Барьеры делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Жизнь делового человека связана с общением непосредственно. Деловое общение необходимая составляющая человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Нет профессий, не требующих общения. Деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами.

Содержание

1.Деловое общение, его принципы и правила.
2.Барьеры делового общения
2.1.Барьеры взаимодействия
2.2.Коммуникационные барьеры
2.3.Барьеры восприятия и понимания
3. Способы преодоления барьеров
Заключение

Работа содержит 1 файл

барьеры делового общения.docx

— 44.50 Кб (Скачать)

    Барьер  отрицательных эмоций возникает  в общении с расстроенным человеком. Если партнер, который обычно с вами вежлив, встречает вас нелюбезно, разговаривает не поднимая глаз и т.п., не спешите принимать это на свой счет: может, он не в состоянии справиться с плохим настроением из-за хода собственных дел, семейных неурядиц и т.п. Необходимо, придя на встречу заранее, постараться узнать, какая обстановка на фирме, в каком настроении деловой партнер. Иногда бывает лучше перенести разговор на другое время. Если это невозможно, то надо в начале разговора помочь партнеру улучшить его эмоциональное состояние.

    Состояние здоровья человека, физическое или  духовное, также влияет на то, как  человек общается. Наблюдательным людям  не составляет большого труда по внешним  признакам догадаться о том, что  происходит с человеком, выбрать  соответствующий тон, слова или  сократить время общения, чтобы  не утомлять собеседника, которому нездоровится.

    Психологическая защита, выстраиваемая деловым партнером, — серьезный барьер общения. Осознав, что барьер в общении с неудобным  сотрудником или партнером вызван его желанием защититься, попробуйте изменить отношение к нему, и сложности  в общении с таким человеком  постепенно исчезнут.

    Барьер  установки. Ваш деловой партнер  может обладать негативной установкой по отношению к вам или к  фирме, представителем которой вы являетесь. Если вы столкнулись с барьером установки, лучше не пытаться переубеждать партнера. Спокойно отнеситесь к неприязни  как к проявлению невежества, слабости, отсутствия культуры, неосведомленности. Тогда несправедливое отношение  не будет вас задевать, а вскоре оно и вовсе исчезнет, так как  ваши дела и поступки заставят партнера изменить свое мнение.

    Барьер  двойника заключается в том, что  мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждем от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте. Но он ведь другой. Его  позиция в этой ситуации определяется его нравственными нормами и  установками. Чтобы барьер двойника не возникал, нужно развивать способности  к децентрации.

    Семантический барьер возникает тогда, когда деловые  партнеры пользуются одними и теми же словами для обозначения совершенно разных вещей. Причины возникновения  этого барьеры различны. Чтобы  преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности партнера, использовать понятную для него лексику; слова, имеющие  разные значения, необходимо объяснять, в каком смысле то или иное слово  вы использовали.

    Неумение  выражать свои мысли (логический барьер) очень мешает общению. Необходимо набраться  терпения и использовать все свое умение слушать, задавать вопросы, чтобы  получить от партнера необходимую информацию.

    Плохая  техника речи (фонетический барьер) очень мешает эффективному общению. Но если вы заинтересованы в контакте именно с этим партнером, придется приспосабливаться к его манере говорить и не показывать вида, что вы чем-то недовольны.

    Неумение  слушать проявляется в том, что  партнер перебивает, начинает говорить о своем или уходит в собственные  мысли и вовсе не реагирует  на ваши слова.

    Барьер  модальностей возникает тогда, когда  человек не задумывается о приоритетном канале восприятия информации. Для  того чтобы в коммуникации не возникал барьер модальностей, нужно передавать информацию в приоритетном для собеседника  канале восприятия, в той форме, в  которой она ему понятна.

    Барьер  характера тоже создает сложности  в общении. У каждого человека свой характер, но воспитанные люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта. Люди с ярко выраженными особенностями  темперамента могут быть неудобными собеседниками.

    Невежливость  — это тот барьер, который мешает и правильно воспринимать партнера, и понимать, что он говорит, и взаимодействовать  с ним. Невежливое обращение можно  пресечь спокойной, без раздражения, собственной вежливостью. Помните, что ваша цель — сотрудничество, а не конфликт. Когда человек груб, возникает желание тотчас резко  ответить ему. Но это может привести к перебранке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Способы преодоления  барьеров в общении 

      Прежде всего необходимо вырабатывать чувство собственного достоинства, уверенность в себе. Помогает также умение видеть за каждым неадекватным поступком человека проявление его психологических особенностей, а может быть, и проблем. 

