Возрождение, понятие и проблемы предпринимательства на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данного реферата заключается в изучении предпринимательства и современного государства.
Поставленная цель решается через следующие задачи:
- изучить суть предпринимательской деятельности;
изучить характеристики предпринимательской деятельности;
рассмотреть государственную поддержку предпринимательской деятельности;
сделать выводы в заключении;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Предпринимательство в современной экономике 4
1.1. Сущность предпринимательства 4
1.2 Предприниматель – рыночный субъект 9
1.3 Организационно – правовые формы предпринимателя 13
ГЛАВА 2: Возрождение, понятие и проблемы предпринимательства на современном этапе 25
2.1. Возрождение предпринимательства в современной России 25
2.2. Развитие малого предпринимательства в России 27
2.3. Итоги и проблемы предпринимательства 31
Заключение 38
Список литературы 40

Работа содержит 1 файл

Предпринимательство.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

      Наконец, Россия уже сейчас имеет доступ к  основному объему тарифных планов, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами – членами этой Организации.

      По-иному  прогнозируется перспектива импорта  товаров и услуг. Их растущий допуск на отечественный рынок способен существенно обострить конкуренцию многим позициям, к чему российская промышленность пока не готова. Эти особенности относятся к пищевой, фармацевтической, химической, автомобильной, авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам финансовых услуг и розничной торговле, мелкому и среднему бизнесу. Поэтому о своей готовности к работе по нормам и правилам ВТО заявляет лишь 10% проанкетированных российских предприятий. Конечно, обилие и дешевизна импортных товаров могли бы пойти на помощь отечественному потребителю. Но это возможно лишь в условиях эффективной внутренней конкуренции и обеспечении его прав, что в стране пока отсутствует.

      Как показало время, малое предпринимательство  постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.

        Незначительный спад числа малых  предприятий на территории РФ, наблюдаемый в 2002-2003 гг., в 2004 г.  практически прекратился. По состоянию  на 1 января 2005 г. в России действовало 868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 2004 г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%).

        Вместе с тем следует отметить  стабильный рост числа предприятий  в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 39,8% - в 2003 г., на 12,1% - в 2004 г.), операции с недвижимым имуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно), торговля и общественное питание (на 3,8% и на 3,6%). Продолжало сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли "наука и научное обслуживание" (на 6,2% и на 11,4%).

        Отраслевая структура малого  бизнеса постепенно меняется  в сторону увеличения доли  предприятий торговли и общественного  питания и уменьшения доли  строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием.

        Многие характерные особенности  становления малого предпринимательства  в России напрямую связаны  с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Для оценки уровня значимости этих проблем можно использовать данные социологических опросов.

      Августовский  кризис в России показал, что в  нашей стране средний класс, класс собственников, существует как реальность. И наша беда, что мы поняли это такой ценой.

      Наличие прослойки, пусть очень маленькой, собственников-предпринимателей обозначило и их проблемы. Так в Резолюции I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий были выделены следующие проблемы:

      Медленно  идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;

      низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере;

      Не  во многих регионах разработаны и  приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты, реализация их происходит далеко не в полной мере;

      Недостаточно  налажено взаимодействие регионов, как  в плане обмена информацией и  опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.

        Если затронуть проблему финансирования, то до октября 2002 года проблемой  финансирования малого бизнеса  никто официально не занимался. Многие банки, не проявляя особого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл. одинаково, а получаемый доход разнится во много раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности.

        Большинство кредитных организаций,  имеющих связи с малым бизнесом, находятся в регионах и не  имеют достаточного оборотного капитала. В первую очередь кредиты получают те производства, продукция которых пользуется наибольшим спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разлив напитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие занимаются финансированием инновационного бизнеса – новых наукоемких технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.

        Перейдем от общих проблем  к более частным, которые непосредственно  затрагивают предпринимателей и  являются причиной развала предприятия.

        Многие малые предприятия угасают  уже в самом начале своей  деятельности. Например, из 600 тысяч  новых предприятий, ежегодно возникающих  в США, только половина дотягивает  до 18 месяцев и только одно  из пяти доживает до 10 лет.

