Этические принципы и нормы деловых людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:36, реферат

Описание работы

Цель работы: описать этические принципы и нормы деловых людей.
Задачи: 1. описать основные этические принципы в деловом общении;
2. дать характеристику этике делового общения "сверху-вниз";
3. охарактеризовать этику делового общения "снизу-вверх";
4. описать этику делового общения "по горизонтали";
5. частично раскрыть сущность и содержание делового общения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и содержание делового общения………….……….4
1.1 Деловое общение………………………………………………………..4
1.2. Диалоговое общение…………………………………………………...5
1.3. Групповые формы делового общения………………………………...7
1.4 Этика и психология деловых бесед и переговоров…………………...9
Глава 2. Этика делового общения…………………………………...……12
2.1. Этика делового общения "сверху-вниз"……………………………..12
2.2. Этика делового общения "снизу-вверх"……………………………..13
2.3. Этика делового общения "по горизонтали" ……………..………….. 14
Глава 3.Основной этический принцип в деловом общении……...….….15
Заключение………...………………………………………………….....… 17
Список использованной литературы…………………………………......18

Работа содержит 1 файл

Реферат по этике.docx

— 48.02 Кб (Скачать)

   1. Рациональность. Необходимо  вести себя сдержанно. Неконтролируемые  эмоции отрицательно сказываются  на переговорном процессе и  способности принятия разумных  решений. 

   2. Понимание. Невнимание  к точке зрения партнера ограничивает  возможности выработки взаимоприемлемых  решений. 

   3. Общение. Если  ваши партнеры не проявляют  большой заинтересованности, все  же постарайтесь провести с  ними консультации. Это позволит  сохранить и улучшить отношения. 

   4. Достоверность.  Ложная информация ослабляет  силу аргументации, а также неблагоприятно  влияет на репутацию. 

   5. Избегайте менторского  тона. Недопустимо поучать партнера. Основной метод - убеждение. 

   6. Принятие. Постарайтесь  принять другую сторону и будьте  открыты для того, чтобы узнать  нечто новое от партнера.

   Наиболее оптимальными  днями для переговоров являются  вторник, среда, четверг. Самое  благоприятное время дня - через  полчаса - час после обеда, когда  мысли о еде не отвлекают  от решения деловых вопросов. Благоприятная среда для переговоров  может быть создана в офисе, представительстве партнера или на нейтральной территории (конференц-зал, приспособленные для переговоров номер гостиницы, зал ресторана и т.д.).   

Успех переговоров во многом определяется умением задавать вопросы  и получать исчерпывающие ответы на них. Вопросы служат для управления ходом переговоров и выяснения  точки зрения оппонента. Правильная постановка вопросов способствует принятию нужного вам решения.

Успешное ведение деловых  бесед и переговоров во многом зависит от соблюдения партнерами таких этических норм и принципов, как точность, честность, корректность и такт, умение выслушать (внимание к чужому мнению), конкретность.

      И последнее, негативный исход деловой беседы или переговоров не является основанием для резкости или холодности при завершении переговорного процесса. Прощание должно быть таким, чтобы в расчете на будущее позволило сохранить контакт и деловые связи.

 

 

Глава 2. ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

В общении имеется ряд  таких положений, следуя которым  можно в значительной степени  облегчить деловое общение, повысить его эффективность и избежать промахов в процессе взаимодействия с другими в бизнесе. Эти правила  применимы к отдельным видам  делового общения: «сверху-вниз» (руководитель—подчиненный), «снизу-вверх» (подчиненный—руководитель) и «по горизонтали» (сотрудник—сотрудник)2

 

2.1. Деловое общение «сверху-вниз»

Искусство и успех делового общения во многом определяются теми нормами и принципами, которые  использует руководитель по отношению  к своим подчиненным: какое поведение на службе приемлемо, а какое — нет. Эти нормы касаются, прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе нравственно незащищенными. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь эталоны и образцы поведения. Отметим некоторые из них.

- Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей.

- Критиковать стоит действия и поступки, а не личность человека.

- Не стоит советовать подчиненному, как поступать в личных делах.

- Не давайте сотрудникам возможности заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.

- Стоит поощрять рабочий коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководителя.

- Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не надо лениться лишний раз похвалить сотрудника.

- Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными.

- Выбирайте правильные нормы и форму распоряжения, учитывая всего два фактора: (1) ситуацию, наличие времени для нюансов, (2) личность подчиненного — кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу.

 

2.2. Этика делового общения «снизу-вверх»

Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие требования следует предъявлять к своим  подчиненным. Без этого трудно найти  общий язык и с начальником, и  с подчиненными. Используя те или  иные нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем.

Вот несколько необходимых  этических норм и принципов, которые  можно использовать в деловом  общении с руководителем.

- Старайтесь помогать руководителю в создании доброжелательной нравственной атмосферы, упрочении справедливых отношений в коллективе. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.

- Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо.

- Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или только «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца.

- Будьте преданы и надежны, но не подхалимом. Имейте свой характер и принципы. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, его поступки нельзя предвидеть.

- Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т.д. сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев.

- Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос и о ваших правах. Помните, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.

 

2.3. Этика делового общения «по горизонтали»

Применительно к коллегам-управляющим  следует иметь в виду, что найти  верный тон и приемлемые нормы  делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений  — дело весьма непростое.

Вот несколько принципов  этики делового общения между  коллегами.

- Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.

- Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить.

- Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.

- Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все равно все выплывет наружу и встанет на свои места.

- Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.

 

 

ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ.

Принципы этики деловых  отношений — обобщенное выражение  нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые  указывают на необходимое поведение  участников деловых отношений.

Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:

• создание материальных ценностей  во всем многообразии форм рассматривается  как изначально важный процесс;

• прибыль и другие доходы рассматриваются как результат  достижения различных общественно  значимых целей;

• приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом  мире, должен отдаваться интересам  межличностных отношений, а не производству продукции.

В работе американского социолога  Л. Хосмсра сформулированы современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов и соответственно аксиом десять:

- Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

- Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях - честности, открытости, умеренности и т.п.).

- Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).

- Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учений Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).

- Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения.

- Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).

- Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо на права личности).

- Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей-эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парсто об оптимальной сделке).

- Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса);

- Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

Указанные принципы в той  или иной степени присутствуют и  признаются справедливыми в различных  деловых культурах. Идеальной, хотя и весьма отдаленной целью мирового делового сообщества становится тип  отношений, основанный на торжестве морально-этических принципов. Одним из важнейших шагов в этом направлении можно считать принятую в 1994 г. в швейцарском городе Ко (Caux) Декларацию Ко - «Принципы бизнеса». В Декларации предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловых культур, ее инициаторами были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии.

А также стоит отметить, что Национальный фонд «Российская деловая культура», стремясь учесть специфику деловой культуры, разработал документ «Двенадцать принципов ведения дела в России», призывающий предпринимателей к утверждению следующих принципов деловых отношений. (см. табл.1)

Таблица 1

Двенадцать принципов  ведения дела в России 3

Группа

Состав

Принципы личности

1. Прибыль важнее всего,  но честь дороже прибыли. 

2. Уважай участников общего  дела — это основа отношений  с ними и самоуважения. Уважение  и самоуважение даются выполнением  принятых деловых обязательств.

3. Воздерживайся от насилия  и угрозы применения насилия  как способов достижения деловых  целей.

Принципы профессионала

4. Всегда веди дело  сообразно средствам. 

5. Оправдывай доверие. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера.

6. Конкурируй достойно. Не  доводи деловые разногласия до  суда. Самый надежный партнер  — тот, который тоже выигрывает от сделки.

Принципы гражданина России

7. Соблюдай действующие  законы и подчиняйся законной  власти.

8. Для законного влияния  на власть и законотворчество  объединяйся с единомышленниками  на основе данных принципов.

9. Твори добро для людей,  а не ради корысти и тщеславия.  Не требуй за него непременного  общественного признания.

Принципы гражданина Земли

10. При создании и ведении  дела как минимум не наноси  ущерба природе. 

11. Найди в себе силы  противостоять преступности и  коррупции. Способствуй тому, чтобы  они стали невыгодны всем.

12. Проявляй терпимость  к представителям других культур,  верований и стран. Они не  хуже и не лучше нас, они  — просто другие.

Информация о работе Этические принципы и нормы деловых людей