Деловое общение как особый вид общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 19:51, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение делового общения как особого вида общения.

При выполнении контрольной работы необходимо решить следующие ряды задач:

раскрыть признаки делового общения и отличительные особенности.
рассмотреть виды и формы делового общения.
раскрыть особенности таких видов делового общения как: убеждающее, познавательное, экспрессивное, суббостивное, манипулятивное.

Содержание

Введение

1. Отличительные особенности и основные признаки делового общения.

2. Виды и формы делового общения. Раскройте их отличия и специфику.

3. Практическое задание.

Составьте таблицу основных форм делового общения. Какие из этих форм проявляются в наибольшей степени в Вашей деловой практике? Дайте краткое описание этих форм.

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

титульник по эт.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

- Прямое - предполагает личные контакты  и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;

- Косвенное  - осуществляется через посредников,  которыми могут выступать другие люди.

                Основными формами делового общения являются:

- презентация;

- деловая беседа;

- деловое совещание;

- деловые переговоры;

- пресс-конференция.

                 В современной деловой практике в качестве специализированной формы делового общения используется презентация. Ее особенность состоит в том, что это первое официальное представление фирмы (предприятия, корпорации) и ее продукта (товара, услуги) на внутреннем или международном рынке.

                  В современных рыночных условиях презентация становится необходимым условием утверждения на рынке услуг и товаров. При ее успешном проведении имидж и престиж фирмы более привлекательны и способствуют успешному заключению договоров и контрактов. На презентации, как правило, присутствуют заинтересованные группы, пресса, представители бизнеса.

               Структура презентации может меняться в зависимости от ее направленности, но основные элементы, составляющие ее алгоритм, базовый уровень, постоянны: краткие выступления ведущего презентации, экспертов, руководителей фирмы; ответы на вопросы приглашенных потенциальных партнеров; демонстрация презентуемых товаров или услуг; вручение сувениров и рекламных подарков с символами фирмы; завершение презентаций, которое может сопровождаться фуршетом, банкетом, концертом. Временные рамки презентации обычно не превышают двух часов.

               Таким образом, презентация в целом способствует укреплению положительного имиджа фирмы или предприятия.

                Наиболее распространенная и общепринятая форма делового общения в современной деловой практике — деловая беседа. Ее особенность состоит в том, что она представляет собой диалоговую форму коммуникации, в которой межличностное общение деловых партнеров ограничено формально-ролевыми и пространственно-временными рамками.

                Структура деловой беседы, включает пять этапов: начало беседы, передачу информации, аргументирование, подведение итогов, принятие решений. И на каждом из этих этапов реализуются свои, особые типы психологического влияния. Так, на этапе аргументации основным типом психологического влияния служит убеждение, а в начале беседы — побуждение, расположение.

              В современной деловой практике в качестве важной формы делового общения используется деловое совещание. В отличие от деловой беседы деловое совещание как форма деловой коммуникации применяется тогда, когда необходимо совместное коллективное обсуждение какой-либо социально значимой проблемы. По сравнению с деловой беседой численность субъектов общения здесь, как правило, возрастает. Меняются также направленность коммуникаций и их частота. Определяющее психологическое влияние в деловом совещании исходит от коммуникативного лидера, которым может быть официальный руководитель или ведущий сотрудник. Особое значение для делового совещания имеет организация пространственно-временной среды общения участников совещания. Расположение деловых партнеров должно способствовать их наилучший вербальной и невербальной коммуникации, а временные рамки желательно ограничить двумя часами.

              Выделяют несколько основных типов делового совещания:

- оперативные — по решению ситуационных вопросов;

- организационные — по координации действий структурных подразделений;

- планирующие — определяющие стратегию и тактику деятельности;

- мотивационные — по стимулированию производительности труда;

- контролирующие — по контролю за результатами деятельности.Данное совещание можно отнести к оперативным, т.к. оно собирается по вопросу подготовки и проведения выставки-продажи.

