Возрождение, понятие и проблемы предпринимательства на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данного реферата заключается в изучении предпринимательства и современного государства.
Поставленная цель решается через следующие задачи:
- изучить суть предпринимательской деятельности;
изучить характеристики предпринимательской деятельности;
рассмотреть государственную поддержку предпринимательской деятельности;
сделать выводы в заключении;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Предпринимательство в современной экономике 4
1.1. Сущность предпринимательства 4
1.2 Предприниматель – рыночный субъект 9
1.3 Организационно – правовые формы предпринимателя 13
ГЛАВА 2: Возрождение, понятие и проблемы предпринимательства на современном этапе 25
2.1. Возрождение предпринимательства в современной России 25
2.2. Развитие малого предпринимательства в России 27
2.3. Итоги и проблемы предпринимательства 31
Заключение 38
Список литературы 40

Работа содержит 1 файл

Предпринимательство.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

     Средний класс. Понятие «средний класс» должно охватывать не только тех, кто владеет собственностью, но и тех, кто ею управляет, кто ее обслуживает, а также тех, кто является генератором идей, из которых собственник или его представители черпают информацию для создания новых материальных и духовных благ. Представители «среднего класса» в ходе реформирования экономики, поверив обещаниям «рыночников», ушли в негосударственный сектор, стали налаживать свое дело, ощутив на первых порах свою необходимость обществу. Однако в условиях начавшегося и все углубляющегося кризиса они оказались под гнетом удушающих налогов. Созданные экономические условия толкают их не в производство, а в посредническую деятельность или ставят их в зависимость от законов «теневого» сектора экономики. Предприниматели, составляющие наиболее активную часть среднего класса, несмотря на свой динамизм, не востребованы и не используются в интересах государства.

     Отсюда  субъективная и объективная потребность  в объединении усилий предпринимателей различных сфер деятельности. Эта  тенденция находит отражение в заявлениях различных ассоциаций, союзов, объединений и гильдий о необходимости координации деятельности для выработки своих требований, разработки законодательных актов, поддержки отечественных товаропроизводителей и выдвижения представителей «среднего класса» в различные федеральные и региональные органы власти. Кроме того, часть предпринимателей пытается воздействовать на ситуацию в стране через различные партии и движения. Критиковалась также позиция бывшего Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства за инертность в отстаивании интересов предпринимателей. [22]

     С какой же целью целесообразно  объединиться представителям «среднего  класса»?

     Условия возрождения предпринимательства. Средний класс связал свою судьбу с «рыночными реформами». Его представители видели свою цель в восстановлении частного сектора экономики. Особенно большие надежды возлагали на реформы и институциональные преобразования представители наиболее мобильного — малого бизнеса.

     Однако  налоги подорвали стимулы к производительному  труду. Были созданы искусственные  препятствия на пути формирования конкурентной среды. В результате — «малый бизнес»  опутан криминальными «крышами». Государство  проявило удивительное равнодушие к  судьбе мелких собственников, которые могли бы стать базой для социальной стабильности, так как они создают новые рабочие места.

     Многие  политические партии в своих экономических  программах обращались к предпринимателям, пытаясь привлечь их на свою сторону. Но в большинстве случаев предприниматели испытывают сильное чувство недоверия к политическим партиям и движениям. Бизнесмены, как правило, недоверчивы, амбициозны и прагматичны. Они люди дела и не всегда доверяют словам, особенно, если за ними не следует конкретных дел в интересующих их сферах деятельности.

     В то же время многие бизнесмены склонны  поддержать тех политиков и хозяйственников, которые скрытно лоббируют их интересы в федеральных или региональных органах власти. Важнейшие требования, объективно толкающие предпринимателей к координации своих действий, сводятся к налоговой реформе, борьбе с завышенными налогами, а также к совершенствованию законодательства и к стимулированию отечественных товаропроизводителей.

2.2. Развитие малого предпринимательства в России

 

      К началу 2010 года в России насчитывалось 634, 4 тыс. малых предприятий, реально  функционирующих в различных  отраслях экономики (см. таблицу 1). Почти  половина из них (44, 3%) занимались торговлей, так как эта сфера деятельности остается наиболее привлекательной. В основных сферах материального производства – в промышленности и в строительстве действовали немногим более 1/4 всех малых предприятий. Не получило значительного развития малое предпринимательство в такой традиционной для него сфере, как услуги населению, так как сказывается низкий платежеспособный спрос населения. Слабо развит малый бизнес и в области инноваций. [3]          Таблица 1. Число малых предприятий по отраслям экономики на начало 2010 г.

  Число малых  предприятий В % к итогу
Всего по России 634361 100,00
Промышленность 88432 14,01
Строительство 86957 13,77
Торговля  и общественное питание 279506 44,27
Транспорт 14530 2,30
Общая коммерческая деятельность 27037 4,28
Оптовая торговля продукцией 22983 3,64
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения 8071 1,28
Наука и научное обслуживание 21913 3,47
Другие  отрасли экономики 84392 12,98

            Таблица показывает, что наибольший удельный весь приходится на предприятия пищевой промышленности, а именно на общественное питание (44,27%). Второе место по показателям приходится на долю строительства и на общую коммерческую деятельность – 14,01 и 13,77% соответственно. 

