Этика бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 11:37, реферат

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть развитие этики и деловой культуры в России.

Содержание

Введение
1. Этика бизнеса и ее специфика
2. Деловая этика и ее развитие в России
2.1 Возникновение этики в России
2.2 Этические нормы деловых связей и деловых отношений в России
2.3 Деловая культура современного российского общества
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 36.40 Кб (Скачать)

2. Люди, пришедшие  в предпринимательство из «нормальной»  жизни. Они в целом характеризуются  высоким уровнем интеллекта и  достаточно высокими моральными  качествами. Их отличительными чертами  являются стремление восстановить  традиции с учетом принятых  в мировой практике норм деловой  этики. 

Вторая культура - это жесткая деловая культура «теневой», полукриминальной и криминальной экономики. Несмотря на огромную личную опасность частного предпринимательства  для человека в советский период, оно все равно существовало, базируясь  на недостатках системы, и в последний  период социалистического развития сильно влияло на общество. Уже к  началу 90-х годов, по некоторым оценкам, в теневом секторе экономики  производилось около 20% совокупного общественного продукта и было занято примерно 25-30 млн. человек. Деятели теневой экономики, пополняя ряды легальных бизнесменов, принесли с собой в возрождающийся российский бизнес своеобразные этические требования и моральные нормы из другой, более «жесткой» культуры.

В настоящее время  на стыке поведенческих традиций этих групп происходит своеобразный процесс мутации, поиск новых  жизнеспособных форм. Соответственно этика нового класса бизнесменов  в России представляет собой явление  сложное и противоречивое. На него влияют разные силы, различные этические  традиции и системы ценностей, т.к. в российском бизнесе занято множество  людей разных национальностей, разного  вероисповедания и разных этических  воззрений, имеющих разный экономический  базис. Кроме того, в российский бизнес в 90-е годы пришли граждане зарубежных государств, деятельность которых основана на канонах устоявшейся западной этики. Контакты с ними обусловливают весьма своеобразное переплетение восстанавливаемых национальных российских черт с общемировыми, что отчасти облегчает включение российского бизнеса в систему мировых этических норм делового поведения.

В настоящее время, отечественные бизнесмены отходят  от методов «дикого капитализма» и стремятся вести дела в соответствии с международными нормами. Класс  предпринимателей очищается от случайных  людей, а многие вчерашние «новые русские» сняли малиновые пиджаки  и массивные золотые цепи, осознали необходимость, как в образовании  и повышении квалификации, так  и соответствии нормам поведения, отвечающим их статусу «делового человека». С конца 90-х в России поступательно  идет процесс формирования зрелых форм культуры рыночного общества. Что  касается ситуации развития этики российского  бизнеса, то отличительной особенностью современного этапа предпринимательства  является возрастание роли социально-культурного  фактора. Основной подход к формированию деловой культуры базируется на следующих  положениях: Стратегии бизнеса: аналитический  справочник / С.А.Айвазян, О.Я.Балкинд, Т.Д.Баснина и др.; Под общей ред. Г.Б.Клейнера. - М.: КОНСЭКО, 1998. - С.33.

- деловая этика  является одной из основ глобализации  экономических процессов. Освоение  этических норм бизнеса снимает  «культурные» барьеры установления  технологических цепочек между  компаниями разных стран. Кросс-культурный аспект отношений обеспечивает эффективную кооперационную интеграцию в рамках международного разделения труда только при отсутствии организационных барьеров (например, в виде политических мотивов решений, завышенных таможенных преград) или дискриминационных правил взаимодействия фирм разных стран по отношению к России, которые пытается установить ВТО.

- механизм формирования  национальной деловой культуры  необходимо рассматривать как  подстраивание реальной существующей модели и норм на национальном уровне к нормативной деловой культуре. При этом последняя рассматривается как свод абстрактных правил, интегрирующих мировой опыт менеджмента, а не его национальные модели.

