Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 20:04, реферат
В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера. В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:
Введение
Деловое общение
Цели делового общения
Ценности делового общения
Заключение
Список литературы
Введение
Деловое общение
Цели делового общения
Ценности делового общения
Заключение
Список литературы
Введение
Как только не именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo ludens (человек играющий). Думается, с неменьшим основанием его можно назвать homo communicans - человек общающийся.
Русский мыслитель Пётр Чаадаев (1794-1856) остроумно заметил: «Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.
Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые жизненные потребности». Общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества и как личности, условием его духовного и физического здоровья.
Выступая мощным потребителем энергии
человека, общение вместе с тем
является бесценным биостимулятором
его жизнедеятельности и
В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера. В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:
Ч «Контакт масок», то есть формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника.
Ч Формально-ролевое общение, в котором регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями и общению.
Ч Светское общение является формальным, а его участники говорят то, что положено говорить в подобных случаях.
Ч Манипулятивное общение. Оно направлено на получение односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на оппонента по общению в зависимости от его особенностей как личности.
Ч Духовное межличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности.
Ч Деловое общение направлено на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношение и достижения общего результата.
В качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа. Если рассмотреть, по поводу чего и для чего люди общаются, то оказывается, что может быть 4 цели:
Ч цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов;
Ч цель общения заключена в нём самом;
Ч цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения;
Ч цель общения - приобщение его самого (инициатора) к ценностям партнёра.
Далее нас будет интересовать только деловое общение - общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.
Деловое общение
Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения.
Деловое общение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнёрства между руководителями и подчинёнными, между коллегами, создаёт условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела.
Деловое общение - это сложный многоплановый
процесс развития контактов между
людьми в служебной сфере. Его
участники выступают в
Виды делового общения по способу обмена информацией делятся на устное и письменное. Устные виды, в свою очередь, подразделяются на монологические и диалогические. К монологическим видам речи относят приветственную речь, торговую (реклама), информационную, доклад (на заседании, собрании).
Диалогические виды речи:
Ч деловой разговор (кратковременный контакт, в основном на одну тему);
Ч деловая беседа (обмен сведениями, сопровождающийся принятием решений);
Ч переговоры (обсуждение с целью заключения соглашения по какому-либо вопросу);
Ч интервью (разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения);
Ч дискуссия;
Ч совещание (собрание);
Ч пресс-конференция, контактный деловой разговор (непосредственный, «живой» диалог);
Ч телефонный разговор.
В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации. Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространёнными формами коммуникаций, их отличают непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.
Письменные виды делового общения - это служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.
По содержание общение может быть разделено на:
Ч материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;
Ч когнитивное - обмен знаниями;
Ч мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
Ч деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
По средствам общения:
Ч непосредственное, которое осуществляется с помощью рук, головы, туловища, голосовых связок и т.д.;
Ч опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий (письма, телефакс и др.);
Ч прямое - личные контакты и непосредственное восприятие друг другом людей в самом акте общения (телефонный разговор, прямой эфир и др.);
Ч косвенное - осуществляется через посредников (другие люди).
Предметом делового общения является то дело, которым заняты люди в процессе деятельности, а не проблемы, затрагивающие их внутренний мир:
Содержание делового общения - социально-значимая совместная деятельность, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым её участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по её реализации.
Цели делового общения
Деловое общение приобретает
Главной целью делового общения является организация плодотворного сотрудничества, а также создание оптимальных условий для успешного решения задач, стоящих перед организацией и её отдельными сотрудниками.
Другими словами, целью делового общения можно назвать организацию и оптимизацию определенного вида совместной деятельности.
Однако, помимо общей цели, в нём также можно выделить и личные цели, в той или иной степени реализуемые непосредственным участниками общения:
Ч стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности, в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей, что часто проявляется в уходе от ответственности, возложенной на работника;
Ч стремление к повышению своего жизненного уровня, улучшению своего материального положения;
Ч стремление к власти, то есть стремление расширить круг имеющихся полномочий, продвигаться только вверх по служебной лестнице, избавиться от отягощающего бремени иерархического контроля;
Ч стремление повысить свой престиж, что часто сочетается со стремление укрепить престиж занимаемой должности и самой организации.
