Энциклопедия аргументов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:16, шпаргалка

Описание работы

Нужно ли доказывать то, что музыка влияет на человека? Под ее действием трус может стать храбрецом, ленивец – пылким романтиком. Вспомним героя И. А. Гончарова Илью Обломова из одноименного романа. Пробудиться к жизни, к деятельности ему помогла музыка, чудный романс в исполнении Ольги Ильинской. Прослушав его, герой воскликнул: «Я чувствую не музыку, а любовь!» К сожалению, это пробуждение было недолгим, вскоре Обломов вновь погрузился в дремотное существование.

Работа содержит 1 файл

хорошие аргументы.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

 

2. А. Алексин. «Раздел имущества».

Известно, что в пору испытаний  люди рано взрослеют. Взрослость –  понятие не столько возрастное, сколько  нравственное, она определяется не датой рождения, указанной в паспорте, а поступками человека.

Героиня повести Анатолия Алексина «Раздел имущества» Вера, родившаяся с ДЦП, преодолевает не только физическое несовершенство, но и изо всех сил старается разглядеть в людях, её окружающих, благородство, доброту, душевную щедрость. Драматичны её переживания, недоумение вызывает то, что её мать, «борясь с отравлением природы», сама эту природу не любит и не чувствует; что властный характер матери сделал безликим отца (у него не только характер, даже походка изменилась). Наблюдая борьбу матери за то, чтобы стать главным человеком в её жизни, девочка убеждается в ужасной вопиющей несправедливости, которую мама собирается совершить – «по справедливости, по закону» - разъехаться с бабушкой, разделить имущество.

 Вера беззаветно любит бабушку,  понимая, что никакая медицина  не помогла бы ей, если бы  бабушка без громких слов не пожертвовала всем в жизни для неё, не требуя ничего взамен. Бабушка не только помогла выздоровлению внучки (она одна относилась к ней, как к обычной девочке: посылала её, еле шевелящую ногами, за почтой на лестничную площадку или предлагала попрыгать через верёвочку…). Бабушка воспитала в Вере чуткость, доброту, чувство справедливости…

И Вера делает свой нравственный выбор: она решает стать той частью имущества, «которая по суду отойдёт бабушке». Бабушке, незаметному доброму гению  семьи, научившему Веру самому главному – человечности. Права Вера, назвав бабушку «главным человеком» в своей жизни. Думается, что теперь за Веру можно не волноваться: она знает тайну жизни и не пропадёт, даже если её физический недуг возвратится.

 

3. А.П.Чехов. «Ванька».

А.П.Чехов (рассказ «Ванька») с невыразимой  печалью описывает столкновение ребёнка с пошлостью и жестокостью  взрослого мира. Нежные и пугливые, милые и мягкие, дети вырастают, страдая  в отравленной среде, и, выросши, пополняют собою толпу несчастных людей. Море детского страдания разливается по свету: несчастный, трижды несчастный Ванька Жуков со своим письмом к дедушке, наверное, у всех стоит перед глазами. «Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю тебя с рождеством…  Нет у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался». Каждый день его бьют у сапожника, и каждый день «еды нету никакой». Каждую ночь ему не дают спать, он качает люльку. И вообще – «нету никакой возможности, просто смерть одна». Стонет Ванька, надрывая наше сердце. Всё человеческое в каждом из нас вместе с Ванькой взывает к милому дедушке – приезжай!  Но дедушка не доедет, до него не дойдёт письмо  Ваньки с наивным адресом. Много писем в мире, много жалоб не доходит по назначению – люди тщетно ожидают себе заступника.