Современное применение этики бизнеса отличается гибкостью, недогматичностью и разнообразием. Реальная российская деловая культура -- это постоянное совершенствование национальной модели в направлении творческого осмысления российской практики применения свода обобщенных правил менеджмента в хозяйственной деятельности. С одной стороны, это рационализация внутрифирменных процессов в условиях России, с другой, -- практика взаимодействия с российскими партнерами и партнерами из стран СНГ, с третьей, -- опыт хозяйственных связей с зарубежными партнерами из стран с развитыми рыночными отношениями, с четвертой, -- практический опыт хозяйствования, представляющий эволюцию практики управления, начиная с советского периода, и изменение подходов и методов управления, произошедших за последние десятилетия. Вместе с тем, условия глобализации экономики обусловливают творческое наполнение национальных норм корпоративной культуры российской экономики в условиях постоянного сокращения преград межнациональных хозяйственных связей, а также их современных организационных форм: от самоорганизации технологических цепочек производства и реализации на международных рынках до транснациональных компаний.

Заключение

Этика - это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Деловая этика - это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж  бизнес-групп в обществе.

Каждое общество, каждая деловая культура, каждый деловой  человек проходит основные этапы  своего развития. На пути исторического развития в каждую культуру закладываются отличия, которые включают в себя особенности: территориальные, этнические, демографические, психологические, религиозные, социальные, этические, моральные, правовые и другие. Россия имеет свой собственный социокультурный путь развития бизнеса и предпринимательства, что и было рассмотрено в настоящей работе.

Этика бизнеса в  России складывалась в разные периоды  под воздействием разных факторов, но в периоды социально-политической устойчивости деловая культура в  стране достигала высокого уровня, о чем свидетельствует целая  плеяда выдающихся тружеников-предпринимателей, развивших базовые отрасли народного  хозяйства страны на рубеже XIX-XX вв.

Российский бизнес не изолирован от мирового, и условием его развития является усвоение этических  норм и приемов использования. Если несколько лет назад существовала возможность быстрого успеха только благодаря отсутствию конкуренции, отмыванию денег, получению льгот, уклонению от уплаты налогов и  др., то сегодня ситуация меняется, и  важным условием развития бизнеса становятся усвоение и соблюдение этических  норм принятых в мировой практике.

За первой волной свободного бизнеса в России уже видна  вторая - представители новой деловой  культуры. В наши дни положительные  примеры ведения бизнеса и  деловая культура все больше актуализируются.

Таким образом, деловая  культура - важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека и предпринимателя. Знание её норм - необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.

Список  использованной литературы

1. Баринов В.А. Корпоративная  культура организации в России / В.А.Баринов, Л.В.Макаров // Этика  бизнеса. - 2004. - №6. - С.5.

2. Горбатов, А.В. Деловая  этика: учебное пособие / А.В.Горбатов, О.В.Елескина. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. - 142 с.

3. Гравицкий А.А. Основы деловой этики / А.А.Гравицкий. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 190 с.

4. Гуревич А.Я. Средневековый  купец / А.Я.Гуревич // Личность  и общество. - М. - 1990. - С.97.

5. Иванов А. Честь  превыше прибыли. Российская деловая  культура / А.Иванов // Социальное партнерство. - 2005. - №2. - С.25.

6. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие / Ф.А.Кузин. - М.: Ось-89, 2002.- 320 с.

7. Мирошниченко А.А. Этика деловых отношений. Учебный курс / А.А.Мирошниченко. - М: МИЭМП, 2007. - 384 с.

8. Солоницына А.А. Профессиональная этика и этикет. Учебник / А.А.Солоницына. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. - 200 c.

9. Стратегии бизнеса:  аналитический справочник / С.А.Айвазян,  О.Я.Балкинд, Т.Д.Баснина и др.; Под общей ред. Г.Б.Клейнера. - М.: КОНСЭКО, 1998. - 335 с.

10. Шпотов Б.М. Деловая этика и менеджмент: проблемы взаимодействия / Б.М.Шпотов // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - № 6. - с. 29-34.

Информация о работе Этика бизнеса