Барьеры делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Жизнь делового человека связана с общением непосредственно. Деловое общение необходимая составляющая человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Нет профессий, не требующих общения. Деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами.

Содержание

1.Деловое общение, его принципы и правила.
2.Барьеры делового общения
2.1.Барьеры взаимодействия
2.2.Коммуникационные барьеры
2.3.Барьеры восприятия и понимания
3. Способы преодоления барьеров
Заключение

Работа содержит 1 файл

барьеры делового общения.docx

— 44.50 Кб (Скачать)

    Введение

    1.Деловое общение, его принципы и правила.

    2.Барьеры делового общения

    2.1.Барьеры взаимодействия

    2.2.Коммуникационные барьеры

    2.3.Барьеры восприятия и понимания

    3. Способы преодоления барьеров

    Заключение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение  

    Жизнь делового человека связана с общением непосредственно. Деловое общение  необходимая составляющая человеческой жизни, важнейший вид отношений  с другими людьми. Нет профессий, не требующих общения. Деловое общение  способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства  между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками  и конкурентами.

    Не  всегда преуспевание работников в своей  профессиональной деятельности приводит к продвижению по службе в той  или иной сфере деятельности. В чем же причина?  Им необходимо нечто большее, чем имеющиеся у них специальные знания и опыт. От них требуется умение устанавливать отношения и общаться я людьми, умение точно выражать свои мысли и умение внимательно слушать других.

    В настоящее время без знания основ  делового общения невозможно добиться успеха. Проблема барьеров делового общения является очень актуальной темой, особенно во время мирового экономического кризиса. Ведь умение правильно и адекватно вести себя во время делового общения - одно из основных составляющих успеха делового человека, руководителя, министра и даже президента. Способность бесконфликтно и продуктивно провести этот процесс является одним из самых необходимым качеств для того, кто хочет достичь успеха. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Деловое  общение, его принципы и правила

    Деловое общение — взаимодействие, возникающее  в процессе профессиональной деятельности людей между начальниками и подчиненными, а также сотрудниками, находящимися на одной ступени карьерной лестницы.

    Дело  всегда является предметом делового общения, которое служит для организации  и оптимизации, повышения эффективности  того или иного вида предметной деятельности.

    Особенности делового общения:

    -  партнер всегда выступает как  личность, значимая для субъекта, а не как объект;

    -  общающихся отличает хорошее  взаимопонимание в вопросах, касающихся  дела;

    -  основная задача делового общения  — продуктивное сотрудничество.

    Деловое общение выполняет ряд функций:

    -  Контактная — предназначена для  установления контакта как состояния  обоюдной готовности к приему  и передаче информации;

    -  Инструментальная — описывает  общение как социальный механизм  управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия;

    -  Интегративная — раскрывает общение как средство объединения людей;

    -  Информативная — характеризуется обменом сообщений, мнений, замыслов и решений. 

    Психологическая подготовка к деловой беседе и  настрой на партнера — дело очень  важное, но не решающее. Результат зависит  от вашей подготовленности, но определяется тем, как вы построите сам разговор. Для того чтобы не совершать очевидных  ошибок в построении беседы, психологи  предлагают воспользоваться следующими основными принципами.

    1. Рациональность. В ходе беседы  необходимо вести себя сдержанно,  даже в том случае, если партнер  проявляет эмоции. Почему? Во-первых, неконтролируемые эмоции всегда  отрицательно сказываются на  решении. Вo-вторых, существует психологическое правило, которое гласит: «В дискуссии побеждает тот, кто более спокоен». Спокойствие и рациональность — лучший ответ на всплеск эмоций со стороны партнера.

    Понимание. Постарайтесь понять собеседника. Ведь он пытается объяснить вам свою позицию, довести до вас свое мнение. Но из-за вашего невнимания к его точке  зрения не может достичь цели. А  это вызывает раздражение и может  привести к тому, что собеседник не поймет вашу позицию. Помните: прежде чем влиять на позицию партнера по общению (а изменить ее в нужном направлении  — ваша цель!), следует ее понять.

