Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:33, реферат
Работа «Женщины в истории предпринимательства XVII-XVIII веков» рассказывает о нелегком пути становления женщины во главе крупных промышленных и торговых корпораций. Подробно с разных точек зрения рассмотрено понятие «предприниматель» и «предпринимательство». Приведен краткий исторический экскурс становления женщины и ее роли в торговле и промышленности с IX века.
Введение
1. Основная часть
История понятия «предпринимательство», «предприниматель»
Из истории предпринимательства. Зарождение отраслей
Основные исторические аспекты в развитии женского предпринимательства
Женщина-предприниматель XVII-XVIII веков. Зарождение капитализма
Причины вовлечения женщин в промышленность
История первой Российской фабрики цветного стекла
Итог развития капитализма: развитое женское предпринимательство в XIX веке
Заключение
Список литературы
Аннотация
Работа «Женщины в истории предпринимательства XVII-XVIII веков» рассказывает о нелегком пути становления женщины во главе крупных промышленных и торговых корпораций. Подробно с разных точек зрения рассмотрено понятие «предприниматель» и «предпринимательство». Приведен краткий исторический экскурс становления женщины и ее роли в торговле и промышленности с IX века. Особое внимание отведено веку XVII-XVIII. Это время расцета капиталистических отношений. В историческом плане - это времы правления женщин. Возможно, именно это повлияло на дальнейшее изменение отношения к женщине. Женский труд задействован во многих отраслях, промышленных предприятиях, мануфактурах. Но оплата его по-прежнему очень низкая. Полноправных женщин-предпринимателей в XVII-XVII было еще мало. Представительницей предпринимательства в это время стала жена Ломоносова – Елизавета Андреевна, которая возглавила его фабрику стекла. Только век спустя женщина встает во главе промышленных корпораций. В большинстве случаев они продолжают дела мужей. В работе отмечены самые яркие представительницы – предприниматели того времени.
Работа состоит из трех частей, содержит список литературы и приложение.
Содержание
Введение
1. Основная часть
Заключение
Список литературы
Введение
За последнее время появилось много работ историков по женскому предпринимательству. По мнению многих социологов, женское предпринимательство - явление довольно распространенное для российской действительности. По данным опроса к группе отраслей, наиболее активно осваиваемых женщинами, принадлежат розничная торговля, общепит, наука, культура, здравоохранение. Таким образом, отраслевая специфика женского бизнеса оказалась явно выраженной.
Становление и развитие предпринимательской
деятельности в России связано с
коренным преобразованием сложившихся
социально-экономических
В связи с этим особое внимание хотелось бы обратить на женское предпринимательство XVII-XVIII веков. В XIX веке появляется уже сам термин «женщина-предприниматель», владелица. Этот период характеризуется активным вовлечением женщин в структуру управления страной и промышленностью, торговлей. Конечно, стоит сказать, что наряду с этим женщину продолжают считать дешевой рабочей силой, не берут во внимание ее политические права, социальные нужды. В период развития капитализма только появляются первые зачатки того отношения к женщине, которое можно назвать «равным с мужчиной».
1. Основная часть
Предпринимательство – инициативная
самостоятельная деятельность, направленная
на удовлетворение потребностей людей
в товарах и услугах и
В Экономическом словаре Ф.А.
В "Популярном словаре" (1991 г.) под редакцией Г.Я.Кипермана предпринимательство объясняется как "одно из действенных средств, которые помогают поддерживать стимулы к высокопроизводительному труду, хозяйскую мотивацию. Настоящий хозяин - всегда предприниматель, идет ли речь об отдельном граждане или трудовом коллективе. К предпринимательству относятся любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами РФ и республик".
Большой Экономический Словарь (под общ. ред. А.Н.Азримяна) указывает, что "предприниматель - лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, изыскивает средства для организации предприятия и тем самым берет на себя предпринимательский риск. Предпринимательская инициатива - форма управления производством и сбытом, включающая выработку новых конкурентоспособных идей, как перманентный процесс, оперативное внедрение наиболее плодотворных идей и организацию системы мероприятий по максимально быстрому и эффективному сбыту новой продукции, полученной по новой технологии".
С.И.Ожегов в "Словаре русского языка" писал, что "предприниматель - капиталист, владелец предприятия, крупный деятель, предприимчивый и практичный человек".
В "Книге делового человека" под редакцией Т.А.Краюхина и Э.С.Минаева "научное предпринимательство - форма деятельности в сфере создания научно-технической продукции и представления услуг с целью получения возможно большей прибыли".
Главным действующим лицом или
субъектом торгового предприним
Обобщив приведенные понятия "предприниматель", можно в полной мере сказать, что предпринимательство - это умение человека обменивать одни виды товаров и услуг на другие или производить новые виды товаров и услуг, возникло на самой заре человеческой цивилизации. Это особый вид человеческой деятельности, сочетающий в себе частные и общественные интересы, направленные главным образом на преумножение общественного достояния.
Предприниматель - это человек, стремящийся к хозяйственной самостоятельности, реформированию производства, поиску новых источников сырья, рынка сбыта. Умеет увидеть и выделить в реальной жизни моменты действительности.
Предприниматель - это человек, обладающий богатой интуицией, способный организовать людей и объединить различные ресурсы.
Главная отличительная черта предпринимателя — риск, а его основная общественная функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках.