Нет большей печали, чем когда  ребёнок принимает на себя горе взрослое. Как в осаждённой крепости, счёт жизни превращает месяцы в годы, и дитя до времени становится взрослым страдающим человеком, сохраняя в душе своей возможность удивляться. Жалуется Ванька на голод, побои, но и описывает Москву, чудеса её лавок и то, что «со звездой ребята не ходят». Это детское, малое ещё сильнее и мучительнее оттеняет большую боль ребёнка. Грезится Ваньке родная деревня, и дед на печи, и собака Вьюн; грезится ему, что дедушка исполнил его просьбу (взял золочёный орех с ёлки для него) – но от этих грёз пробудит Ваньку пинок сапожника. Дедушка не приедет, и в детском сердце застынет горе, никем не услышанное, не облегчённое, горе на всю жизнь (вероятно, очень короткую), останется боль, глубокая обида, ребёнок станет несчастным взрослым.

 

4. И.С.Тургенев.

И.С.Тургенев родился в богатой  дворянской семье на Орловщине. Природа  и люди средней полосы России сформировали в И.С.Тургеневе чувство глубокого  уважения к человеку, к его нелёгкому труду на земле. Но Орловская губерния в Николаевской России была известна и другим: особо беспощадной эксплуатацией крепостных крестьян. Впечатлительный мальчик на всю жизнь сохранил отвращение к насилию и произволу, которыми отличалась его мать – помещица, женщина умная, образованная, но властная и жестокая. Позднее, в 40-е годы, Сван Сергеевич писал: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел…  Враг этот был – крепостное право».

Создание «крамольной» книги и образов «мерзавцев с тонкими вкусами»  и было откликом его страдающей души  на истязания крепостных крестьян и дворовых,  на ссылки в дальние деревни, выселения с плодородных земель, обречение на ужасы двадцатипятилетней солдатчины…   Собранные в одну книгу,  рассказы из «Записок охотника» особо резко выставили на всеобщее обозрение жестокость, эгоизм, самодурство, бездушие помещиков, их полное пренебрежение к человеческому достоинству крепостного крестьянина.

Антикрепостническое содержание «Записок охотника» и есть иллюстрация влияния глубоких переживаний мальчика, которые определили нравственное кредо взрослого, ставшего великим русским писателем.

 

5. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлёвы».

М.Е. Салтыков-Щедрин  убедительно  показывает, как может сказаться на судьбе человека атмосфера его детских переживаний.  Детство Иудушки ( роман «Господа Головлёвы») проходит в необходимости приспосабливаться, ибо мать – Арина Петровна – не просто живёт уединённо, расчётливо, почти скучно, а от детей требует, чтобы были в таком послушании у неё, чтобы при каждом поступке спрашивали себя: «Что об этом маменька скажет?» Этот пресс привёл к определённому результату: дети не оправдали её надежд. Стёпка – балбес;  Анна убегает из дома за счастьем, любовью, но не находит её; Павел – тихоня, человек «без поступков» - немилый ребёнок. Муж, дети гибнут один за другим, не имея никакой поддержки в трудную минуту жизни от матери.  Порфирий (Иудушка), руководствуясь инстинктом самосохранения, учится быть «послушным», угодным матери; безразличен к спившемуся брату Стёпке, умирающий Павел не вызывает у него сочувствия, а самой Арине Петровне любимый сыночек отводит роль приживалки, заставляя её ощутить себя «лишним ртом». И сына доводит Головлёв до самоубийства…. На совести наследника всего рода Головлёвых смерти близких ему людей…

Обстановка деспотизма и приниженности  создала из Порфирия монстра: в  интересах  семьи Арина Петровна начала накапливать  имущество, держа детей в строгости  и чуть ли не в голоде, это убивало любовь к матери, к семье. Это и привело к распаду человеческой личности в Порфирии.

 

 

Неизбежен ли конфликт отцов и детей

 

Ч.Айтматов в романе «Буранный полустанок»  рассказывает легенду о манкуртах. Манкурты – это люди, насильно лишённые памяти. Один из них убивает свою мать, которая пытается вырвать из плена беспамятства своего сына. И над степью звучит её отчаянный крик: «Вспомни имя своё!».

 

.В персидской легенде рассказывается  о том, как однажды простой  пастух предложил султану испить  воды из кувшина, Но надменный султан, увидев невзрачный сосуд, вышиб его из рук пастуха и гневно воскликнул:

- Я никогда не пил из таких  мерзких кувшинов!

Разбившийся сосуд произнёс:

_ Ах, султан! Напрасно ты мною  гнушаешься! Я твой прадед, и я  некогда был, как ты, султаном. Когда ч умер, мня похоронили в великолепной гробнице, но время превратило меня в прах, который смешался с глиной. Горшечник, выкопав глину, наделал из неё множество горшков и сосудов. Поэтому, владыка, не презирай простую землю, из которой ты произошёл и в которую ты когда-нибудь  превратишься..

 

Проблема взаимоотношения подростков.

 

К проблеме взаимоотношения подростков обращались разные писатели в разные времена. Один из них – Ю. Я. Яковлев. В своих коротких, но очень ёмких  по содержанию рассказах для детей он иногда с улыбкой, иногда серьёзно повествует о самых разных ребятах. Одним из них хорошо и весело в школьной среде, другим одиноко, как рыцарю Васе, третьи, как Коста из рассказа «Багульник», живут своей, особой жизнью. Писатель внушает читателям: приглядывайтесь к своим одноклассникам, окружающим людям, уважайте, цените, помогайте. Его мудрые уроки нравственности запоминаются на всю жизнь.

 

 

Главный герой рассказа В. Солоухина  «Мститель» вынашивает план мести. Он твёрдо решил наказать своего руга Витьку за причинённую ему обиду. Но план отмщения рухнул, как карточный домик.  Добро в душе героя одерживает победу. Подросток способен увидеть в обидчике больше хорошего: Витька добрый, весёлый, большой придумщик. И обида испаряется.

 

 

Мораль  и нравственность. Жизненный выбор человека.

 

 

Неосуществление человеческих желаний.

 

     Ярким  примером  раскрытия  данной  проблемы  является  поэма  М.Лермонтова  «Мцыри». Герой  поэмы,  юный  послушник  монастыря,  мечтал  о свободе, о родине. Чтобы обрести желанную волю,  найти землю предков, он бежал.   Но всё оказалось напрасным.  Судьба посмеялась над ним,  Мцыри  заблудился и после трёх дней  скитаний он очутился на том же месте, откуда бежал. Его мечтам не суждено сбыться. Юноша обвиняет себя в слабости, в неумении найти дорогу  к родному дому.  Тяжело переживая  неудачу, он умирает.

 

    В пьесе М Горького  «На дне»  странник Лука сумел  внушить  обитателям ночлежки, что  у  каждого из них   есть возможность вырваться из  той жизни, той ситуации, в которую они попали. Но с уходом Луки  надежды постепенно угасали, люди переставали верить в своё лучшее будущее.  Так автор касается проблемы неосуществления человеческих желаний.

 

    

Столкновение идеала и суровой  действительности

 

В пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных» есть сцена в Александровской гимназии, где Алексей Турбин отказывается посылать людей на смерть. Даже под угрозой гибели он заявляет: «… я на свою совесть и ответственность принимаю все, все принимаю и, любя все, посылаю домой». Он приходит к признанию самоценности человеческой жизни перед лицом любой идеи, какой бы значительной она ни была.

 

Очень часто слишком сильная  вера в идеальное может стать  причиной душевных разочарований и  потрясений. Избежать этого можно, если человек воспитывается не только на идеалах, но и на реальной действительности. Сущность этого утверждения можно изложить словами главного героя повести А.М. Горького «Мои университеты»: «Чем труднее слагались условия жизни – тем крепче и даже умнее я чувствовал себя. Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде».

 

Разлад между желаемым и возможным

 

 

Пьесы А. П. Чехова, построенные в  основном на конкретном бытовом материале,  обладают некоторым    обобщающим, символическим смыслом. Например, «Вишнёвый сад».

