Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:13, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть и проанализировать деловую этику предпринимательства.
Основные задачи, которые были поставлены в ходе курсовой работы:
1. Рассмотреть исторический разрез мировой деловой этики.
2. Проанализировать историю развития деловой этики в России.
3. Сделать анализ основ деловой этики для современной России.
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава I. Этика в международном бизнесе…………………………………. 4
1.1. Определение этики и ее значение в культуре разных стран…………………………………………………………… 4
1.2. Модель морального усовершенствования индивидуума и организации…………………………………………………… 11
Глава II. Деловая этика предпринимательства в России…………………. 15
2.1. История развития этических представлений в России 15
2.2. Этика бизнеса и ее основы для российского предпринимательства…………………………………………..
2.2.1. Этика и культура компании………………………….. 25
2.2.2. Культура делового общения…………………………. 29
2.2.3. Этика деловых контактов…………………………….. 33
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………
Основой деятельности «экономического человека» являются ценности прагматизма, утилитаризма и гедонизма в самых крайних и даже искаженных формах. Сказанное полностью относится к наиболее экономически активной части населения постсоветской России, которая рационализирует свою зачастую асоциальную деятельность так называемой «этикой успеха».
В. И. Бенедиктова дает следующие рекомендации, позволяющие сформировать российским бизнесменам устойчивый нравственный облик:
Все
вышесказанное свидетельствует
о том, что этика является нравственной
категорией, охватывающей многообразные
формы деятельности фирмы, и не может быть
изложена с помощью определенного свода
правил поведения и общения. Будучи понятием
существенно более емким, этика свою законченную
форму приобретает в виде делового этикета.
2.2. Этика бизнеса и ее основы для российского предпринимательства
2.2.1. Этика и культура компании
Социологические исследования показывают, что многие люди идут на компромисс с собственными моральными стандартами под воздействием условий, существующих в организации, в которой они работают. Важное место при этом система ценностей, действующая в данной организации, так называемая, корпоративная этика. Она обусловлена особенностями деятельности и целями данной организации. Кроме того, она является частью более широкой нормативной системы – корпоративной культуры. Это термин кажется новым только на первый взгляд. Еще на заре монополизма основатель крупнейшей автомобильной корпорации Форд здоровался со своими рабочими за руку и поздравлял их с семейными торжествами. Тем самым он создавал на своих заводах общую благоприятную атмосферу среди персонала всех уровней.
Корпоративная культура – это система ценностей и убеждений, разделяемая всеми работниками организации, предопределяющая их поведение и характер функционирования компании.
Система ценностей, основные этические принципы, лежащие в основе мышления и деятельности руководства предприятия это философия фирмы. Формирование ключевых принципов деятельности предприятия имеет своей основной целью создать в деловой и потребительской среде, а также в глазах сотрудников фирмы его определенный образ, имидж. Принципы, объединенные в систему, определяются как «кредо» фирмы.
Для претворения принципов фирмы в жизнь необходимо иметь в виду следующее: руководство предприятия должно выполнять требования, вытекающие из философии фирмы, показывая этим личный пример, только тогда можно мотивировать сотрудников в русле этой философии. Избранная философия должна сначала стать реальностью внутри предприятия, и только затем ее можно переносить во внешнюю среду. Во внешней среде философия фирмы преподносится потребителям под лозунгом: «Таковы принципы, по которым мы работаем. Оценивайте нас по ним!». В любой организации существуют неписаные правила, которые оказывают влияние на поведение коллектива. Для того чтобы верно оценить особенности ценностей ориентации организации, необходимо представлять себе типологию корпоративных культур. Несмотря на многообразие таких культур, обусловленное разнообразием отраслей производства и сфер человеческой деятельности, все их можно свести к четырем основным типам, предложенным Ю.Ю. Петруниным и В.К. Борисовым (Рисунок 1). 7
Рисунок
1. Типология корпоративных
В данной схеме используется два фактора: риск (насколько объективно и субъективно содержат риск те или иные решения) и обратная связь (как скоро выяснится правильность принятого решения).
Также
важна культура торговли, которая
характеризуется быстрой
Успех зависит от количества контактов с покупателями и от настойчивости в поисках сделок. Сотрудники – обычно молодые, активные люди, смело идущие на эксперименты. Они по натуре дружелюбны, внешне привлекательны, умело используют красноречие и юмор. Поскольку они часто находятся один на один с покупателем, им особенно важна поддержка коллектива. Сотрудники этой культуры хорошо ведут коллективную игру. Они склонны к принятию быстрых и несложных решений. Охотно пробуют на практике что-либо новое. Явно выделяются стремление действовать.
