Этика бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 11:37, реферат

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть развитие этики и деловой культуры в России.

Содержание

Введение
1. Этика бизнеса и ее специфика
2. Деловая этика и ее развитие в России
2.1 Возникновение этики в России
2.2 Этические нормы деловых связей и деловых отношений в России
2.3 Деловая культура современного российского общества
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 36.40 Кб (Скачать)

С середины XVII в. начинается быстрое расширение торговых связей Москвы. По мере включения в мировую  торговлю происходит постепенное усвоение общих традиций, касающихся частной  собственности, договоров, обмена, торговли, конкуренции, прибыли. Первый толчок к  правовому оформлению западных традиций дали реформы Петра I, а именно, попытки  осуществления государственного контроля за качеством ввозимых и вывозимых товаров, предоставление льгот и покровительства торговым людям. Возросшее взаимное доверие между предпринимателями и государством способствовало проявлению и закреплению новых черт деловых отношений.

Значительно изменилось правовое положение купцов при Екатерине II. Они вышли из разряда податных сословий с освобождением от внесения податей в подушный оклад, который  был заменен обложением их капиталов 1%-м сбором, причем размеры капиталов  объявлялись самими купцами «по  совести», чем последние очень  гордились. Очень оживило торговлю с другими странами снятие с нее  и промышленности различных ограничений, в связи с открытием Екатериной первых кредитных учреждений, развитием  торгового мореплавания, учреждением  заграничных консульств и заключением  торговых конвенций.

2.2 Этические нормы  деловых связей  и деловых отношений  в России

Этические нормы установления деловых связей, деловых отношений, этические требования в России были известны и распространены в сфере  деятельности купцов уже в середине ХVIII в. Так, в книге «Средневековый купец» А.Я.Гуревич рассказывает о купце А.Фомине из Архангельска: «При всех сих сведениях следует ему ( купцу) быть трудолюбиву, ласкову, обходительну, учтиву, честну, скромну … умеющу говорить красно и порядочно … Надо, чтобы бодрость и предприимчивость были ево удел; осторожность и быстрота мыслей - его щастие, а довольная опытность и осмотрительность - его подпора. Противоестественно купцу быть лениву или тратить время в излишних забавах… Но при том всем купец за самое главное правило почитать должен честность и непоколебимое держание своего слова». Гуревич А.Я. Средневековый купец / А.Я.Гуревич // Личность и общество. - М. - 1990. - С.97.

Русский купец был  религиозен и благочестив. Его религиозное  поведение сочеталось с коммерческим подходом к добрым делам, за которые  купец ожидал помощи и покровительства  Бога. Результатом деятельности его  должно быть не только личное обогащение, но и общественная польза, богатство  государства: любое действие, поступок, поведение рассматривалось и  оценивалось с позиции пользы - критерия оценки деятельности владельца  собственного дела.

Российские мыслители  и философы размышляли над этой проблемой  и вырабатывали взгляды и подходы  к проблемам труда и трудовой этики, которые утверждали, что достоинство  человека определяется его трудом. Для купечества и промышленников труд был средством накопления и  обогащения. Однако в середине ХIХ века появляются и другие мотивы труда, не только обогащение: само дело, деятельность, направленная на созидание, становится для российских предпринимателей важным мотивом их труда.

Характеризуя купеческую этику как профессиональную в  конце ХVIII и ХIХ вв., современники говорили о ней достаточно противоречиво: с одной стороны, честность, верность слову, добросовестность, стремление сохранить доброе имя; с другой - склонность к обману, стремление к наживе любой ценой, нарушение взятых на себя обязательств. Исследователи отмечают благотворное влияние и воздействие православия на деловую этику. Это воздействие имело, прежде всего, общий позитивный морально-этический характер. Конкретные проявления этого воздействия были различными. Православная церковь поощряла благотворительную деятельность, но осуждала ростовщичество. Это вело к торможению разворачивания банковского дела, следовательно, задерживало экономическое развитие страны в целом.

Следует отметить еще  один момент. Религиозность воспринималась в предпринимательской среде  как безусловная добродетель. Достаточно часто твердое, неколебимое отношение  к вере в купеческой среде способствовало упрочению деловой репутации  того или иного бизнесмена. В отсутствие письменных документов (которые входили  в практику деловой жизни очень  медленно) «верность Богу» ассоциировалась  с твердостью и надежностью в  «держании слова» при устном заключении контракта.

