Этические требования к государственным служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:58, контрольная работа

Описание работы

Понятие «должность государственной службы», предусмотренное Законом о системе государственной службы Российской Федерации, имеет первостепенное значение для организации государственной службы, а также определения правового положения государственных служащих.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Этические требования к государственным служащим 4
1.1. Роль права в формировании и развитии этики государственной службы 4
1.2. Основные понятия профессиональной этики государственной службы 4
1.3. Требования к государственным служащим. 8
1.4. Основные функции этикета на государственной службе 12
2. Модельный этический кодекс государственного служащего Российской Федерации 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 28

Работа содержит 1 файл

этические требования к гос служ.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

         Никогда не использовать никакую  информацию, полученную конфиденциально  во время исполнения своих должностных обязанностей, как  средство  получения личной выгоды;

         Не заниматься предпринимательской  деятельностью;

         Разоблачать коррупцию  и   постоянно  бороться  с  ней   в  государственных органах;

         Соблюдать деловой режим и  корректность общения с гражданами и коллегами;

         Стремиться создавать деловой  имидж государственного служащего;

         Не высказывать публично своего  личного мнения о действующих   политических деятелях;

       Избегать  злоупотребления служебным положением, корыстной или иной  личной заинтересованности;

         В общении с гражданами, как  при исполнении своих  полномочий,  так  и  во   внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила поведения;  вести себя  с достоинством;  демонстрировать вежливое  корректное  обращение, беспристрастность, принципиальность,  стремление  глубоко  разобраться  в существе вопроса,  умение  выслушать  и  понять  другую  позицию;  равное  отношение  ко  всем   гражданам   и   юридическим   лицам;   взвешенность высказываемых суждений и принимаемых управленческих решений.

       Проступком, позорящим честь и достоинство  государственного  служащего, может признаваться такое  действие  или  бездействие,  которое,  хотя  и  не является преступным, но по своему характеру несовместимо с  высоким  званием государственного служащего и делает  невозможным  дальнейшее  выполнение  им своих служебных полномочий: 5

       грубое  нарушение  общепринятых  норм  и  правил поведения, умаляющее авторитет государственной службы; умышленные  нарушения закона; недобросовестность, повлёкшая существенные  негативные  последствия;

       систематические    действия    или    бездействие,    свидетельствующие    о преднамеренном нарушении государственным служащим данной им присяги.

       Одним из самых серьёзных факторов, определяющих критическое  отношение населения к руководству и аппарату управления всех ветвей и уровней  власти, является  отсутствие  в  работе  властных  структур  подлинного  внимания  к человеку,  уважения  его   личного   достоинства,   чуткости,   тактичности, профессиональной этики.

         Проявлением приверженности государственного служащего профессиональным этическим требованиям на всех уровнях его деятельности является  способность уважительно относится к достоинству человека, независимо от его  социального положения.  Признать  в  человеке  равные  с  собой   права   на   достойное существование, понимать и чувствовать, что все люди  равны,  что  человек  – главная ценность социальной жизни, -  первое  условие  всякой  деятельности.

       Административная   иерархия   соподчинения   по   вертикали   не   исключает возможности в каждом человеке, на какой бы ступеньке иерархической  лестницы он ни стоял, видеть, прежде всего, человека.

       Таким   образом,   духовная   культура   государственного    служащего проявляется через отношение к людям, которым он служит. Здесь можно выявить различные уровни служения, начиная от такого  социального  образования,  как государство   (фактически   абстрактный   уровень).     
 

       1.4.  Основные функции этикета на государственной службе

 

       Специфика   такого    рода    профессиональной    деятельности,    как государственная    служба,    особенности    социально-правового     статуса государственного служащего и вытекающих из  него  соответствующих  служебных ситуаций, позволяют говорить  об  этикете  государственных  служащих  как  о совокупности  специфических  правил,  регламентирующих  внешние   проявления взаимоотношений между людьми в процессе их профессиональной деятельности  во всём многообразии форм служебного общения. На  государственной  службе,  где отношения строятся на основе субординации, каждый вид общения (подчинённого и  начальника,  коллег,  чиновника  и   посетителя)   обладает   достаточной спецификой  и  подчинён  своим,  выработанным  практикой  правилам  этикета, ориентированного на честь и достоинство как высшую ценность.6

       Этикет  на государственной службе выполняет  различные функции. Выделяют информационную функцию, функцию  стандартизации  моделей  индивидуального  и группового поведения, функцию социального контроля  и  социального  влияния, функцию создания психологического  комфорта.  Нормы  этикета  информируют  о том, как следует вести  себя  государственному  служащему  в  той  или  иной конкретной служебной ситуации и какого поведения следует ожидать от  коллег, от начальника или от подчинённых.  Стандартизируя  поведение  каждого  члена коллектива, этикет помогает им, не задумываясь, порой почти  бессознательно, выбирать линию поведения в соответствии с реальной обстановкой и  ожиданиями окружающих, не рискуя попасть в неловкое или затруднительное  положение  или вызвать осложнения в отношениях  с  другими.  Следование  принятым  правилам поведения у каждой из сторон общения укрепляет  уверенность  в  правильности своих  действий,  рождает  самоуважение,  создаёт  чувство  психологического комфорта.