    Внимание. Установлено, что в процессе беседы уровень концентрации внимания колеблется. И это происходит даже тогда, когда  отсутствуют отвлекающие факторы. Концентрация и внимание на протяжении беседы неодинаковы. Психика человека устроена таким образом, что в  процессе получения информации ему  время от времени требуются перерывы. В эти моменты внимание непроизвольно  рассеивается, и ваш собеседник на несколько минут как бы «выпадает», выключается из разговора. В такие  моменты следует вербально или  невербально привлечь его внимание, восстановить разорванный контакт. Лучший способ для этого — задать вопрос: «Вы меня слушаете?»

    Достоверность. В беседе не следует давать ложную информацию даже тогда, когда это  делает собеседник. Иначе тактический  выигрыш (а он иногда бывает) может  обернуться стратегическим поражением.

    Разграничение. Установление границы между собеседником и предметом разговора — очень  важный психологический принцип. В  процессе общения мы зачастую отождествляем  то, что говорит партнер, с ним  самим (его личностными качествами) или даже с нашим отношением к  нему.

    Приятная  информация, сообщенная неприятным собеседником, теряет половину своей привлекательности. Наше личное отношение к человеку, которого мы недолюбливаем, часто затрудняет объективную оценку информации, им сообщаемой.

    Чтобы этого избежать, обращайте внимание, прежде всего на то, что именно вам  сообщается, а не на то, и как сообщает.  Отделение фактов от мнений (оценок), а мнений от эмоций является принципом построения конструктивной беседы.

    Названные принципы проведения деловой беседы носят достаточно общий характер. Специалисты в области психологии общения конкретизировали их и составили  правила проведения деловой беседы. Эти правила можно было бы назвать  «техникой безопасности» при  деловом общении.

     

    Правила проведения деловой беседы

    1. Двойной интерес. Каждый собеседник  преследует двойной интерес:

    а) относительно существа дела, обсуждаемого в беседе,

    б) относительно своего взаимодействия с  партнером. Иными словами, общаясь, люди думают не только о том, что  обсуждается, но и о том, как будут  строиться и развиваться их дальнейшие отношения. Сохранение хороших (конструктивных) отношений — цель не менее важная, чем обмен информацией. Вот почему мы зачастую предпочитаем не обсуждать некоторые темы с нашими близкими, боясь испортить с ними отношения.

    Психологи рекомендуют на каждом этапе вести  разговор так, чтобы он способствовал  развитию ваших отношений с подчиненными, а не мешал им. Проблема заключается  в том, что отношения обычно увязываются  с предметом беседы, с темой  разговора. Поэтому:

    а) не делайте поспешных выводов  о намерениях вашего собеседника, исходя из собственных опасений. Короче говоря, не принимайте собственные страхи за его планы. Ваша проблема — не вина партнера. Обвинять его — самый  легкий способ, даже в том случае, если он действительно виноват. Ваши слова хотя и справедливы, но обычно непродуктивны. Ваше наступление вынуждает  оппонента занимать оборонительную позицию и не соглашаться с  тем, что вы сообщаете;

    б) внимательно слушайте и показывайте, что вы услышали сказанное. Слушание — это активный процесс! О том, как сделать его продуктивным, мы поговорим чуть позже, а пока я  ограничусь тем, что подчеркну важность слушания;

    в) говорите о ваших интересах, о  том, чего вы хотите. Собеседник может  не догадываться об этом, а вы можете не знать, каковы его интересы. Если вы хотите, чтобы ваши интересы были приняты во внимание, следует объяснить, в чем они заключаются. При  этом формулировки должны быть конкретными  и ясными;

    г) смотрите вперед, а не назад. Вы быстрее  добьетесь своей цели, если будете говорить о том, чего хотите достичь, а не о том, что было. Вместо того чтобы спорить с человеком  о прошлом, в котором все равно  ничего нельзя изменить, говорите о  будущем. Не просите объяснить вчерашние  действия, гораздо продуктивнее рассмотреть, кто и что должен сделать завтра.