Герои пьесы как будто стремятся  сберечь вишнёвый сад — мечту  о прекрасном. Сохранить для того, чтобы передать будущему — тому самому, о котором так хлопочет Петя, тем внукам и правнукам, о  которых мечтает Лопахин. На самом  же деле они  лишь  губят его. Они потеряли вишневый сад, а вместе с ним надежду на счастье и гармонию. Именно в этом разладе между желаниями героев и их действиями заключен главный конфликт произведения. Положение героев неустойчиво. Жизнь подвергает их своеобразному  испытанию, которое они, в силу своей человеческой слабости, не могут выдержать. Автор постоянно подчеркивает нечто, мешающее героям услышать и понять друг друга — это чувство противоречия внутри каждого из них, постоянное ощущение внутренней драмы. В это состояние погружены все герои, с грустью оглядывающиеся назад или с тревогой и надеждой всматривающиеся вперед.                                                                                                                                                                                                     

 

 

В произведении М.А Булгакова «Собачье сердце» профессор Филипп Филиппович Преображенский, выдающийся хирург, достигнув отличных результатов в практическом омоложении, решается на небывалый эксперимент: он пересаживает бездомному псу Шарику гипофиз погибшего в драке вора, алкоголика и дебошира Клима Чугункина.  В процессе физического и психологического очеловечивания появился на свет Полиграф Полиграфович Шариков. Однако Преображенскому очень скоро пришлось пожалеть о содеянном.. Шариков унаследовал от Чугункина все пагубные привычки. В конечном итоге Преображенский понимает, что на практике результат его эксперимента оказался слишком далёк от желаемого.

 

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление  и наказание» главный герой Родион Раскольников желает выйти из крайней бедности, убивает старуху-процентщицу, но переступить через «кровь по совести» он не может. Совершив преступление, Раскольников обрекает себя на бесконечные мучения, вызванные  угрызением совести. Его теория о «людях необыкновенных» на практике оказалась слишком противоречивой: следуя ей,  вместо неограниченной свободы  «он получил восемь лет каторжных работ». Разлад между желаемым и возможным непреодолим.

Нравственная деградация человека

     Чехов поднимает вопросы о ценности человеческой жизни, о нравственной обязанности человека перед народом, о смысле человеческой жизни. Антон Павлович Чехов писал: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.  Это желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными объясняет непримиримость Чехова к пошлости, к нравственной и душевной ограниченности.

Герой  рассказа “Ионыч” - молодой  человек, полный неясных, но светлых  надежд, с идеалами и желаниями  чего-то высокого. Но любовная неудача  отвратила его от стремлений к  чистой, разумной жизни.   Он утратил все духовные интересы и стремления. Из его сознания исчезло то время, когда ему были свойственны простые человеческие чувства: радость, страдание, любовь. Мы видим, как человек, умный, прогрессивно мыслящий, трудолюбивый, превращается в обывателя, в “живого мертвяка”.  Такие герои Чехова, как Ионыч, утрачивают то человеческое, чем наделила их природа.       

 

Замечателен рассказ А.П. Чехова “Крыжовник”. Герой рассказа — чиновник, добрый, кроткий человек. Мечтой всей его  жизни было желание иметь “усадебку” с крыжовником. Ему казалось, что этого достаточно для полного счастья. Но представление Чехова о настоящем человеческом счастье другое. “Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли... Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”, — писал Чехов. И вот мечта героя сбылась, он приобрел усадьбу, в его саду растет крыжовник. И мы видим, что перед нами уже не прежний робкий чиновник, а “настоящий помещик, барин”. Он наслаждается тем, что достиг своей цели. Чем более герой доволен своей судьбой, тем страшнее он в своем падении. И брат героя не может ответить на вопрос, какое добро нужно делать, чтобы избавиться от гнусного собственнического счастья.

Информация о работе Энциклопедия аргументов