Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:16, шпаргалка
Нужно ли доказывать то, что музыка влияет на человека? Под ее действием трус может стать храбрецом, ленивец – пылким романтиком. Вспомним героя И. А. Гончарова Илью Обломова из одноименного романа. Пробудиться к жизни, к деятельности ему помогла музыка, чудный романс в исполнении Ольги Ильинской. Прослушав его, герой воскликнул: «Я чувствую не музыку, а любовь!» К сожалению, это пробуждение было недолгим, вскоре Обломов вновь погрузился в дремотное существование.
Проблема нравственной
Истинный и ложный гуманизм.
Известный русский писатель А.М.Горький в пьесе "На дне", изображая среду обитателей ночлежки Костылёва, опустившихся на самое "дно" жизни, отвечает на вопрос :"Что лучше, истина или сострадание?" Горький решает его с позиции активного гуманизма, отвергает "утешительную ложь", примиряющую человека со злом. Носителем ложного гуманизма в пьесе выступает Лука. Он идёт к "униженным и оскорблённым", чтобы помочь им. Умирающей Анне старик советует не бояться смерти : она ведь несет покой, которого вечно голодная Анна никогда не знала. Спившемуся Актёру Лука внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське Пеплу говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Сюжет драмы строится на том, как жизнь разбивает те иллюзии, которые сеет Лука в сердцах ночлежников, ценность его сострадательного гуманизма оборачивается трагически для некоторых из них ( Актера, Анны, Пепла, Наташи).
Проповедники,
подобные Луке, неприемлемы для писателя.
Сама жизнь все настойчивее
В романе-эпопее "Война и мир" Л.Н.Толстой, создавая образ народа-мстителя, показывает не только его ненависть к врагу, решимость, энергию, смелость, но и великий гуманизм. Суровая зима. Ночь в лесу. У костра расположились солдаты. Звучат оживленные беседы, кое-кто дремлет, завернувшись в шинель. Солдат говорит о Наполеоне :"А кабы мой обычай, я бы его, изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил." Та же ненависть звучит и в реплике старого солдата :"Все одно конец сделаем, не будет ходить". Но когда солдаты видят умирающих от голода и стужи Рамбаля и Мореля, естественное чувство жалости пробуждается в них. Резко обрывают они неуместное замечание шутника, угощают врагов кашей, сажают поближе к костру. "Вот люди!"- с восторгом говорит о русских Рамбаль. Эта оценка перекликается со словами одного из солдат-ветеранов :"Тоже люди..."- говорит он о французах.
В романе-эпопее "Война и мир" Л.Н.Толстого поиски правды и смысла жизни приводят главного героя Пьера Безухова в масонскую ложу. Пьеру кажется, что в масонстве он нашел воплощение своих идеалов. Безухов проникается страстным желанием "переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства". Идеи "равенства, братства и любви", мысль о том, что надо "всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире",- вот что прежде всего привлекает Пьера в учении масонов. Пьер Безухов хочет действовать и решает облегчить участь крепостных. Наивно думая, что ему это удалось, Пьер чувствует себя счастливым :"И только теперь, когда я живу, по крайней мере стараюсь жить для других, только теперь я понял все счастье жизни". Но попытки Безухова привлечь "братьев" к бескорыстной помощи страдающему человечеству приводят его к разрыву с масонами.
В рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека" человеческая судьба как бы вставлена в рамку событий Великой Отечественной войны и проверяется ею на прочность, стойкость, на способность возрождаться в доброте и гуманности.. Андрей бежит из плена, но испытание войною продолжается. Бомбой разрушен его дом, погибла семья, в последний день войны убит в Берлине сын. Но человеческий гуманизм, жизнелюбие живут несмотря ни на что. Соколов встречает сироту Ванюшку - и жизнь его обретает цель и смысл. В нем пробуждается потребность любить и отдавать себя людям, доброта, сердечная щедрость. Вот пример истинного гуманизма! И мы верим, что рядом с таким отцом Ванюшка вырастет настоящим человеком.
Проблема времени и его
Теряет человек в своей жизни немало, и потери бывают разные: естественные и искусственные. Но есть нечто, что мы теряем безвозвратно: время…
Об этой проблеме писали многие, среди них и Г.Р.Державин. В «Последних стихах» великого поэта ХVІІІ века мы читаем о «реке времени». Время, несясь вперёд, оставляет вечности «все дела людей». Было бы грустно, если б наши потомки забыли деяния своих предшественников. Но человек обладает памятью, поэтому в его сердце останутся жить на веки «чрез звуки лиры и трубы» «народы, царства…»
Проблема времени неразрывно
связана с жизнью и смертью,
молодостью и старостью. Эти
мотивы объединяют «
Человек не вечен. Возможно, это его счастье, потому что надо прожить отпущенный ему срок достойно, наполнить его смыслом. Человек ищет смысл своего пребывания на Земле. Кто-то его так и не находит и прожигает жизнь, а кто-то ищет, мечется…Вспомним А.Болконского из романа- эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». Князь Андрей - незаурядный, умный, честный, благородный человек. Он ищет счастья и смысла жизни, правда, только для себя. Ему недоставало самоотрешённости, самоотвержения, но, всё же, мечтая о подвиге и славе для себя, он желает стране победу.