    2. Внимание к партнеру. Исключительное, я бы даже сказал подчеркнутое  внимание к собеседнику — важное  правило. Если вы покажетесь  партнеру заинтересованным слушателем, это значительно облегчит и  его, и вашу задачу. Для этого:

    а) сопровождайте речь партнера репликами  типа: «Да!», «Понимаю вас...», «Это интересно...», «Приятно это слышать». Если вы будете делать это непринужденно и конструктивно, сопровождая слова соответствующими невербальными знаками, такая реакция  создаст подсознательное желание  высказываться свободно и непринужденно. Она поможет выразить одобрение, интерес, понимание;

    б) проявляйте стремление получить дополнительные факты и прояснить позицию  собеседника, используя фразы: «Пожалуйста, уточните это...», «Повторите, будьте добры, еще раз...», «Как я вас понял...», «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь...», «Другими словами, вы считаете, что...» и т. д.;

    в) обращайтесь к партнеру по имени (по имени-отчеству) как можно чаще и непринужденнее;

    г) не говорите обидных слов — помните  о законе эмоционального зеркала: нервозность  одного собеседника вызывает нервозность  другого, злость порождает злость, агрессия — агрессию. Чтобы ваши слова  подействовали, говорите деликатно, не оскорбляя партнера;

    д) осторожно выбирайте слова, указывая на ошибки и Неточности вашего партнера. Ошибаться могут все, а острая реплика типа: «Это абсолютно неверно!»  или: «Вы заблуждаетесь!» убивает  мысль, задевает чувство собственного достоинства собеседника и, следовательно, разрушает Контакт. Сказать человеку, что он неправ, можно и взглядом, и жестом, и тоном, причем так же красноречиво, как и словом. Но при  этом недопустимо унижать его  собственное достоинство. Словами: «Вы не правы, и я сейчас вам  это докажу», вы как бы говорите «Я умнее вас». Лучше сказать по-другому, например: «Я думаю иначе. Но, конечно  я могу заблуждаться. Надеюсь, вы меня поправите, если я в чем-то буду неправ». Как видите, в психологии общения  самый короткий путь для высказывания своих мыслей - не всегда самый лучший.

    3. Поиск общего. Любая деловая беседа  есть, с психологической точки  зрения, поиск общего (общей позиции  общего подхода к обсуждаемому  вопросу). Для того чтобы поиск  общего шел легче, следует:

    а) не начинать разговор с тех вопросов, по которым вы расходитесь во мнениях. Необходимо, чтобы собеседник с самого начала разговора ответил на ваш вопрос утвердительно (сказал: «Да!») или согласился с вашей мыслью.

    Если  дается отрицательный ответ, то, с  точки зрения психологии, человек  оказывается в позиции, которая  требует, чтобы он оказался верен  сказанному. Потребуется время (и  иногда значительное), чтобы ваш  собеседник понял, что его «Нет!»  было неразумным.

    Не  случайно, поэтому люди интуитивно начинают разговор с общей темы, например, обмениваются мнениями о  погоде. Как правило, их мнения совпадают. Конечно, если каждую деловую беседу начинать с разговора о погоде, это будет выглядеть нелепо. Профессионал всегда имеет в запасе несколько  заготовок — вопросов, на которые  можно получить только утвердительные ответы;

    б) не спешите на предложение партнера говорить «Нет!». Лучше использовать прием «Да, но...». Например, в ответ  на неприемлемое предложение лучше  всего сказать: «Да, но я хочу, чтобы  при этом соблюдалось... (здесь вы тактично высказываете свое условие)». Этот прием заставляет собеседника  искать пути для соблюдения ваших  интересов и создает ощущение, что предлагаемый им подход вами принимается.

    4. Не допускать споров. Всем известно  утверждение, что в споре рождается  истина. Однако оно тоже не  бесспорно. Из двух спорящих  каждый старается победить. Так  вот: самый надежный способ  одержать победу в споре —  избежать его. Как это сделать?

    а) в процессе беседы никогда не заявляйте  прямо и категорично, что ваш  собеседник неправ. Лучше, если вы покажите, что вы уважаете его мнение, каким  бы оно ни было;

    б) если вы неправы (что, конечно же, тоже возможно) - быстро и недвусмысленно признайте это.

    5. Безопасная критика. Критика оппонента,  его позиций, точки зрения по  обсуждаемому вопросу вовсе не  всегда является атрибутом деловой  беседы. Помните — это очень  опасное оружие. Опасное и обоюдоострое, оно ранит обоих участников  разговора. Поэтому прибегать  к критике следует лишь в  крайних случаях и только при  соблюдении следующих рекомендаций:

Информация о работе Барьеры делового общения