Предпринимательство — историческая категория. Оно не является чем-то окончательно сложившимся и застывшим. Меняются его содержание и форма, расширяется сфера приложения. Развитие предпринимательства, являющегося продуктом рыночного хозяйства, неразрывно связано с эволюцией последнего. Исторически исходным пунктом приложения предпринимательской инициативы была торговая деятельность. Поскольку производство в своей массе еще не было ориентировано для работы на рынок, деятельность купцов была нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их дохода служила разница в ценах перемещаемых с рынка на рынок товаров. По мере углубления товарного характера общественного хозяйства, особенно с переходом к индустриальной стадии производства, приоритетной сферой приложения предпринимательства становятся отрасли материального производства. Теперь уже не поиск наиболее привлекательных рынков, а поиск наиболее рациональной комбинации применяемых факторов производства становится условием предпринимательского успеха. Усложнение деятельности повлекло за собой усложнение и предпринимательской функции, обусловившее ее рассредоточение. Предпринимательская функция перестает быть монополией собственника.
Развитие коммерции и
История предпринимательства неотделима от истории человечества. При любом политическом режиме, при любом строе, при любом политическом способе производства предпринимательство вынуждено было приспосабливаться к существующей экономической системе.
Уже в условиях первобытнообщинного строя, когда человек с выгодой для себя и своей общины обменивал какие-то мелкие вещи на другие, это было предпринимательство в чистом виде. Однако по праву первыми предпринимателями считаются кочевники-скотоводы. Именно они стали первыми посредниками в торговых операциях.
Первые упоминания о русских людях, на свой страх и риск занимавшихся торговыми операциями, относят к IX веку. Древние русичи, отправляясь в иноземные вояжи, преследовали двойную цель - поторговать и повоевать, что в большинстве случаев смотря по ситуации означало - пограбить.
В.О.Ключевский отмечал, что византийцы, вступая в торговые отношения с русскими купцами, предпочитали держать с ними ухо востро, так как зачастую "гости" с севера, отложив весы в сторону, доставали мечи и подвергали Царьград нещадному разграблению. И лишь после договора 907 года, заключенного Византией с князем Олегом, произошло некоторое упорядочение торговых отношений. Чтобы русские купцы, "входящие в град, не натворили пакостей", их, согласно договору, пропускали через специально отведенные городские ворота небольшими группами и без оружия, а жить им разрешалось только за пределами византийской столицы и только летом. В торговое межсезонье, зимой, "гости" должны были уезжать домой.
В Лаврентьевской летописи 945-969 годов рассказывается о товарообмене между Русью и Византией. Из Руси вывозили мед, рабов, меха. Из Византии на Русь шли вино, ткани, предметы роскоши. Купцы стали зачинателями последующих культурных достижений средневековой Руси.
Довольно высокий социальный статус русского купечества подтверждался статьями Русской Правды. Во многих русских городах довольно широкое распространение получило складничество, когда купцы совместно занимались реализацией определенного вида товара. После того как хлеб превратился в один из важнейших товаров внутреннего и внешнего рынков, основу экономики России стало составлять сельское хозяйство.
Складывающаяся специализация
сельского хозяйства и
Прежде чем говорить о женщине-предпринимателе XVII-XVIII веков нужно знать основные вехи истории развития женского предпринимательства с Древней Руси.
Несмотря на фактическое бесправие женщин, несмотря на то, что взгляд на женщину в те века был как на существо зависимое и неравноправное с мужчиной, женщин все же выдвигали в качестве парламентеров и им поручали вести и выполнять дипломатические миссии.
Еще в XI веке Анна Всеволодовна - внучка Ярослава Мудрого, сестра Владимира Мономаха, дочь великого князя Всеволода, отличаясь своей просветительской деятельностью, оставила след в отечественной истории. В 1089 году она возглавила русское посольство в Византию.
Кроме этого, Анна Всеволодовна, основав в Киеве Андреевский монастырь, организовала при нем первую школу для девочек. В.Татищев писал, что Анна, "собравши младых девиц, неколико обучала писанию, тако же ремеслам, пению, швению и иным полезным им занятиям. Да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие...".
В XII-XIV веках в период расцвета ремесленного производства труд женщин играл в городах большую роль. В таких ремеслах, как ткачество, плетение кружев, бахромный, чулочный промысел, изделия кошельков и т.д., преобладал женский труд.
В средние века во всех сословиях основным производителем был мужчина. Женщины были зависимы в обществе, государстве, семье и браке. Составляя большинство населения, женщины вынуждены были сами искать себе пропитание и заработок. Жены работали вместе с мужьями. Участие женщины в производительном труде наравне с мужчиной создавало ей равные с ним возможности. Однако полными правами ремесленница не пользовалась. После смерти мужа жена хотя и получала в наследство мастерскую и право мастера, но новых учеников брать не могла. Единственным выходом для продолжения дела мужа - это надо было выйти замуж за подмастерья.
Статистика целого ряда городов XIII-XVI веков показывает, что на 1000 мужчин приходилось 1100-1250 женщин, в отдельных случаях даже больше. Это вызывалось тем, что мужчины были обычно отвлечены непрерывными войнами, во время которых женское население деревень вместе с детьми искало убежища в городе.
Информация о работе Женщины- предприниматели в купеческой России