Жизненные искания приводят нас к постижению смысла жизни. Да, к счастью или к сожалению, жизнь быстротечна. Это миг, и поэтому нельзя дать жизни «проскользнуть меж пальцев».
Что есть истина? Что есть ложь?
Главный герой трагедии И.В. Гете «Фауст» - искатель истины, который готов во имя ее на серьезные жертвы. Важную роль в исканиях и судьбе Фауста играет Мефистофель.
С самого начала драмы ведется спор о человеке, о смысле его жизни, о его роли в этом бесконечном мире. Человек представляется Мефистофелю нелепым кузнечиком, который бестолково мечется и неизбежно попадает в грязь. Мефистофель с издевкой говорит о разуме и чувствах человека: «чтобы … из скотов скотиной быть!» Этому мнению противостоит вера Господа в человека, в то, что «чистая душа в своем исканье смутном сознаньем истины полна!»
В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский показывает, как в голову Родиону Раскольникову приходит жуткая идея. Студент мучается вопросом: почему одни люди вынуждены влачить жалкое существование, а другие живут в довольстве. И Раскольников решает встать над окружающими, покарать виновных и помочь нуждающимся. Ему кажется, что он пришел к гуманистической теории. Чтобы ее проверить, он убивает злую старуху – процентщицу.
Идея, ложная в своей основе, развенчивается изнутри - через страдания несчастного. Раскольников понимает, что путем преступления нельзя изменить жизнь.
В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой ставит целый ряд проблем. Каждый из героев романа по-своему решает вопрос о смысле собственного существования.
Князь Андрей в начале своего жизненного пути мечтает о славе, о своем Тулоне. Он верит в свое высокое назначение и тем самым решает для себя вопрос о смысле человеческой жизни. Но решительный переворот во взглядах героя происходит, когда после ранения на Аустерлицком поле Болконский смотрит в «высокое небо» с плывущими по нему облаками. Он понимает мелочность своих честолюбивых планов и стремления к славе.
Проблема верности своему долгу, слову, чести.
Русские писатели
всегда обращались в своих
произведениях к проблеме
1) Потеря чести
- это падение моральных устоев,
за которым всегда следует
наказание. Понятие чести
В напутствиях
сыну Гринёв особенно
2) Верны своему долгу,
слову, чести также герои
романа–эпопеи Л.Н.Толстого «
3) Как был поражен Наполеон, столкнувшись
с «загадочным русским
4) Вспоминается
также «милый идеал» Пушкина
Татьяна Ларина из романа «
Я думаю, что такие понятия, как честь, верность своему долгу, слову занимают первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить многие беды и невзгоды, но, наверное, ни один народ на земле не смирится с разложением нравственности.
Проблема самопожертвования
Великий русский писатель Ф.М. Достоевский видит «величайшее счастье» в уничтожении своего «я», в безраздельном служении людям, в самопожертвовании. Противопоставляя Раскольникова и Соню Мармеладову в романе «Преступление и наказание», писатель сталкивает революционное бунтарство Родиона с христианским смирением, любовью к людям Сонечки. Вера Сони, её самопожертвование убеждают Раскольникова «страдание принять». Он признаётся в преступлении и на каторге приходит к раскаянию.
В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» любовь Маргариты спасает Мастера. Она заключает сделку с самим Воландом, принимая его приглашение стать королевой ежегодного бала Сатаны, лишь бы вновь обрести своего любимого. Маргарита жертвует всем: своим благополучием, самой своей жизнью – ради своей любви.
Героиня романа Ф.М. Достоевского Соня Мармеладова привыкла жить по законам сердца, по христианским заповедям. Именно в них она черпает силы. Она понимает, что от неё зависят жизни её братьев и сестёр, поэтому полностью забывает о себе и посвящает себя другим. Сонечка становится символом вечной жертвенности, В ней живо великое сочувствие к человеку, сострадание ко всему живому.
Самопожертвование присуще многим героям произведений русской литературы. В поэме «Русские женщины» Н.А. Некрасов воспевает женщин дворянского круга, которые жертвуют всем ради тех, кого они любят. Княгиня Трубецкая едет на каторгу за своим мужем-декабристом и е разделяет с ним все тяготы жизни.
Характер человека
Нужно ли учиться радоваться жизни в период испытаний?
Даниель Дефо известен миру своим романом о Робинзоне Крузо. Автор подвергает своего героя своеобразному испытанию: моряк вынужден жить на необитаемом острове двадцать восемь лет. Робинзон Крузо не впал в отчаянье, не стал паниковать. Он вел дневник, в котором все события записывал в две колонки: «хорошо» и «плохо». Такие записи помогали ему оставаться человеком. Писатель показывает, как может выжить человек, оставшись вдали от общества и цивилизации, и какие качества характера здесь будут решающими.