        Возможно, главной причиной является  легкость создания предприятия.  Но ведь свобода выбора означает  не только свободу успеха, но  и свободу неудач.

      Сами  же руководители малых предприятий  выделяют следующие причины:

       44% опрошенных главной причиной  называют некомпетентность;

       17% - отсутствие управленческого  опыта;

       16% - несбалансированный опыт: недостаток  опыта в маркетинге, финансах, снабжении  и производстве;

       15% - отсутствие опыта работы в  отрасли;

       1% - небрежность в ведении дел;

       1% - мошенничество или бедствие;

       6% - иные причины, с которыми  сталкиваются руководители малых  фирм.

        Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий имеют  соответствующее образование.

        Конечно, основной проблемой из  всех выше названных является  проблема, главным образом представляющая отношения малого бизнеса и государства. 
 Вывод: Характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием российской экономики, а также его спецификой. Одним из ключевых факторов является система образования, способная предпринимателям привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику. Другой ключевой фактор — осознание предпринимателями своей социальной ответственности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Необходимо  отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. И как следствие – несовершенство налоговой системы.

     Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в  экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как  с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

     На  данном этапе развитию кредитования малого бизнеса мешают: бюрократизм  и коррупция, которые поразили всю  Россию; развитие среди субъектов  малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой; несовершенство налоговой системы.

     Можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

     Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.

     Хотелось  бы надеяться, что в ближайшее  время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации  предприятий малого бизнеса к  сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

     Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области решения проблем кредитования малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список литературы: 

  1. Викулина  Т.Д. Экономическая теория. - М.: ПРИОР, 2009. - 398 с.
  2. Дикушин А.М. - «О направлениях развития государственного предпринимательства в РФ» // Предпринимательство в современной России – М.: Линкс, 2008. – 432 с.
  3. Дыбова Е.Н. Некоторые актуальные проблемы малого бизнеса. Взгляд предпринимателя. // Материалы VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий “Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления”, состоявшейся 26 апреля 2008 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
  4. Елисеев А.С. Современная экономика. – Москва: «Дашков и К», 2007. – 504с.
  5. Золотухин В., Гаврилов А. К вопросу о содержании предпринимательства и формах его реализации// Управленческое консультирование, 2008. №1.
  6. История предпринимательства в России. Книга первая. От средневековья до середины XIX века. – М.: “Российская политическая энциклопедия”, 2000.
  7. Камаев В.Д. -  Учебник по основам экономической теории (экономика) – М.: Владос, 2000. – 116 с.
  8. Колесникова Л. – Предпринимательство. – М.: Финансы и статистка, 2004. – 279 с.
  9. Курс экономической теории./ под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Издательство “Дис”, 2010. – 360с.
  10. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: ИНФРА, 2008.
  11. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б. Г. Ясина, А. Ю. Чепуренко, В. В. Буева. − М.: Фонд “Либеральная миссия”, 2007.
  12. Мильнер Б.З. Архипов А.И., Городницкий А.Е. – Государственная поддержка предпринимательства: концепция, формы, методы. – М.: общество и экономика, 2008. – 218с.
  13. Савченко В. Е. Современное предпринимательство: (экономические и организационные основы; проблемы формирования и регулирования). − М.: ОАО “Изд-во “Экономика”, 2002.
  14. Салихов Б.В. Экономическая теория: Учебник. - М.: Дашков и Ко, 2009. - 458 с.
  15. Сидоров М.А. Проблемы малого бизнеса в России. // Материалы VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий “Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления”, состоявшейся 26 апреля 2008 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
  16. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики. − М.: Наука, 2002.
  17. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И. Микроэкономика: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 374с.
  18. Усенко Л.Н. Формирование условий для развития малого предпринимательства на региональном уровне.// Ведомости. 2006. №2.
  19. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. – М.: Прогресс, 2002.
  20. www.donland.ru
  21. www.minfin.ru
  22. www.nalog.ru

Информация о работе Возрождение, понятие и проблемы предпринимательства на современном этапе