Жизненный цикл туристского продукта

Автор: t*************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. В туризме результат деятельности сводится к туристскому продукту. По сути, туристский продукт – это экономическое благо, предназначенное для обмена.

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и виды жизненного цикла продукта

1.1 Понятие жизненного цикла товара

1.2 Стадии жизненного цикла товара

1.3 Кривая жизненного цикла товара

1.4 Виды кривых жизненного цикла товара

Глава 2. Концепции жизненного цикла туристского продукта

2.1 Жизненный цикл туристского продукта

2.2 Анализ жизненного цикла туристского продукта. Профилизация

2.3 Процесс управления жизненным циклом туристского продукта

Заключение

Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 443.49 Кб (Скачать)

     Управление  жизненным циклом имеет два основных аспекта16:

  • Контроль жизненных циклов всей туристской продукции по всей торговой линии: во-первых, планирование новых улучшенных предложений и сокращение торговой линии и, во-вторых, распределение денег и персонала между существующими туристскими продуктами и пакетами туров согласно возможностям получения прибыли с учетом всех составных звеньев жизненного цикла;
  • Контроль жизненного цикла по каждому отдельному продукту с целью выявления дополнительных прибылей.

     Существуют возможности для рыночного регулирования процессом изменения формы и продолжительности жизненного цикла каждого отдельного продукта на всех стадиях, исключая последнюю. Например, период представления туристского продукта может быть сокращен за счет увеличения рыночных расходов и обеспечения более быстрого сетевого распределения. В следующей фазе рост может быть ускорен, а продажи и прибыль могут перескочить на более высокий уровень за счет более эффективно спланированной и осуществленной рыночной стратегии.  
         Стадия зрелости обычно предлагает менеджерам по маркетингу самые широкие возможности изменять форму и продолжительность жизненного цикла продукта. Насколько продукт приближается к стадии исчезновения, поскольку он заменяется более лучшим предложением, или потребности покупателя меняются коренным образом? Или только кажется, что стадия стагнации приближается в силу того, что рыночное регулирование достигло необходимого спроса потребителя по причине лучшего владения конкурентами искусством маркетинга? Вопрос будет находиться в стадии критики до тех пор, пока предполагаемая стадия зрелости будет вводить менеджера в заблуждение. Радикальные меры могут достаточно влиять на период молодости продукта благодаря смене перечня услуг, внешним изменениям, переоценке, увеличению количества каналов распространения или изменению комбинаций рыночной стратегии.

     Конечно, это не всегда возможно. Стадия зрелости для некоторых туристских продуктов  ускоряется из-за изменений привычек потребителя или из-за появления  улучшенного продукта. В этом случае определяют, когда сократить время  на регулирование и инвестиции, отдав  преимущество новому, более конкурентоспособному, продукту. Это ключевые особенности  при принятии рыночных решений.

     В конце концов, в стадии стагнации  рыночная эффективность начинает почти  полностью зависеть от знания того, когда надо сократить жизнь продукта, который со стороны управления требует большей доли внимания, чем прибыль, которую он приносит. 

     Успех нескольких лидирующих компаний в управлении развития жизненного цикла как каждого отдельного продукта, так и всей массы туристских предложений может стать огромным импульсом эффективного управления. Рассмотрим эти примеры.  
          Подгоняемые технологическими изменениями в области бронирования и оформления транспортных документов для все увеличивающегося потока туристов, туристские компании все более осваивают и участвуют в новых информационных системах, например Galileo, Sabre, Amadeus и др. За последнее время (10-15 лет) эти системы приобретают транснациональный характер, конкурируя между собой, ведут к глобальному перераспределению туристских потоков. Сегодня практически нет ни одной крупной туристской компании, которая бы не осваивала указанные системы в сочетании с Internet. Жизнеспособность туристских компаний, как и их набор услуг и туров, фактически зависит от квалификации и умения персонала пользоваться данными системами. Появление улучшенных систем бронирования повлияло на продажу не только отдельных туров или пакета маршрутов, но и всего каталога предложений, которыми располагают крупнейшие туроператоры, например "American Express" (США), "Delta" (США), "Nekkerman" (ФРГ), "Vagon Lee Cook" (Франция) и др.17  
          Эффективное регулирование жизненным циклом может быть найдено в контроле жизненного цикла всей массы туристского предложения. Признав стадию зрелости информационных систем, Internet начал развивать локальные и региональные подсистемы включения новых пользователей. Ныне, лидируя по числу пользователей, благодаря изменению формы жизненного цикла информационного обеспечения туризма, Internet также обеспечил рост другим новым туристским продуктам, увеличивая тем самым их торговую массу.  
          К середине 80-х гг. Ленинградский Совет по туризму и экскурсиям (ныне Петербургский Совет по туризму) добился прочной позиции на рынке туризма. Но общий рынок спроса развивался быстрее, чем предполагал Совет по туризму. Представив на рынок сбыта первый пакет туристских поездок на Кипр, в Турцию, ОАЭ, Египет, Совет по туризму нашел путь к резкому росту туризма. Это помогло ему обойти многие другие турфирмы на целое пятилетие в 90-е гг18. Таким образом, Совет по туризму изменил жизненный цикл новой туристской продукции. Его доля рынка в туризме в северо-западном регионе России серьезно утвердилась, в то время как спрос на предложения других аналогичных организаций региона вошел в стадию стагнации, уменьшаясь в среднем на 15 % в год.  
          Другое изменение жизненного цикла продукта было на счету у этого же Совета на рынке гостиничных услуг. Здесь Совет предоставил широкий ассортимент новых видов обслуживания. Продажа основывалась на трех принципах:

  1. Расширение свободной реализации мест размещения без предварительного запроса.
  2. Увеличение возможностей по размещению и обслуживанию делового туризма с предоставлением услуг, необходимых бизнесменам (телефонная связь, факс, ксерокс, комнаты для секретариата и переговоров).
  3. Большое участие гостиниц в размещении гостей и участников выставок, фестивалей, конференций и других видов конгрессного туризма.

     Таким образом, Совет эффективно увеличил спрос на типы размещения и обслуживания, удовлетворил дополнительный спрос  благодаря увеличению каналов загрузки и свободного размещения.  
          Энергичное управление жизненным циклом было продемонстрировано в 1994 г. авиационной компанией "Трансаэро" (Россия), представившей на рынок авиадоставок новые маршруты. В начале 90-х гг. конкуренция в этой области стала более суровой. "Аэрофлот" контролировал 3/4 авиаперевозок, но не смог увеличить свой контингент авиапассажиров, сократив жизненные циклы авиаперевозок. В 90-х гг. "Аэрофлот" предвидел быстрый рост перевозок, но затем он начал уменьшаться, и "Аэрофлот" был вынужден открыть возможности для перевозок другим авиакомпаниям, в том числе и "Трансаэро".  
          Решение, принятое "Аэрофлотом", ускорило устаревание его собственного оборудования, большинство из которого служило на рынке авиадоставок уже 10-15 лет. В то же самое время "Трансаэро" укрепила свои летные позиции в авиаперевозках путем обеспечения расширения системы, которая создала возможности для приобретения новых типов самолетов19.  
          Поскольку не существует единого рыночного механизма, эти примеры служат советом в практике принятия верных рыночных решений, число которых будет увеличено, если управление туризмом будет знать в каком месте жизненного цикла находится продукт как отдельно, так и во всей своей совокупности. 

     И в заключение всего вышесказанного ниже в виде таблицы (табл.2) определены ключевые характеристики каждого этапа  жизненного цикла товара. В ней  перечислены также маркетинговые  цели и стратегии каждого этапа20. 

Таблица 2. Характеристики, цели и стратегии различных этапов жизненного цикла товара.

 
Характеристика
Выведение

на  рынок

 
Рост
 
Зрелость
 
Упадок
Продажи Невысокий уровень  продаж Быстрорастущий  объем продаж Пик продаж Падение объема продаж
Издержки Высокие в расчете на покупателя Средние в расчете на покупателя Низкие в расчете на покупателя Низкие в расчете на покупателя
Окончание табл. 2
 
Характеристика
Выведение

на  рынок

 
Рост
 
Зрелость
 
Упадок
Прибыль Отрицательная (убыток) Растущая Высокая Падение прибыли
Покупатели «Новаторы» Ранние последователи Среднее большинство «Консерваторы»
Конкуренты Очень мало Растущее количество Стабильное количество, начинающее сокращаться Сокращающееся количество
Маркетинговые цели
  Создать возможность  ознакомиться

с товаром  и попробовать его

Максимально увеличить  долю рынка Максимально увеличить  прибыль, одновременно отстаивая свою долю рынка Сократить расходы  и выкачать ресурсы из торговой марки
Стратегии
Товар Предложить базовый  товар Предложить усовершенство-ванные версии товара, сервис и гарантии Производить разнообразную  номенклатуру торговой марки и ее моделей Прекратить производство слабых товаров
Цена Цена, равная издержкам, плюс фиксированная прибыль Цена позволяю-щая проникнуть

на рынок

Цена, позволяю-щая дать достой-ный отпор конкурентам Сниженная цена
Распределение Сформировать избирательное  распределение Сформировать интенсивное  распределение Сформировать более  интенсив-ное распреде-ление Действовать избирательно: отказаться от неприбыльных каналов  распределения
Реклама Добиться ознакомления с товаром первых приверженцев и  дилеров Добиться ознакомления с товаром и интереса к нему массового рынка Подчеркивать отличия  и преимущества торговой марки Сократить рекламу 

до уровня, необходимого для сохранения консервативных приверженцев

Стимулирование  сбыта Использовать интенсивные  меры по стимулированию сбыта, чтобы  заинтересовать покупателей Сократить мероприятия  по стимулированию сбыта, пожиная плоды  растущего покупательского спроса Увеличить меры по стимулированию сбыта, чтобы стимулировать переключение покупателей на свою торговую марку Сократить мероприятия 

по стимулиро-

ванию сбыта до минимального уровня

 

     Заключение.

