Энциклопедия аргументов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:16, шпаргалка

Описание работы

Нужно ли доказывать то, что музыка влияет на человека? Под ее действием трус может стать храбрецом, ленивец – пылким романтиком. Вспомним героя И. А. Гончарова Илью Обломова из одноименного романа. Пробудиться к жизни, к деятельности ему помогла музыка, чудный романс в исполнении Ольги Ильинской. Прослушав его, герой воскликнул: «Я чувствую не музыку, а любовь!» К сожалению, это пробуждение было недолгим, вскоре Обломов вновь погрузился в дремотное существование.

Работа содержит 1 файл

хорошие аргументы.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

Есть немало героев, у которых  стоит поучиться мужеству и терпению. Трудности и лишения  тяжелого послевоенного времени научили  героя рассказа В.Распутина «Уроки французского» самостоятельности, целеустремленности.  В те годы, голодные и неустроенные, людям приходилось рано взрослеть и принимать на себя  взрослые обязанности. Герой рассказа, невзирая на бесконечное одиночество, тоску по дому и ужасный голод, сохранил в душе доброту.

 

В рассказе И.С. Тургенева «Муму» мы знакомимся с глухонемым дворником  Герасимом. Несмотря на свой недуг и тяжелую жизнь, этот могучий человек сумел  сохранить доброе сердце и гордость. 

После расставания с Татьяной Герасим  случайно нашел маленького щенка. Забота о нем стала огромной радостью одинокого челоевка. Ни одна мать не ухаживает за своим ребенком так, как ухаживал Герасим за своим питомцем.

 

 

Свобода как нравственная категория.

Нравственная свобода – это  самообладание, способность личности осуществлять господство над чувствами  и желаниями. Это умение человека при любых обстоятельствах оставаться самим собой, не терять чувства своего достоинства, не «прогибаться под изменчивый мир», как поётся в одной из песен  А.  Макаревича. Человек должен быть свободен в выборе жизненной позиции. Но он обязан и отвечать за последствия своего выбора. Что актуально именно теперь, потому что безответственность приводит к вседозволенности.

 

 

Самообладание человека, воля к жизни.

 

В рассказе Д. Лондона «Любовь к  жизни» описан тяжёлый путь измождённых  от голода людей. Главный герой произведения чудом выжил в страшной ледяной пустыне. Он сумел сохранить в себе человека, в отличие от своего товарища, сумел собрать волю в кулак и победил.

 

Главный герой рассказа Д.Олдриджа «Отец и сын»-профессиональный летчик Бен -  отправляется на стареньком самолете в Акулью бухту для съемок документального фильма. Однако в результате неосторожности случается несчастье: на Бена нападает акула, и он получает страшные увечья. Лишенный возможности шевелить руками и ногами, летчик внезапно понимает, какая смертельная опасность угрожает ему и его десятилетнему сыну Дэви, который сопровождал отца в этом путешествии. Качества профессионального летчика не позволили Бену раскиснуть, упасть духом. Он понял, что от его силы воли, от его советов и указаний зависит жизнь его сына и его.  Он сумел убедить и заставить Дэви слушаться его, и они были спасены.

 

Воля способна изменить даже линии наших ладоней. (Ж. Когто)

Н. Долинина пишет: «... больница - хирургическое отделение. Люди молодые  и старые, одинокие и семейные, образованные и не очень. Общее одно: всем больно. Но как по-разному переносят они свою боль! Один лежит, погружённый в страдания, ничего вокруг не видя и не слыша. Ему хуже всех: он стонет, охает, наводит тоску на окружающих и на самого себя. Ему самом деле хуже всех, потому что отвлечься от боли, занять свою душу ничем другим он не умеет. Другой, стиснув зубы, решает задачи, играет в шахматы, спорит с соседом — ему легче.

Третий, едва поднявшись после  операции, с трудом передвигаясь по стенке, уже помогает лежачим, уже помнит, к кому, когда подойти, чем помочь, уже озабочен другими людьми. Почему-то этот третий раньше других выписывается из больницы!

Оставшиеся удивляются: как же так ? - ведь совсем себя не берёг. А бережёт его как раз умение отвлечься от своей боли, своих страданий, страха за свою жизнь, умение занять свою душу не собой»

Этот эпизод, один из рядовых и  часто встречающихся в обыденный  жизни, подтверждает наблюдения Эразма Роттердамского, который считал, что «ничего нет трудного для человека, имеющего волю»

 

С детских лет Саня Григорьев, герой  романа В. Каверина «Два капитана» умел добиваться успеха в любом деле. Он вырос мужественным и храбрым  человеком. Мечта разыскать экспедицию капитана Татаринова привела его  в ряды лётчиков-полярников.. Его  жизнь была полна героических событий: он летал над Арктикой, сражался против фашистов. Его подстерегали опасности, приходилось терпеть временные поражения, но настойчивый и целеустремлённых характер помогает ему сдержать клятву, данную себе ещё в детстве: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

 

Повесть В. Титова «Всем смертям  назло», написанная в шестидесятых годах оказала неоценимую поддержку  многим людям. В ней повествуется о парне-шахтёре Сергее. В результате аварии в шахте он лишился обеих  рук. Приходили мысли о самоубийстве, о собственной ничтожности и ненужности. Но Сергей сумел победить слабость, отчаяние. Он нашёл себя в журналистике, в семье.