               Особая форма делового общения — пресс-конференция. Она применяется тогда, когда необходимо ознакомить общественность с точкой зрения предприятия, организации, фирмы или представителей государственных структур на какую-либо социально значимую проблему. Пресс-конференция может применяться и в целях создания позитивного корпоративного имиджа. Позитивный корпоративный имидж крайне необходим для закрепления устойчивого положения в деловом мире. Поэтому многие известные фирмы, предприятия постоянно работают со средствами массовой информации, организуя пресс-конференции и тем самым оказывая воздействие на характер общественного мнения.

                 Особенность пресс-конференции как формы делового общения состоит в том, что она организуется как кратковременная официальная встреча с представителями СМИ, которая длится, как правило, не более часа. Ее коммуникативная структура включает ведущего коммуникатора (докладчика или выступающего с заявлением от какой-либо организации), экспертов и представителей прессы, телевидения, радио, которые в качестве субъектов общения участвуют в пресс-конференции.

                 По сравнению с деловой беседой и деловым совещанием на пресс-конференции, значительно взрастает интенсивность вербальных коммуникаций, в особенности таких, которые связаны с постановкой и формулировкой вопросов (открытых, закрытых, альтернативных) и ответов на эти вопросы. Поэтому в вербальной коммуникации здесь очень важны ясность, направленность, наглядность, ритм, допустимая открытость, профессионализм и уважительное отношение ко всем участникам пресс-конференции. Эмоциональный фон пресс-конференции в значительной мере определяется эмоционально-чувственным настроем ведущего пресс-конференцию, его умением корректно отвечать на «провокационные» вопросы и сохранять сдержанность и любезность в острых ситуациях.

                   Важнейшей формой делового общения являются деловые переговоры. В отличие от других форм делового общения деловые переговоры имеют более жесткие формально-ролевые и статусные рамки. Следование деловому протоколу здесь обязательно, полномочия участников деловых переговоров определены более четко и конкретно специальной инструкцией.

                 Принято различать два вида деловых переговоров: спонтанные (импровизированные) и спланированные (к которым готовятся заранее). Их структура детерминируется последовательностью в них коммуникативных контактов и связей деловых партнеров. Она включает начало переговоров, согласование их тематики, изложение и обсуждение точек зрения, соглашение.

3. Практическое задание.  

         Большое разнообразие форм человеческого общения можно в значительной степени систематизировать с помощью всего лишь пяти моделей общения: познавательной, убеждающей, экспрессивной, суггестивной и манипулятивной. Знание этих моделей общения позволяет не только программировать собственные коммуникативные действия в общении, но и разработать прогноз ответных действий своего партнера по общению.

      Основные  модели общения:

       - в познавательной модели общения реализуется цель передачи информации, значимой для другого субъекта общения;

       - в убеждающей модели общения  через систему логических доказательств  оказывается взаимовлияние субъектов  друг на друга; 

       - в экспрессивной модели общения  реализуется цель передачи чувства,  оценки, состояния друг другу; 

       - в суггестивной модели общения  реализуется цель оказания внушения  или внушающего воздействия; 

       - в манипулятивной модели к  партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей.

      Огромное  количество профессиональных задач  предполагает именно манипулятивное общение. По сути, любые обучение, убеждение, управление всегда включают манипулятивное общение.

          Рассмотрим их более подробно : 