     Для достижения эффективной системы  управления циклом туристического продукта необходимо представить себе картину  будущего. Необходимо знать настоящее  состояние дел и тенденции  развития, которые помогают предвидеть будущее, а именно туристское планирование.

     Туристское  планирование ставит своей целью  сформулировать задачи развития туризма, а также определить средства их достижения, стремясь к получению максимальных поступлений от развития туризма  с экономической, социальной, культурной точек зрения, а также с учетом необходимости обеспечения динамического  равновесия между туристическим  предложением и спросом.

     Чтобы быть привлекательным и конкурентоспособным, туристский продукт должен обеспечивать оптимальное использование существующих ресурсов, сотрудничество всех заинтересованных в развитии туризма сторон ( органов управления, руководителей гостиниц, турагенств и туроператоров, транспортных компаний, банков и т.д.) Прежде чем приступить к разработке планов, необходимо ознакомится с существующим положением дел, что обуславливает необходимость изучения туристского предложения и туристского спроса.

     Туристское  предложение включает:

  • существующее  предложение: доступность (транспорт), оборудование (размещение, обслуживание и рекреационная деятельность), общее  представление о стране;
  • потенциальное предложение: привлекательные аспекты  природной среды (пейзажи, моря, озера, фауна, флора), привлекательные аспекты  культурной жизни (археология, традиции, фольклор, народные промыслы), туристскую деятельность (спорт и досуг, курорты  и культурные мероприятия);
  • технические ресурсы ( потенциал развития туризма): потенциальную деятельность ( планы, туристские организации, коммерческая сеть), средства и возможности (кадры, подготовка кадров, финансовые ресурсы), потенциальные возможности многонациональных регионов (пейзажи, археология, общность языков).

     Для тщательного изучения и прогнозирования  туристского спроса необходимо определить содержание туристского продукта, в  частности:

  • страну  или регион путешествия и вид  туризма. Например, если предусматривается  экскурсионно-познавательные туры, то для них выбираются страны или  регионы с наиболее интересными  туристскими достопримечательностями;
  • сезон и  продолжительность поездок. Для  экскурсионно-познавательных поездок  в страны с умеренным климатом обычно выбираются летние месяцы (май- сентябрь), а в страны с жарким климатом- зимние ( ноябрь- февраль);
  • маршрут, т.е. перечень городов или населенных пунктов, посещаемых туристами во время  своего путешествия по стране. Он также  зависит от целей поездки;
  • общее количество групповых и индивидуальных туров  по каждой стране, с которыми фирма  намерена выйти на рынок, их разбивка по сезонам и месяцам - планируется  на основе оценки рыночного спроса;
  • пакет и  классность услуг.

Список  используемых источников.

Специальная литература:

  1. Свириденко Ю.П., Гойхман А.Я. Сервис и туризм: словарь справочник – М.: Альфа – М, 2008. С..
  1. Классики  менеджмента. Под ред. М. Уорнера. СПб.: Питер, 2001
  1. Филип Котлер, Гари Армстронг. Основы маркетинга. Профессиональное издание. 12-е изд.: Пер. с англ.- М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2009.
  1. Питер Дойль. Маркетинг-менеджмент и стратегии.- СПб.: Питер, 2002.
  1. Барышев А.Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве: учебное пособие/ А.Ф. Барышев – М.: Финансы и статистика, 2007.
  1. Квартальнов В.А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2002.
  1. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. М.: Финансы и статистика, 1999.
  1. Менеджмент туризма: Основы менеджмента: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002.
  1. Балабанов И.Т. Экономика туризма: Учеб. пособие / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 1999.
  1. Богалдин-Малых В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма. – М.:МПСИ, 2004.
  1. Годфри Харрис, Кеннет М. Кац. Стимулирование международного туризма. М: Финансы и статистика, 2000.
  1. Драчева Е.Л. Экономика и организация туризма. Международный туризм: Учеб. пособие / Е.Л. Драчева, Ю.В. Забаев, Д.К. Исмаев; Под ред. И.А. Рябовой. – М.: КНОРУС, 2005.
  1. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. – М.:  Новое знание, 2007.

Информация о работе Жизненный цикл туристского продукта