Но для того чтобы цель делового общения была успешно реализована, в современной психологической науке выделяют два основных этико-психологических принципа делового общения, к которым относятся:
Ч принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности, на основе которого можно согласовать личные цели сотрудника с общими целями организации;
Ч принцип полномочий и ответственности, регламентирующий деловое общение в рамках служебных прав и обязанностей в соответствии со служебным статусом сотрудника, оценку его деловых качеств и использование его прямой квалификации и полученного опыта.
Ценности делового общения
Изучая любую форму делового общения, мы сталкиваемся с его общими законами. Представим схему взаимоотношения взаимодействия и развития. Основные элементы данной схемы: система взаимовлияния и человек. Идел человека - это то, что человек есть, и то, чего он делает, т.е. воплощение того, чем он может стать. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в образце, становятся стимулом и регулятором его развития. Система взаимовлияния способствует развитию сознательной личности.
В процессе делового общения изучается своеобразие действия законов межличностных отношений, раскрываются специфические закономерности. Деловое общение предполагает регулирование производственных и непроизводственных отношений в условиях трудовой деятельности.
В деловом общении осуществляется взаиморазвитие субъектов общения. Сущность такого процесса находит свое выражение в степени сознательности и активности личности, участвующей в нём. Цель делового общения - развитие сотрудничества. Деловое общения является условием развития техники мышлеия и поведения, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям.
Зависимость от координации и взаимовлияния гораздо шире, чем это обычно подразумевается, когда говорят об общении. Если бы не было эффективных процедур и приемов, мы не могли бы пользоваться никакими плодами цивилизации.
Поведение участников делового общения должно быть проникнуто чистотой и благородством. Развитие делового общения состоит в совершенствовании его субъектов, в превосходстве их души и сердца, во внутренней красоте и высокой мере нравственности. В общении важно использовать аргументированность, правильный и всесторонний комментарий информации, полученной из печати, радио, телевидения и других источников, отбор и обощение необходимых фактов и событий, создание и формулирование собственной информации, интересующей собеседника. В деловом общении реализуется состязание умов, программ, проектов, положений.
Знания, их широта и глубина, кругозор, эрудиция обеспечивают гибкость и самомстоятельность мышления. Деловое общение обусловливает организацию мыслительной деятельности, заставляет его участников размышлять над той или иной проблемой, формировать свои взгляды и отношения, определеять своем место и назначение в производственной деятельности. Система взаимовлияния побуждает субъектов делового общения выполнять ту совокупность взаимосвязанных действий, в результате которых производятся необходимые для общества товары и услуги. Вследствие этого развивается и совершенствуется механизм позитивного сотрудничества и координации в трудовом коллективе.
В деловом общении участники предпринимают те действия, которые, по их мнению, принесут им наибольшую пользу (т.е. пользу за вычетом всех возможных затрат или потерь, связанных с этими действиями). Каждый поступает, следуя личным интересам, в соответстии со сформулированными правилами, в зависимости от взаимодействия в деловом общении. Люди с высоким уровнем развития испытывают огромное удовлетворение, помогая другим. Существуют, к сожалению, и такие - вероятно, их немного - которые получают удовлетворение, вредя своим сотрудникам. Однако развитой личности удается правильно предсказывать поступки и совершенно незнакомых людей. Это оказывается полезным в тех случаях, когла требуется повлиять на поведение дргих людей.
Действуя в собственных интересах, участники делового общения создают возможности выбора и для своих оппонентов. Взаимовлияние есть процесс непрерывного взаимного прспособления к изменениям в выгоде, возникающим в результате их взаимодействия друг с другом. Эти действия изменяют относительные затраты и выгоды, связанные с теми возмодностями, что открываются перед другими людьми. Изменения щатрат и выгод могут побудить участников изменить свое поведение таким образом, что оно окажется лучше согласовыннм с действиями других людей. В этом и заключается главный механизм сотрудничества между участниками делового общения, который позволяет им обеспечить довлетворение своих потребностей, используя для этого доступные средства. Таким образом, во взаимодействии личных инеличных интересов и потребностей осуществляется рациональный выбор в деловом общении.
Предварительно взвесив