    Вид общения Цель Условия организации Формы Средства и  способы
    Познавательное (когнитивное) Расширить информационные ресурсы партнера Учет интеллектуальных возможностей и установок деловых  партнеров на получение новой  информации Лекции и  семинары, доклады и информационно-аналитические сообщения, беседы и консультации, уроки, отчеты, рефераты, дипломные и проектные работы, просмотр видео - и телевизионных обучающих передач Комментарий, аргументация и доказательство; характеристика причинно-следственных связей, сравнительный анализ; рациональное структурирование информации; интерпретация новой лексики, выделение "ключевых" слов и положений, резюмирование; использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический каналы; речевая культура и ораторское мастерство
    Убеждающее (рациональное) Сформировать  у делового партнера новые ценностные ориентации и установки, сделать  своим единомышленником Опора на восприимчивость  партнера к новому, его интеллектуально-эмоциональную культуру Убеждающая, призывающая  к действию речь, пресс-конференция, дискуссия, спор, полемика, переговоры, напутствие, комплимент, беседа, презентация, «круглый стол» Аргументация, демонстрация и доказательство; разъяснение  и сравнительный анализ; цифры и примеры; опора на эмоциональный настрой партнера и включение его кинетического канала с помощью вербальных и невербальных ключей доступа; учет котраргументации и критического настроя партнера; психологические приемы присоединения, формирование аттракции, создание атмосферы доверия
    Экспрессивное (эмоциональное) Сформировать  у партнера эмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побуждающие  к необходимому действию Опора на эмоциональную  сферу партнера, использование художественно-эстетических (образных) средств воздействия на все сенсорные каналы партнера: аудиальный, визуальный,кинестичес-кий Лозунги и призывы, речи, презентации, беседы и собрания, митинг, рассказ о ситуации, фирме, человеке, брифинг, мозговой штурм, синектика, а также демонстрация видео- и кинофрагментов, анализ потенциальных проблем и возможных последствий Аудио-, видео- и  художественные средства; краткость  речевых конструкций; эмоционально окрашенный, образный лексикон; актерское  мастерство: аффектация, акцептация и  фасцинирование через улыбку, голос, взгляд; демонстративный характер поз; яркость жестикулирования, интонирования, мимики; демонстрация конгруэнтности; ситуативная обусловленность информации, опора на актуальные потребности слушателей; искренность демонстрируемых чувств
    Суггестивное (внушающее) Оказать внушающее  воздействие на делового партнера для  изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок Внушаемость партнера (суггерента), его недостаточная  информированность и критичность  ума, слабый уровень контрсуггестии, высокий авторитет суггестора (осуществляющего внушение), атмосфера доверительности Беседа, митинг, речь - конференция, брифинг, дебаты, реклама, собрание, консультация, тренинг Разъяснение внушаемых  установок; управление эмоциональным  напряжением; внушение через приемы: идентификацию, ссылки на авторитет, персонификацию; предупреждение, угроза, шантаж, психологический террор и другие приемы манипулирования; психологическое присоединение и интонационное стимулирование
    Манипулятивное Добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Объектное восприятие партнера. Беседы, комплименты, искренняя заинтересованность. Разъяснение внушаемых  установок; управление эмоциональным  напряжением, психологическое присоединение  и интонационное стимулирование.
 

           Рассмотрев основные модели делового общения, их цели, условия организации, формы, средства и способы, важно сказать и результаты данных моделей.

         У познавательного (когнитивного) общения результатом будет являться: освоение новой информации и применение ее в практической деятельности, внедрение инноваций, саморазвитие.

          У убеждающего (рационального) результатом будет: аргументация, демонстрация и доказательство; разъяснение и сравнительный анализ; цифры и примеры; опора на эмоциональный настрой партнера и включение его кинетического канала с помощью вербальных и невербальных ключей доступа; учет котраргументации и критического настроя партнера; психологические приемы присоединения, формирование аттракции, создание атмосферы доверия.

            А вот результатом экспрессивного (эмоционального) общения будет являться: аудио-, видео- и художественные средства; краткость речевых конструкций; эмоционально окрашенный, образный лексикон; актерское мастерство: аффектация, акцептация и фасцинирование через улыбку, голос, взгляд; демонстративный характер поз; яркость жестикулирования, интонирования, мимики; демонстрация конгруэнтности; ситуативная обусловленность информации, опора на актуальные потребности слушателей; искренность демонстрируемых чувств.

          Результат  суггестивного (внушающего) – это разъяснение внушаемых установок; управление эмоциональным напряжением; внушение через приемы: идентификацию, ссылки на авторитет, персонификацию; предупреждение, угроза, шантаж, психологический террор и другие приемы манипулирования; психологическое присоединение и интонационное стимулирование.

           Ну и результатом манипулятивного общения будет являться:   разъяснение внушаемых установок; управление эмоциональным напряжением, психологическое присоединение и интонационное стимулирование.

           Поскольку я собираюсь работать - менеджером, то главной формой общения в моей профессии будет являться манипулятивное общение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

          Итак, деловое общение — это особый вид общения, который реализуется в совместной профессионально-предметной деятельности людей и содержание которого определяется социально значимым предметом общения, взаимным психологическим влиянием субъектов общения и формально-ролевым принципом их взаимодействия.

Информация о работе Деловое общение как особый вид общения