Успех измеряется объемом сбыта, а не риском. Финансовые стимулы не всегда имеют для сотрудников первостепенное значение. Важна и принадлежность к команде, делающей успехи. Недостатки данной культуры: количество превалирует над качеством, доминирует мышление краткосрочного успеха; высокая текучесть кадров. Следует отметить, что сотрудники могут ради кратковременного успеха пойти на обман, нечестную сделку, лишь бы продать товар сейчас. Полуправда здесь встречается довольно часто.
На культуру выгодных сделок накладывает отпечаток быстрая обратная связь и финансовый риск средней и высокой степени. Она встречается везде, где производят выгодные сделки с ценными бумагами, платежными средствами, сырьем и т.п. Ее элементы можно распознать в моде, косметике, профессиональном спорте, рекламе. Здесь любят быстрые сделки и быстрое получение денег. 8
Сотрудникам зачастую являются молодые люди с развитым чувством индивидуализма, высоким самомнением и тщеславием. Вырабатываются бойцовские и агрессивные черты характера, человек становится твердым в своих решениях, он постоянно вступает в соревнование с другими. Чувствительность и эмоциональность остаются в стороне. Резкость характера проявляется и в отношении с коллегами и окружающими, ради собственной выгоды они могут «пойти по головам». По сути своей, сотрудники таких компаний в большей степени индивидуалисты. Общаются они друг с другом немногословно и зачастую очень быстро (например, язык коротких реплик и жестов, используемых в бирже).
Основной мотив – максимально быстрое получение прибыли. Вознаграждение может выражаться как в материальном эквиваленте, так и в виде популярности. Методы менеджмента, признаваемые современными, становятся ритуалом, способным создавать впечатление, что все всесторонне продумано. Игроки по натуре суеверны. В связи с этим у некоторых сотрудников появляются различные причуды, непонятные сторонним наблюдателям. В принципе подобные культуры объяснимы азартом игрока. Острые ощущения гарантированы в течение всей жизни.
На фоне низкой степени риска и медленной обратной связи административная культура проявляется в общественном обслуживании, на предприятиях в хорошо налаженных и защищенных отраслях, в крупных административных фирмах и частично в банках, в системе страхования. Сотрудники – аккуратные и основательные люди, в то же время осторожные, придирчивые, педантичные, покорные и умеющие приспосабливаться. Решения принимаются продуманно, при этом они подстраховываются со всех сторон. Общение характеризуется обстоятельностью и подчеркнутой иерархией. Основное внимание уделяется тому, как сделать, а не что сделать. Поэтому формальная сторона вопроса часто перевешивает человеческие отношения. Слабая связь между результатом и вознаграждением, что ставит под вопрос понятие справедливости. Часто в таких компаниях ценится не столько опыт сотрудника, сколько его лояльность к руководству. Сильно выражена ориентация на внутренние проблемы, что проявляется в ряде ритуалов:
Инвестиционная культура в условиях высокой степени риска и малой обратной связи осуществляется за счет крупных капиталовложений. Данная культура проявляется в нефтяных компаниях, инвестиционных банках, строительстве, частично в армии и в производстве средств производства. Она характеризуется явно выраженной ориентацией на будущее. Сотрудники работают основательно, осторожно, терпеливо и настойчиво. Руководители рискуют не только своей карьерой, но и будущим своего предприятия.
Решения
принимаются по самому верху и
подлежат тщательной проверке. Большое
значение имеет опыт, хотя и новые
идеи имеют шансы на реализацию.
Везде царит уважение перед авторитетом
и профессиональными знаниями. Здесь придерживаются
однажды принятых договоренностей и решений.
Сотрудники общаются часто и детально
все обсуждают. На совместных заседаниях
держатся вежливо и обходительно. Быстрой
карьеры здесь не бывает. Эта культура
ускоряет большие открытия и развитие
науки. Но делается это очень медленно.
Имея долгосрочную основу, эта культура
страдает от краткосрочных конъюнктурных
перемен.
2.2.2. Культура делового общения
Общение в деловой сфере играет важную роль. От умения общаться, налаживать контакты с деловыми партнерами зависит развитие бизнеса. Деловое общение всегда имеет в своей основе конкретную цель. В связи с этим, к общающимся предъявляются более строгие требования. Они выступают не от своего лица, а являются представителями какой-либо организации. От их умения будет зависеть не только их карьера, но деятельность предприятия в целом. Именно поэтому в деловой сфере общепризнанные нормы поведения приобретают более обязательный характер. Тем не менее, в основе делового общения лежат социально-психологические особенности общения как такового. А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова дают следующую характеристику общения:
Общение
– многоплановый процесс
Рассматривая в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. 9
Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией. Особую роль для участников общения играет значимость информации: она должна быть не только принята, но и понята, осмыслена. Но, даже общаясь на одном языке, люди не всегда понимают друг друга. Этому препятствует коммуникативные барьеры (барьеры общения) которые служат причиной непонимания собеседников. Среди них выделяют три формы: