Автор: t*************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 17:11, курсовая работа
Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. В туризме результат деятельности сводится к туристскому продукту. По сути, туристский продукт – это экономическое благо, предназначенное для обмена.
Введение
Глава 1. Понятие и виды жизненного цикла продукта
1.1 Понятие жизненного цикла товара
1.2 Стадии жизненного цикла товара
1.3 Кривая жизненного цикла товара
1.4 Виды кривых жизненного цикла товара
Глава 2. Концепции жизненного цикла туристского продукта
2.1 Жизненный цикл туристского продукта
2.2 Анализ жизненного цикла туристского продукта. Профилизация
2.3 Процесс управления жизненным циклом туристского продукта
Заключение
Список используемых источников
Курсовая работа
по дисциплине
«Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме»
на тему:
«Жизненный
цикл туристского продукта»
Проверила:
Санкт-Петербург
2011
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие и виды жизненного цикла продукта
1.1 Понятие жизненного цикла товара
1.2 Стадии жизненного цикла товара
1.3 Кривая жизненного цикла товара
1.4 Виды кривых жизненного цикла товара
Глава 2. Концепции жизненного цикла туристского продукта
2.1 Жизненный цикл туристского продукта
2.2 Анализ жизненного цикла туристского продукта. Профилизация
2.3 Процесс управления жизненным циклом туристского продукта
Заключение
Список
используемых источников
Введение
Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. В туризме результат деятельности сводится к туристскому продукту. По сути, туристский продукт – это экономическое благо, предназначенное для обмена.
Уже давно известно, что туристский продукт, как и любой другой, должен пройти свой жизненный цикл. Рано или поздно каждый продукт – от услуг до компьютеров – должен пройти стадию внедрения, роста, зрелости, насыщения и спада, поэтому подробно рассматривается проблема управления, контроля и анализа жизненного цикла продукта. Подход к условиям эффективной организации туристского рынка является трудным и запутанным для всего управления. В этом и заключается актуальность темы данной работы. Объектом исследования является жизненный цикл товара.
Предметом исследования является процесс управления, контроля и анализа жизненного цикла туристского продукта.
Цель данной работы – изучить понятие жизненного цикла и концепции жизненного цикла туристского продукта.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
Методы исследования. Теоретическая основа исследования базируется на принципах научного анализа, аналитического метода и синтеза туристского рынка, а также использованы графические методы обработки и обобщения информации.
Курсовая
работа состоит из двух разделов. Первый
раздел раскрывает общие вопросы о сущности
и стадиях жизненного цикла товара , а
также показывает и характеризует виды
кривых жизненного цикла. Во втором разделе
рассмотрены концепции жизненного цикла
туристского продукта, анализ, процессы
управления и контроля жизненным циклом
туристского продукта.
Глава
1. Жизненный цикл
товара
Объем продаж и прибыли на протяжении жизни товара изменяется циклически. Это явление называется жизненным циклом товара.
Жизненный цикл товара (англ. Life cycle product) – период времени, включающий основные этапы развития товара с момента его разработки до вывода с рынка1.
Концепция жизненного цикла товара описывает сбыт продукта, прибыль, конкурентов и стратегию маркетинга с момента поступления товара на рынок и до его снятия с рынка. Она была впервые опубликована Теодором Левиттом в 1965г2. Концепция исходит из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или дешевым товаром.
Понятие жизненного цикла товара применяется как к целым классам товаров (например, автомобили на бензиновом двигателе), так и к разновидностям товаров (двухместные закрытые автомобили) и к определенным торговым маркам ( Ford Taurus). Каждой из этих категорий присущи свои особенности жизненного цикла товара.3 Например, определенная торговая марка товара более четко следует традиционному жизненному циклу товара, чем целый класс товаров.
Жизненный
цикл товара может быть представлен
как определенная последовательность
стадий существования его на рынке,
имеющая определенные рамки. Динамика
жизни товара показывает объем продаж
в каждое определенное время существования
спроса на него.
Жизненные циклы товаров очень разнообразны. На рис.1 в виде графика показаны изменения объема продаж и прибыли на протяжении жизненного цикла товара. 4
Рис.1. Изменение
объема продаж и прибыли на протяжении
жизненного цикла товара.