     Если  рассматривать структуру занятых, то она выглядит следующим образом (см. таблицу 2). В настоящее время на долю постоянно занятых в секторе малого предпринимательства около 27% от общей численности экономически активного населения (без учета вторичной занятости). Сокращение численности занятых в малом предпринимательстве впервые происходит в 1998г. (с 8,63 млн. человек до 8,48 млн. человек). В начале 1999 г. эта тенденция пошла на спад, так как численность работающих увеличилась на 41%.  Сейчас сектор малого предпринимательства не в состояние давать новые рабочие места, это связано в первую очередь с мировым финансовым кризисом. Для этого требуется существенные изменения в политике государства по отношению к малому предпринимательству, конкретные меры по государственной поддержки малых предприятий, по их активизации. [3]      

        Таблица 2. Динамика изменения занятости в секторе малого предпринимательства, 1998 – 2003г.

год Численность занятых (млн. человек) Темп роста  занятости (%)
1998 5,44 100
1999 7,68 141
2000 8,63 112
2001 8,48 98
2002 8,59 101
2003 8,76 101
 

     Экономические преобразования, происходящие в мировом хозяйстве, опыт разукрупнения хозяйственных структур и разгосударствлевания, смены централизованных методов управления на рыночные, показывают, что малый бизнес не знает себе равных по приспособляемости и способности оживать экономику, вывести ее из кризиса и обеспечить индивидуальный подход к потребителю товаров и услуг. Опыт развития малого бизнеса в развитых странах необходимо использовать, но при этом он должен быть адаптирован под российскую действительность. В нашей стране необходимо концентрировать бизнес в следующих отраслях: производство продуктов питания, товаров народного потребителя, строительные материалы, бытовое обслуживание и т.п.  [22]           В последние годы широко практиковалось создание при крупных предприятиях мелких вспомогательных производств. При этом трудоемкость и себестоимость изделий сокращалась в 2-3 раза. То есть организация производства изделий на основе субподряда позволила существенно повысить эффективность производства.         Российские предприятия малого бизнеса  формируются и развиваются в достаточно сложных экономических и социальных условиях. Существенным тормозом для развития российского малого бизнеса является неразвитость сектора частной собственности, а также отсутствие оптового рынка сырья, материалов, оборудования, неподготовленность кредитной системы и прочие причины, а самое главное – это отсутствие реальной помощи малому бизнесу.             Малое предпринимательство призвано сыграть весьма важную роль в осуществление экономической реформы. Однако эта его функция используется в условиях Российской Федерации в недостаточной степени. Реализация данной функции возможна лишь при направленном государственном воздействие на развитие малого предпринимательства. Именно тогда оно отойдет от спекулятивной формы, к созданию более благоприятного социального фонда для проведения реформ. 

2.3. Итоги и проблемы предпринимательства

 

      Развитию  предпринимательства в нашей  стране придается огромное значение, так как оно способствует:

      • изменению отраслевой структуры экономики;

      • переориентации экономических отношений  и формированию рынка;

      • разгосударствлению и приватизации имущества предприятий;

       созданию новых мест;

      • расширению потребительского рынка;

      • повышению экспортного потенциала страны;

       лучшему использованию местных сырьевых ресурсов;

       повышению культурно-технического уровня, условий активности и ответственности работников;

       формированию новых ценностей и идеалов;

       развитию благотворительной деятельности в России.

      В настоящее время перед предпринимательством в России стоит целый ряд проблем: недостаточная ресурсная база, несовершенство законодательной базы, отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий, но, зная причины возникновения, все их можно решить.

      1. Недостаточная ресурсная база — материально-техническая и финансовая:

      причина — создание сектора предпринимательства на пустом месте;

      пути  решения — льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики.

      2. Несовершенство законодательной  базы:

      причина — нет единой законодательной основы; отсутствие законопослушания;

      пути  решения — совершенство законодательства и усиление контроля за его выполнением.

      3. Отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий:

      причина — нет учета результатов их работы, несовершенство отчетности;

      пути решения — разработка методик по диагностированию деятельности предприятий.

      4. Слабое материально-техническое обеспечение:

      причина — ограничен доступ к высоким технологиям, отсутствуют машины и оборудование;

      nymu решения — распространение передового опыта.

      5. Кадры: 

      причина — низкий культурно-технический уровень участников предпринимательства;

      пути  решения — их обучение и социальная дифференциация.

      6. Отсутствие возможности производить продукцию с длительным производственным циклом, включая наукоемкую:

      причина — отсутствие финансовых возможностей на эти цели;

      nymu решения — развитие форм сотрудничества в деловом мире, создание технополисов.

      7. Слабая государственная поддержка: 

      причина — бюджетные ограничения, бюрократическая волокита;

      пути  решения – разработка муниципальных программ по развитию предпринимательства.

      Как крупная мировая держава Россия обладает рядом очевидных конкурентных преимуществ. Это ее ресурсы, уникальное евроазиатское положение, сохранившийся научно-производственный потенциал, высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная сеть. Имеются и впечатляющие проекты приспособления отдельных предприятий к рыночным условиям хозяйствования, их успешных прорывов на внешние рынки.

      Вместе  с тем, очевидно, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному росту отечественного экспорта.

      Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского  экспорта составляет сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений).

      Во-вторых, структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности, недогрузки и фактического прекращения технического прогресса в стране.

      В-третьих, по мере преодоления кризиса, растущий спрос на отечественную продукцию  предъявляет внутренний рынок, что  уже привело к ряду ограничений.

Информация о работе Возрождение, понятие и проблемы предпринимательства на современном этапе