      Типичные ошибки: 

    - неправильные ожидания в отношении партнера (неправильные ожидания возникают в результате следующей ошибки: если мы знаем человека недостаточно, лишь какую-то его положительную или отрицательную черту, то нередко достраиваем его образ как положительный или отрицательный, а потом связываем свои ожидания с нами же созданным образом);

    - нам кажется, что партнер должен догадываться о том, что мы чувствуем (лучше сразу четко сформулировать свои ожидания, объяснить причины и т.д.);

    - не улавливаем подтекст разговора (часто мы не предполагаем, что партнер тоже может прямо не высказывать свои желания и истинное настроение);

    - если поведение человека нам неприятно, нам кажется, что он плохо к нам относится или даже делает это нам назло (причина же может быть совсем в другом; людей обычно огорчают и раздражают несправедливые обвинения в плохом отношении, получается, что мы сами и провоцируем конфликт);

    - мы стараемся оправдать ожидания собеседника (в общении с хорошим человеком это приводит к неестественности отношений, которая нередко обнаруживается в самый неподходящий момент; если же мы идем на поводу у манипулятора, последствия еще хуже.). 

    Схема выхода из ситуации «барьера» 

    1) оценка создавшейся ситуации "барьера" (определение ее направленности  и возможных последствий);

    2) выявление ориентировочных причин  возникновения;

    3) исследование предполагаемого выхода  из ситуации в зависимости  от ее причин (нейтрализация, либо  сведение к воздействию негативных  факторов);

    4) определение аффективных действий  для выхода из создавшейся  ситуации. Действия, направленные на  минимизацию "барьеров" позволяют  наладить процесс общения и  приводят к аффективному взаимодействию  в условиях совместной деятельности.

    Изучение  проблемы "барьеров" общения в  контексте личностного подхода  позволяет говорить о схеме выхода из ситуации "барьера", где главным  является принцип взаимоотношений  ведущих к сотрудничеству и взаимопониманию  с учетом индивидуально-психологических  особенностей партнеров по общению. 
 
 
 
 
 

Заключение  

    Любая поступающая к человеку информация несет в себе тот или иной элемент  воздействия на его поведение, мнения и желания, с целью их частичного или полного изменения. Реализация этой задачи зависит от соответствия внешней информации внутренним факторам.

    Барьеры в общении не являются результатом  сознательной, произвольной и направленной защиты от воздействия информации. Их действие противоречиво. Система  барьеров есть своего рода автоматизированная охрана - при своеобразном срабатывании охранной сигнализации автоматически  перекрываются подступы к человеку.

    Во  время коммуникативного общения  люди не просто обмениваются информацией, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

    Интерактивная сторона делового общения заключается  в организации взаимодействия между  людьми, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Описывая действие, мы часто используем термины  действий. Например, "он нанес мне  удар" или "он подстроился под  меня". Также очень важно уметь  соотносить действия и ситуацию. Ведь одна и та же ситуация может быть по-разному "прочтена" партнерами и соответственно их действия в одной  и той же ситуации могут быть различными.

    Перцептивная  сторона делового общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания. В процессе восприятия формируется представление  о намерениях, мыслях, способностях, культуре.

    Все три стороны общения тесно  переплетаются между собой и являются основой для выделения видов барьеров – коммуникативные, барьеры взаимодействия и барьеры восприятия и понимания.

    Жизнь сталкивает нас с разными людьми. И очень редко дарит тех, в  общении с которыми барьеры не возникают. Поэтому следует быть снисходительными к проявлениям  некоммуникабельности и уметь делать общение бесконфликтным. Чтобы преодолеть барьеры в общении, нужно поставить  «диагноз» себе или партнеру и  так построить свое поведение, чтобы  уменьшить или устранить барьер.

    Служебные контакты должны строиться на партнерских  началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы 

    1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 295 с.

    2. Зарецкая Е.Н. Деловое общение. – М., 2003.

    3. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и вузов. – М.,1998.

    4. Крижанская Ю. С, Третьяков В.П. Грамматика общения. - Издательства: Смысл, Питер, 2005, 280 с.

    5. Митич П. Как проводить деловые беседы. М.: М.: Просвещение, 2007. - 360 с.

    6. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб., 2001.

    7. Скаженик Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

    8. Снелл Ф. Искусство делового общения. М.: Просвещение, 2005. - 282 с.

    9. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол. - М.: Ось-89, 2007. - 320 с.

    10. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М.: Свiт, 2006. - 144 с.

    11. Шейнос В.П. Психология и этика делового контакта. М.: Просвещение, 2006. - 320 с.

    12. Шотт Б. Как вести переговоры: надежно, креативно, успешно. – М., 2005. 

    Дополнительно

1.http://orags.narod.ru/manuals/html/eku/eku_4.htm

2.http://sbiblio.com/biblio/archive/morosov_delovaja/04.aspx

3.http://www.elitarium.ru/2010/07/05/preodolenie_barerov_obshhenija.html

Информация о работе Барьеры делового общения