Жизненный цикл товара состоит из пяти ясно выраженных этапов (см.табл.1): разработка товара, выведение на рынок, рост, зрелость и упадок.5
Таблица 1
Характеристика этапов жизненного цикла товара6
Характер | Выведение на рынок | Рост | Зрелость | Упадок |
Объем продаж | Низкий | Быстрый рост | Медленный рост | Снижение |
Издержки | Высокие в расчете на покупателя | Средние в расчете на покупателя | Низкие в расчете на покупателя | Низкие в расчете на покупателя |
Прибыль | Убытки | Быстрое увеличение | Снижение рентабельности | Стабилизация на низком уровне |
Поток денежных средств | Отрицательный | Умеренный | Высокий | Умеренный |
Покупатели | «Новаторы» | Ранние последователи | Среднее большинство | «Консерваторы» |
Конкуренты | Очень мало | Растущее количество | Стабильное количество, начинающее сокращаться | Сокращающее количество |
Источник:
составлено автором
Переход
от стадии к стадии происходит без
резких скачков. Продолжительность
цикла и отдельных его фаз зависит от самого
товара и конкретного рынка. На жизненный
цикл также влияют внешние факторы, такие,
как экономика в целом, уровень инфляции,
стиль жизни потребителей и т.д.
Кривая жизненного цикла товара показывает изменение объема продаж и прибыли на протяжении жизненного цикла товара. Традиционная кривая жизненного цикла товара изображена на рис.2, она описывает отчетливые периоды разработки, внедрения, роста, зрелости и спада.
Рис.2. Кривая
жизненного цикла товара.
Существует также идеальная (рис.3) и наихудшая (рис.4) кривые жизненного цикла товара :
Рис.3. Идеальная кривая жизненного цикла товара.
Рис.4. Наихудшая
кривая жизненного цикла товара.
Данные графики не являются математически точными, так как на графиках кривые объемов продаж до некоторого момента опускаются ниже нуля. Этого не может быть, так как это означало бы то, что фирма покупает свой товар. Так схематично обозначаются материальные затраты фирмы на разработку нового товара, т.е. покупку других товаров (рабочая сила, технологии и т.д.).
Обычно считается, что форма кривой жизненного цикла является S-образной, но иногда форма отклоняется от типичной. Это происходит в тех случаях, когда товар быстро завоевывает рынок и быстро умирает либо остается в стадии зрелости в течении очень долго времени. Некоторые товары достигают упадка, но не умирают, а благодаря мероприятиям по стимулированию сбыта или перепозиционированию на другие сегменты рынка вновь переживают рост.
Форма
кривой жизненного цикла товара торговых
марок очень изменчива и
Понятие жизненного цикла товара применимо и к таким явлениям, как стили, мода и увлечения. Их жизненные циклы показаны на рис. 5. 7
Рис.5.Жизненные
циклы стилей, моды и увлечений. ( Филип
Котлер, Гари Армстронг. Основы маркетинга.
Профессиональное издание. 12-е изд.: Пер.
с англ.- М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2009.)
Стиль (style) – это основная и своеобразная форма выражения. Например, существуют стили домов (колониальный, ранчо, стиль Cape Cod), одежды (официальная, повседневная), искусства (реализм, сюрреализм, абстракционизм). После своего появления стиль может держаться в течении поколений. Стиль имеет цикл, характеризующимися несколькими периодами возобновления интереса.
Мода (fashion) – это стиль, широко распространенный в течении некоторого ограниченного времени. Мода развивается поэтапно. В жизни моды можно различить медленный рост, популярность в течении определенного времени и медленное угасание.
Увлечения
(fad) – это кратковременные периоды необычайно
высоких объемов продажи, подогреваемых
энтузиазмом потребителей и сиюминутной
популярностью соответствующего товара
или торговой марки. Увлечения не живут
долго; как правило, количество их поклонников
ограничено. Одним из ярких примеров служит
игрушка тамагоччи, увлечение которой
за несколько месяцев охватило буквально
весь мир, затем это всеобщее помешательство
так же быстро сошло на нет. Увлечения
быстро проходят, поскольку они не удовлетворяют
никакой жгучей потребности либо, наоборот,
удовлетворяют ее с избытком.
В зависимости от специфики отдельных товаров и особенности спроса на них существуют различные виды жизненного цикла товара, различающиеся как по продолжительности, так и по форме проявления отдельных фаз.
Кривая «Бум»(на рис.6) описывает очень популярный продукт со стабильным сбытом на протяжении долгого времени. В случае с такой кривой жизненного цикла товара фирма производит товар и получает прибыль длительное время.
Рис.6.
Кривая «Бум».
Кривая «Увлечения»( на рис.7) описывает товар с быстрым взлетом и падением сбыта. Часто такую кривую имеет модный, популярный товар.
Рис.7.
Кривая «Увлечения».
Кривая «Продолжительного увлечения»(на рис.8). Описывает также популярный товар, однако этот товар по прежнему предпочитает часть потребителей.