Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:19, реферат
Разрушение классического полиса лишило этику древности животворного
источника. С возникновением огромных государственно-политических
объединений, в особенности с появлением мировой Римской империи, ее
основные идейные установки подверглись глубокой деформации. Как мы видели,
в послеаристотелевский период этика как теоретическое исследование
отрывается от политики.
Глава I. Религиозная этика средневековья
Нормативные и социально-идеологические рамки
Разрушение классического полиса лишило этику древности животворного
источника. С возникновением огромных государственно-политических
объединений, в особенности с появлением мировой Римской империи, ее
основные идейные установки
подверглись глубокой
в послеаристотелевский период этика как теоретическое исследование
отрывается от политики. Философы ищут некую особую область бытия, где
человек все еще
может обнаружить свою
появляется Эпикурова самоизоляция от мира в форме дружеских союзов,
космополитизм стоиков, самодовлеющий интеллектуализм скептицизма,
мистический антимир неоплатонизма. Эмпирия жизни с игрой страстей и
интересов была изъята из этики - отдана на откуп практическому
благоразумию или вообще
стала предметом отрицания.
сужается до внутренней
духовной установки, которая
соответствующего выражения во внешнем рисунке жизни и потому уже, как
правило, не совпадает со счастьем.
Добродетель перестает
быть действенным принципом
своего рода идеальной
точкой отсчета, достижение
мудрецу и является
крайне редким исключением.
салонно-аристократический характер, обнаруживает тенденцию к
бессодержательной и бессильной моралистике.
Новая эпоха, которая
зарождалась в недрах
средневековья требовала
другого понимания предмета
понимания морали как совокупности добродетелей к ее пониманию как системы
объективных
связанным с религиозным осмыслением морали. Если кратко, в двух словах,
выразить суть переворота
в этике, связанного с
средневековью, то он состоит в том, что этика стала религиозной. Ее судьба
на многие столетия
оказалась сопряженной с
христианством.
Глава I. Религиозная этика средневековья
Нормативные и социально-идеологические рамки
Моральное содержание христианства противоречиво, что явилось выражением
противоречивости его социальных детерминаций. Христианство стало духовным
убежищем и выражением интересов различных, в том числе противоположных,
классов.
Первоначально оно
дает выход настроениям
идеологией низов, находится в оппозиции к официальному римскому обществу.
"...Христианство, - писал Ф. Энгельс, - возникло как движение угнетенных:
оно выступало сначала
как религия рабов и
бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов" (1, 22, 467).
Жестокой эксплуатации, многократно усиленной мощной бюрократической
государственной машиной, развратившимся нравам, безысходности
существования и в материальном и в духовном плане угнетенные низы
противопоставили элементарную и, как оказалось, достаточно эффективную
социальную силу - общинные
формы жизнедеятельности.
причиной, стимулировавшей
возникновение и быстрое
христианских общин, которые были в первую голову потребительскими, явилась
необходимость борьбы с массовой, гибельной по своим масштабам и возможным
последствиям нищетой.
С этой злободневной
задачей они справлялись
евангельский рассказ о том, как пятью хлебами были накормлены много
тысяч человек, как
раз передает веру в
организаций. Но не только этим определялась их жизненность и внутренняя
сила.
Общины были основаны
на равенстве, взаимной
своих членов друг к другу. Вот как описывается общинная практика первых
христиан в "Деяниях святых апостолов": "У множества же уверовавших было
одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим,
но все у них было общее... Не было между ними никого нуждающегося; ибо
все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену
проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто
имел нужду" (Деян. 4, 32; 34). Практика первых христианских общин как раз
позволяет выявить
здоровую плебейскую основу
христианства, ее первоначальный, глубоко скрытый за последующими
наслоениями идейный
пласт, который выражал
концепцию необходимо
рассмотреть в контексте
христиан.
Нормативные и социально-идеологические рамки
1. ЕВАНГЕЛЬСКАЯ МОРАЛЬНАЯ ДОКТРИНА
В первом письменном документе христианства - "Откровении Иоанна
Богослова" Иисус
Христос появляется как
беспощадный мститель. Мотив мести встречается и в более поздних
произведениях Так, евангельский Иисус говорит, что он принес на землю не
мир, а меч. Злом,
которое подлежало
богатство ("Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют
и где воры подкапывают и крадут". - Матф. 6, 19), беззаконие, насилие,
эксплуатация человека человеком, социальное неравенство ("...вы знаете,
что князья народов
господствуют над ними и
между вами да не будет так...". - Матф. 20, 25), национально-племенная
рознь ("Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь
у всех...". - Рим. 10, 12). Словом, все те общественные отношения, которые
составляют кровь и плоть классового общества, "сатанинской" Римской
империи.