В истории появления  и развития основных идей деловой  этики и этики управления в  России важная роль принадлежит старообрядческой ветви религии. Выходцами из старообрядцев  были купцы и промышленники Рябушинские, предприниматели и купцы Строгановы, Прохоровы, Абрикосовы и другие. Процесс появления деловых людей из числа старообрядцев и упрочения их положения проходил в середине ХVII века, когда патриарх Никон провел реформы. Исправление книг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах, служило укреплению церковно-политических связей России с этими странами, находившимися под турецким игом. Унификация культа подчиняла церковь общегосударственной системе централизации. Значительная часть духовенства выступила против нововведений. В церкви возник раскол. Царь, правительство поддерживали Никона и его реформы, однако значительная часть населения, разные его слои активно сопротивлялись, что выражалось в нежелании жить в тех местах, где действовали сторонники патриарха Никона. Те, кто поддерживался старых религиозных устоев - старообрядцы, переселялись в Сибирь, на Урал, на Север, туда, где их не могли преследовать. Они оседали в новых местах, становились владельцами новых предприятий - промышленных, торговых, занимались поиском и добычей полезных ископаемых. На новых местах поселения, в новых суровых условиях жизни у старообрядцев сложились и новые этические нормы - правила жизни и общения, которые впоследствии выделили их из общей массы народа и сделали возможным достижение успехов в предпринимательстве. Все это привело к сосредоточению в руках старообрядцев огромных богатств.

М.Вебер назвал их протестантской этикой. Горбатов, А.В. Деловая этика: учебное пособие / А.В.Горбатов, О.В.Елескина. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. - С.42. Свободное от работы время протестанты затрачивали опять на работу, которую они считали средством спасения души. Чистый досуг протестанты оценивали как бессмысленную трату времени, как грех перед Богом. Бережливость, удивительное трудолюбие, отвращение к пустым забавам и развлечениям, аскетизм в быту, осторожность и расчетливость в делах, приверженность строгости и простоте в одежде и питании были этическими нормами старообрядцев. Таким образом, протестанты образовали на базе веры общность, социальную группу, которая оказала влияние на возникновение и развитие капиталистических отношений, на упрочение экономической базы. Этические нормы внедрялись в практику владения и управления промышленностью, торговлей, строительством. Внутри старообрядческих поселений сложилась взаимовыручка и взаимоподдержка - важная этическая норма.

Россия XIX - начала XX вв. характеризуется уже набором  традиций, позволяющих ей встать на один уровень с ведущими нациями  мира. Мировую известность получили имена Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, Путилова, Алексеева, Чижова и др. В  это время в России существовал  механизм, позволяющий «отсекать» от предпринимательства тех, кто не стремился соблюдать принятые во всем мире морально-этические нормы. В каждом городе действовало купеческое общество, имевшее право рекомендовать  или не рекомендовать предпринимателя  в купеческую гильдию. Это право  надо было заслужить добросовестностью  и личной честностью. Каждый вступавший в гильдию объявлял свой капитал, что значительно упрощало работу налоговой государственной службы. Существовал Совестный суд, который  навсегда мог лишить купца фактического права заниматься предпринимательской  деятельностью. Благодаря этому  вырабатывались, прочно входили в  обиход такие понятия и правила, как «слово-вексель», «не оскудеет рука дающего», «торгуй правдою, больше барыша будет», и др. Создавались  «товарищества на вере», которые  объединяли людей без всяких учредительских договоров, одним только купеческим словом.

Характер внутрифирменных  отношений в России конца XIX века, как правило, был таков, что служащие очень дорожили работой, уходя только при намерении начать собственное  дело. Фирмы, где из-за плохого обращения  служащие часто менялись, не пользовались уважением в обществе; их презрительно называли «проходными дворами». Немалую  роль в формировании такого типа отношений  сыграло то, что и купцы, и заводчики, и работавшие у них пролетарии были недавними выходцами из крестьян. Нормы нравственности, бытовые привычки в их семьях носили отпечаток норм и обычаев крестьянства, что выразилось в «общинности», «соборности» и совпадении понятий «работники» и «члены семьи». Некоторые исследователи отмечают, что в поведении русских купцов более, чем у представителей других государств, присутствовала «истовость» в поступках, и объясняют это их приверженностью к православной вере. Отчасти это можно признать справедливым, хотя и с той же оговоркой, что и соответствующее утверждение о христианской основе деловой этики, приведенное выше.