 

 

В чём сила и слабость человека?

 

В рассказе  «Студент» А.П.Чехов  повествует о случайной встрече  главного героя с двумя женщинами, работающими на огороде. Простое желание согреться от общения заставляет Ивана Великопольского заговорить и начать рассказывать вдовам пришедшую ему на память историю из Евангелия. Историю о том, как апостол Петр проявил слабость, отрекся от Иисуса, своего учителя. «И исшед вон, плакася горько», - повествует церковнославянский текст, а студент находит свои слова: «И в тишине сада едва слышатся глухие рыдания»… Петр в рассказе Ивана предстает обыкновенным человеком, которому свойственны и слабость, и способность к раскаянию.

 

В конце рассказа «Гранатовый браслет» А.И.Куприн идет по самому краю мелодрамы. Чутьё художника подсказало ему  верное решение: сосредоточить драматизм  финала не на самоубийстве, а на предсмертном письме Желткова. В каждой строчке – чувство неподдельной, жгучей до беспамятства любви. Ни одного слова, бьющего на жалость, на то, чтобы вызвать у княгини Веры чувство раскаяния. Перед смертным своим часом Желтков находит совсем иные, неожиданные слова, слова благодарности. Любовь, казавшаяся жалким, смешным чудачеством, любовь, отброшенная презрительно и высокомерно, победила.

 

Весной 1912 года весь мир облетело сообщение  о столкновении с айсбергом крупнейшего  пассажирского судна «Титаник», о страшной гибели более чем полутора тысяч человек. Это событие явилось предостережением человечеству, упоённому научными успехами, убежденному в своих безграничных возможностях. Огромный «Титаник» на какое-то время стал символом этой мощи. Но неспособность противостоять стихии, беспомощность команды подтвердили хрупкость и незащищенность человека перед лицом космических сил. Наиболее остро воспринял эту катастрофу И.А.Бунин, о чем и написал в своём рассказе «Господин из Сан-Франциско» три года спустя.

 

Проблема поведения человека в  экстремальной ситуации

 

Экстремизм с латинского - крайность. В. Шаламов экстремальной ситуацией  считал пребывание в сталинском лагере, на Колыме. В лагере всё было направлено на уничтожение человека, его живой  души, чтобы подчинить его определённому  порядку. «Колымские рассказы» В. Шаламова - попытка поставить и решить какие-то важные нравственные вопросы времени, вопросы, которые просто не могут быть разрешены на другом материале. Вопрос встречи человека и мира, борьбы человека с государственной машиной, борьбы за себя, внутри себя - и вне себя. В 1968 году он пишет: " Мои рассказы - это, в сущности, советы человеку, как держать себя в толпе ". В. Шаламов изобразил не только "за-человечность», но и "сохранение человеческого". Шаламова привлекали люди, совершившие духовный или нравственный подвиг.

 

 Характерной особенностью военных повестей В. Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. В этом отношении не составляет исключения и повесть "Сотников". Сюжет повести прост: два партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание - добыть овцу для пропитания отряда. Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою жизнь "ухитрялся найти какой-нибудь выход", внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: "Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу".

 

В русской прозе 1970-90-х годов  значительное место занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившего массовые репрессии  в сталинскую эпоху. Эта тема нашла  отражение в прозе Солженицына, испытавшего на себе ад ГУЛАГа. «Архипелаг ГУЛАГ» - книга о людях, их трагедии, искалеченных, но живых душах. Главными ценностями являются в лагере еда, покой, сон, а выражением наивысшей мудрости афоризм: «не верь, не бойся, не проси». Однако, продуманный и налаженный механизм насилия иногда давал сбои, которые не предусматривались инструкциями. Во-первых, сами исполнители в какие-то мгновения оказывались «порочными»: проявляли жалость и сострадание к заключенным. Во-вторых, немало было безалаберности и лени среди лагерного начальства. В-третьих, действовал фактор, названный Солженицыным «сердечностью». «Сердечность» побуждала лагерников во время войны проситься в штрафные батальоны: «Вот это и был русский характер: лучше умереть в чистом поле, чем в гнилом закутке». Конечно, подчеркивает писатель, в лагере важно выжить «любой ценой», но все же не ценой утраты души или духовного омертвления. Поэтому многим осужденным и прежде всего самому автору удалось сохранить свою живую душу, не осквернить ее подлостью, ложью, доносительством и прочими «свинцовыми мерзостями» лагерного бытия. Этим произведением автор показывает, с одной стороны, поведение человека в экстремальных ситуациях на грани между жизнью и смертью, с другой стороны, показываются такие качества русского человека, как долготерпение, твердость духа, умение выживать.