2. Модельный этический кодекс государственного служащего Российской  Федерации

       Преамбула7

       1. Необходимо четко разделять требования  административных, уголовных кодексов, законов, нормативных документов  к должностным обязанностям, поведению  государственного служащего и общественные требования к ним. Этический кодекс не является административно-правовым документом, невыполнение его норм не влечет за собой какого-либо административного или тем более уголовного наказания государственного служащего.

       2. Этический кодекс государственного служащего есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.

       В силу того, что в кодексе собраны  воедино и систематизированы  общественные требования к нравственности государственных служащих, он:

       служит  основой для формирования содержания должной морали в сфере государственной службы;

       призван помочь государственному служащему  правильно ориентироваться в  сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой его работы;

       является  важным критерием для определения  профессиональной пригодности человека к работе в сфере государственной службы;

       выступает как инструмент общественного контроля за нравственностью государственных  служащих.

       Этический кодекс государственного служащего  призван содействовать укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе.

       3. Государственный служащий объективно  выступает одновременно как должностное лицо, занимающее определенное место в служебной иерархии, как общественный деятель, оказывающий влияние на развитие социальных и экономических процессов, как наемный работник, зачастую как руководитель персонала и работодатель, а также как частное лицо.

       Эти роли могут вступать в противоречие друг с другом, следствием чего являются нравственные дилеммы и конфликты, которые не всегда имеют однозначное  решение. Этический кодекс призван  помочь государственному служащему  правильно разобраться в подобных ситуациях.

       4. В Этическом кодексе нельзя  предусмотреть всех коллизий, возникающих  в практической деятельности  госслужащего. Правила Кодекса не  заменяют личного нравственного  выбора, позиции и убеждений государственного  служащего, его совести и ответственности.

       5. Государственная служба не является  привилегией. Гражданин, поступая  на государственную службу, добровольно  ограничивает некоторые свои  права, в частности, право на  критику, предпринимательскую деятельность, избирательные права и др. Это  обусловлено тем, что этические нормы государственного служащего являются более строгими, чем нравственные нормы граждан, не занятых в сфере государственной и муниципальной службы.

       6. Возможны разные формы функционирования  Этического кодекса: в виде  присяги, принимаемой человеком при приеме на государственную или муниципальную службу, в виде особого документа, с которым он обязан ознакомиться и который хранится в его личном деле, и т.д.

       Действия  ряда норм и требований Кодекса распространяются на определенное количество лет (по усмотрению принимающего его субъекта) после оставления человеком государственной службы (переход на работу в коммерческую организацию, ранее связанную с ним служебными отношениями; получение от подобных организаций каких-либо подарков, льгот, услуг; использование в личных интересах конфиденциальной или служебной информации и т.д.).

       7. В данном Кодексе понятие «государственный  служащий» распространяется также  и на муниципальных служащих.

       Статья I. Основные нравственные принципы административной морали.

       1. Служение государству. 

       1. 1. Государственная служба представляет  собой осуществление полномочий, посредством которых должностное  лицо реализует от имени государства  его функции. Интересы государства,  а через него общества в  целом являются высшим критерием и конечной целью профессиональной деятельности государственного служащего.

       Моральный, гражданский и профессиональный долг государственного служащего руководствоваться государственными интересами и отстаивать их в процессе принятия и осуществления практических решений.

       1. 2. Государственный служащий не  имеет права подчинять государственный  интерес частным интересам индивидов  или политических, общественных, экономических и любых других групп, действовать на пользу частным интересам, во вред государству.

       2. Служение общественным интересам.

       2. 1. Государственный служащий обязан  действовать в общенациональных  интересах, во благо всех народов  России.

       2. 2. Государственный служащий не должен использовать свое влияние и власть в интересах какой-либо одной из социальных групп и ее ближайшего окружения за счет интересов других социальных групп.

       2. 3. Действия государственного служащего  не могут быть направлены против социально незащищенных групп населения. Ни при каких обстоятельствах они не должны подвергаться дискриминации.

       2. 4. Конфликт между интересами различных  социальных групп государственный  служащий должен рассматривать  с точки зрения законных прав, социально-политической и экономической целесообразности, общественных представлений о справедливости и моральных ценностях.

       3. Уважение к личности.

       3. 1. Признание, соблюдение и защита  прав, свобод и законных интересов  человека и гражданина есть  нравственный долг и профессиональная обязанность государственного служащего.

       3. 2. Государственный служащий должен  уважать честь и достоинство  любого человека, его деловую  репутацию, не дискриминировать  одних путем предоставления другим  незаслуженных благ и привилегий, способствовать сохранению социально-правового равенства индивидов.

       3. 3. Государственный служащий обязан  обеспечить конфиденциальность  ставшей ему известной в связи  с исполнением должностных обязанностей  информации, затрагивающей частную  жизнь, честь и достоинство гражданина.

       4. Принцип законности.

       4. 1. Государственный служащий обязан  своими действиями соблюдать  и отстаивать Конституцию страны, законы и нормативные акты  РФ. Морально недопустимо нарушать  законы исходя из политической, экономической целесообразности, по любым другим, даже благородным, мотивам.

Информация о работе Этические требования к государственным служащих