Положительная программа
отверженных, но непокорных
значительно менее конкретный характер, чем их гнев. Внешним требованиям -
юридической казуистике, политическим нормам, предписаниям традиционной
религии, нравам и обычаям - они противопоставляли простой закон
человеческого сердца. Иисус учит "не как книжники и фарисеи" (Матф. 7,
29), а как человек, знающий некую сокровенную, глубокую и безусловную
истину. Знаменитая Нагорная
проповедь, содержащая
христианства, кончается
известным нравственным
как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в
этом закон и пророки" (Матф. 7, 12) [Здесь опять формулируется так
называемое золотое правило нравственности, которое иногда по недоразумению
считается библейским.
В действительности оно возникает вне религиозной традиции (как
указывалось выше, оно встречается уже у Фалеса и Гесиода), а по своему
содержанию носит
подробно о золотом правиле нравственности, в том числе и о его
интерпретациях в истории этики, см. 129.].
Христианское мужество очень похоже на стоическое; христианство уводит
людей из внешнего мира во внутренний, оно просто-напросто убегает от
суровой действительности.
Это бегство было, конечно,
выражением бессилия по
чудовищному прессу эксплуатации, о чем мы еще будем говорить. Но не
только. Оно вместе
с тем обозначило новые
Мораль заявляет претензии на абсолютность, на роль той единственной
силы, которая способна
придать человеческим
достойный характер. Это
была форма, в которой
свое право на историческое суждение, отношение к коренным вопросам
общественного устройства.
Логика здесь простая и
подлинные законы
формулы, которые насаждают фарисеи и прочие книжники, а те,
провозглашаемые Иисусом Христом простые истины, которые каждый может
"вычитать" в собственном сердце, то, следовательно, каждый индивид, сколь
бы ничтожным, никудышным с официальной точки зрения он ни был, может и
должен брать на себя ответственность за "правду" и "кривду". С этой точки
зрения моральный абсолютизм,
безусловность моральных
социальной действительности, то, что можно назвать моральным
мировоззрением, при всех исторически обусловленных и идеологически
усиленных преувеличениях есть определенная и достаточно важная ступень
общественной свободы.
Отчужденным формам
общественной связи первые
любовь, призванную не
просто дополнить, обогатить
привычки, а заменить их. Любовь, которая изначальную спаянность индивидов
противопоставляет всем
возможным различиям между
человека отдать ближнему последний кусок хлеба, стала животворной основой
общинной организации. И именно в этом качестве она возвышалась до
универсальной нравственной связи. Она подчиняет себе все другие -
имущественные,
имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру,
так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я
раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет
мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не
завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет
своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется
истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь
никогда не перестает,
хотя и пророчества
знание упразднится"
(1 Кор. 13, 2-11). Этот панегирик любви апостола Павла позволяет понять
всю противоречивость христианской морали.
Здесь следует различать два момента. Во-первых, провозглашение любви в
качестве ключевого нравственного принципа. Во-вторых, идею первичности
основанной на любви морали по отношению к бытию.
Отождествление морали
с любовью явилось
сравнению с античностью,
где мораль сводилась к
добродетелей. Оно было более адекватным существу дела, точнее передавая
тот факт, что мораль есть общественная связь между людьми. Кроме того,
сведение морали к непосредственности чувств, ее деинтеллектуализация, было
движением в направлении расширения социальной базы, ее демократизации.
Если мораль есть любовь, значит, она имманентна человеку, дана независимо
от его общественного
статуса, имущественного
образованности и других социально или природно детерминированных свойств.
Вместе с тем абсолютизация любви до уровня определяющего основания бытия
направляла социальную
активность масс в ложном
решение всех человеческих проблем во внутренний план, в план морального
совершенствования.
Военно-бюрократическая
государственная машина
"уравняла" представителей различных социальных слоев и этнических групп в
их бесправии, объективно способствовав тем самым их сплочению. Проповедь
принципа любви означала признание равенства людей в их притязаниях на
достойную и счастливую жизнь, морального равенства. Христианство, по
выражению В. В. Соколова, стало "религией абстрактного человека" (205,
13), а его мораль обрела общечеловеческую форму. Идея равенства людей, их
всемирного гражданства
встречалась и в античной
Вспомним софистов или стоиков. Но там она была одним из элементов
теоретических рассуждений, своеобразной точкой отсчета. Во всяком случае
эта идея никогда
в античной этике не
сколько-нибудь сопоставимого с требованиями умеренности или дружбы.
В рамках христианского мировоззрения, соединенная с принципом любви,
эта идея стала ведущей
нормативной установкой и
для широких масс населения. Правда, идея морального равенства имеет в
христианстве предельно
абстрактный вид, она не
социальных и этнических различий, а, напротив, противостоит им в качестве
абсолютного императива и в этом смысле лишена действенности. Поэтому
справедливо будет сказать, что христианство в такой же мере искажает идею
морального равенства людей, в какой и способствует ее проникновению в
массовое общественное сознание.
Общинная практика первых христиан, духовным оружием которых стала этика
любви, была если не историческим парадоксом, то по крайней мере
исторической случайностью.
С точки зрения основной