 

 Яркими примерами сильной личности являются наши современники: писатель А.Солженицын, Виктор Шаламов, поэт песенник Михаил Танич, в недавнем прошлом руководитель группы "Лесоповал". Через какие только трудности и унижения не прошёл герой романа Чингиза Айтматова "Плаха" Авдий. Сколько нечеловеческих страданий пришлось ему пережить! Но ничто его не сломило. Почему? Да потому что у него есть тот самый нравственный стержень, та вера в себя, любовь к людям и жизни, которые держат его на плаву и которые никто у человека не может отнять. Он умеет сам делать выбор, нести за него ответственность и твердо сказать "нет" тому, что является безнравственным и ниже человеческого достоинства. Так вот и задача любого достойного человека -научиться противостоять тому духовному, психологическому и физическому самоуничтожению, которому так усиленно способствуют те, кому выгодно уничтожить Россию и русский народ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Виды вступлений

 

 

       1. Вопросительно-ответное единство.

           Методисты считают, что диалог позволяет сделать вступление более                 энергичным.

 

      Что такое красота?  Наверное, это одно из самых  загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, поэты, скульпторы стремились постичь тайны красоты и гармонии. О том, что такое красота и какова её роль в жизни человека, заставляет задуматься высказывание Сухомлинского.

 

    2. Цепочка вопросительных предложений.

        Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях текста, выделить главное в нём.

    

       Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы  на растратить свой дар. Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Ю. Башмета.

 

    3. Назывные предложения.

        В зачине должна содержаться базовое понятие или имя человека, о котором рассказывается в тексте.

 

        Марина Цветаева. Это имя дорого каждому, кто ценит настоящую поэзию. Мне кажется, трудно найти человека, которого стихи Цветаевой оставили бы равнодушным. Литературовед Евгений Борисович Тагер - один из тех, кому посчастливилось знать Марину Ивановну лично. В своих воспоминаниях он стремится раскрыть внутренний мир этого удивительного поэта.

 

         Чёрная  обуглившаяся земля до самого  горизонта. Запах смерти… Мёртвая  тишина. Ощущение дикого вселенского  одиночества…

          Всё  это ждёт человечество, если оно  продолжит тот пагубный путь, о котором пишет В.Солоухин в своей статье.

 

    4. Риторический вопрос.

        Далеко не любое вопросительное предложение представляет собой риторический вопрос. Риторический вопрос – это вопросительное по форме и утвердительное по смыслу предложение.

 

 

        Кто и нас  не слышал о том, что в  споре рождается истина? Вы наверняка  сталкивались с заядлыми спорщиками, которые готовы спорить до  хрипоты из-за любой мелочи. Конечно,  есть различные способы ведения  спора, которые рассматривает  в соём тексте Л.Павлова.

 

         Ряд риторических вопросов.

        Кто из живых  ныне людей может себе представить,  что он позволит своим детям  есть отравленную рыбу? Пить ядовитую  воду? Кто захочет поехать за  город, чтобы отдохнуть в весёлом  берёзовом лесу, а вместо него найти лишь безобразные пни? Никто не хочет. А ведь это ждёт нас в будущем, если мы продолжим так же относиться к природе, как об этом рассказывает В.Солоухин.

 

 

 

 

5. Цитата в  качестве зачина.

    Цитата не должна быть объёмной, она должна иметь прямое отношение к теме. Цитата  может быть взята из исходного текста или представлять собой высказывание знаменитого человека, или взята из другого любого источника.

    

     «Судьба человечества- в руках человечества- вот в  чём ужас». Эту фразу В.Гжешика,  поразившую меня своей парадоксальностью, а потому и запомнившуюся, я вспомнил сразу же, как  только прочитал текст В. Солоухина о тех перспективах, которые ждут человечество в результате безнравственного отношения к природе.

 

      Два чувства дивно  близки нам,

      В них обретает  сердце пищу,

      Любовь к родному  пепелищу,

      Любовь к отеческим  гробам.-

  Эти бессмертные строки А.Пушкина  вспомнились мне, когда я читал  текст Ф.Искандера «Дедушкин дом».

 

 6. Приведение краткой справки о писателе, являющимся автором текста: об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общим направлением  его творчества.

 

      В.Солоухин один  из тех писателей, о котором  можно сказать: «Это художник  слова».

Завораживают описания природы, созданные им. Удивительно точны, эмоциональны выразительны его высказывания о природе. В своём творчестве В.Солоухин не раз поднимал тему взаимопонимания человека и природы. К этой теме писатель обращается  и в тексте о прекрасном росном утре.

 

     М.Зощенко- известный  писатель-юморист. Грустно, утончённо  высмеивающий абсурдность своего  времени. Ярким примером его  индивидуального стиля является  рассказ «Кошка и люди» (1928г.).

Информация о работе Энциклопедия аргументов