И все же предпринимательский  слой в начале века был неоднороден. Деловая культура России представляла собой сложное переплетение новых  образцов делового поведения и старых стереотипов, обусловленных не только особенностями становления и  развития великорусской нации, религии, но и влиянием государства на деловую  жизнь. К тому же новые формы деловых  отношений сковывались устарелыми приемами ведения дела еще во многих предприятиях. Ощущалась потребность  в самоорганизации предпринимателей, что стало реализовываться через  создание ассоциаций, союзов и клубов деловых людей, в частности, с  целью наведения порядка в  своей среде. Делались шаги и по неформальной регламентации деловых отношений. Среди них - принятие в 1912 году российским деловым сообществом «Семи принципов  ведения дел в России», которые  можно считать отправной точкой формирования современного этического кодекса российской деловой культуры. Эти семь принципов следующие: уважай власть; будь честен и правдив; уважай право частной собственности; люби и уважай человека; будь верен своему слову; живи по средствам; будь целеустремлен.

Первая мировая  война, октябрьский переворот и  гражданская война прервали поступательное развитие России, привели к разрухе  и ломке общества. Была проведена  экспроприация собственности, разгромлен класс предпринимателей, введена  командно-бюрократическая система  хозяйствования. Вместе с тем в  советский период произошла существенная деформация ряда нравственных категорий  и норм морали. Осуществлялись массовые беззакония в отношении личности, ее интересы были почти полностью  подчинены интересам тогдашнего общества.

В России социалистического  периода, строго говоря, об этике бизнеса  речь вообще не могла идти, поскольку  бизнес - это предпринимательская  деятельность, т.е. «дело, занятие, являющееся «источником наживы». Солоницына А.А. Профессиональная этика и этикет. Учебник / А.А.Солоницына. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. - С.38. Занятие бизнесом преследовалось и влекло за собой наказание, вплоть до смертной казни. Если деловая этика в дореволюционной России опиралась на этические нормы православного христианства, то основой деловой этики социализма, безусловно, служила марксистская этика. Обосновывая относительную самостоятельность морали как формы общественного сознания, она утверждала классовый характер нравственных требований и норм. Отсюда в трудовых отношениях общественное всегда превалировало над личным, дисциплина - над инициативой и т.д.

Следует отметить, что  в среде руководителей в период сталинского тоталитарного режима господствовала очень жесткая этика, главным стержнем которой была лояльность к системе. В постсталинский период произошло постепенное замещение целей: бюрократический, технократический аппарат стал ориентироваться на собственные узкие цели личного характера. В итоге декларированная социализмом деловая этика размывалась «двойной моралью». А этика предпринимательства, основанная на православных устоях и духовности воспитания, будучи поставлена вне закона, оказалась утраченной.

2.3 Деловая культура  современного российского  общества

После распада Советского Союза Россия оказалась в сложных  экономических и социальных условиях. Переход к рынку был связан со значительными социальными потрясениями. Все это отразилось на поведении  первых российских бизнесменов - «новых русских». Ситуация, в которой они  оказались, во многом напоминала положение  второй половины XIX века. России вновь  пришлось ускоренными темпами проходить  этап первоначального накопления капитала. Дореволюционные традиции ведения  дел были утрачены, а советские  не соответствовали условиям рынка. В результате, у российских предпринимателей отсутствовали элементарные нормы  ведения дел. Если в советские  времена на неотесанность партнеров  закрывали глаза, так как они  выступали как представители  государства, гарантировавшего выполнение даже невыгодных контрактов, то после  распада СССР, когда никаких гарантий нельзя было получить, такое поведение  российских бизнесменов вызывало недоверие. Нестабильность политической системы, недостаточность законодательной  базы, дезорганизация системы управления, задержка платежей также негативно  сказались на отношении к «новым русским» со стороны иностранных  партнеров.

В период перестройки  система ценностей и этические  представления людей начали быстро меняться. Зарождавшаяся этика российского  бизнеса оказалась под влиянием сразу двух культур делового поведения, которые существовали в стране при  социализме. Первая культура связана  с описанной выше традиционной административно-командной  системой, господствовавшей с начала 30-х годов. Воззрения, связанные с  ней и привносимые в этику  бизнеса, зависят от происхождения субъектов - участников предпринимательской деятельности, составивших класс российских бизнесменов. Здесь выделяются следующие варианты.

1. Представители партийной  (комсомольской) номенклатуры, а  также хозяйственники, занимавшие  командное положение в промышленности  в 80-е годы. Эти люди во многом  придерживаются этических ценностей  прежних бюрократических структур.

Информация о работе Этика бизнеса