человек в общении с другими людьми.
Так же Аристотель отмечал: «Если исполняющий должность начальника нанес удар, то ответный удар наносить не следует, а если удар нанесен начальнику, то в ответ следует не только ударить, но и подвергнуть каре». Основным критерием справедливости в деловом общении, по Аристотелю, является принцип «пропорционального равенства», согласно которому «понесший большие труды получает много, а понесший малые – мало».4
Гуманистическая тенденция в западноевропейской этической мысли нашла свое продолжение в концепции естественных законов Т. Гоббса. Рассматривая естественные законы как основу нравственного общения людей, Гоббс отождествляет их с теми гражданскими добродетелями, которые способствуют как достижению блага, так и сохранению мира в государстве.
Человеку
в общении с другими людьми
желательно руководствоваться
По своему существу практический императив Канта направлен против манипулятивного общения и манипулятивный технологий, широко применяемых в современном деловом взаимодействии. Кант считал, что моральный закон свят, хотя сам человек «не так уж свят». И долг, как высший жизненный принцип моральности, позволяет усмирить такие склонности человека, как высокомерие, властолюбие, корыстолюбие, честолюбие.
Эти
положения Канта представляются
важными для цивилизованного
российского бизнеса и
Таким образом, гуманистическая тенденция в западноевропейской этической мысли утверждала в деловом общении «человечность межличностных отношений, включающую в себя уважительное и ответственное отношение к деловому партнеру, осмотрительность в собственных притязаниях, внимание к запросам коллег по работе, подчиненных или начальства».5
Наряду с гуманистической тенденцией в западноевропейской этической мысли формируется прагматично-утилитаристская тенденция, которая ориентирует деловые отношения на жесткий прагматизм, расчет, максимизацию выгоды любой ценой. Она возникает и развивается в контексте политических и экономических теорий. Зарождению этой тенденции в немалой степени способствовал макиавеллизм. Его основной постулат: политика и мораль – непересекающиеся плоскости и потому для завоевания и удержания политической власти любые средства оправданы. Макиавеллизм фактически содействовал устранению этических принципов из одного вида профессиональной деятельности – политической.