Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:26, курсовая работа
Цель данного реферата заключается в изучении предпринимательства и современного государства.
Поставленная цель решается через следующие задачи:
- изучить суть предпринимательской деятельности;
изучить характеристики предпринимательской деятельности;
рассмотреть государственную поддержку предпринимательской деятельности;
сделать выводы в заключении;
Введение 3
Глава 1. Предпринимательство в современной экономике 4
1.1. Сущность предпринимательства 4
1.2 Предприниматель – рыночный субъект 9
1.3 Организационно – правовые формы предпринимателя 13
ГЛАВА 2: Возрождение, понятие и проблемы предпринимательства на современном этапе 25
2.1. Возрождение предпринимательства в современной России 25
2.2. Развитие малого предпринимательства в России 27
2.3. Итоги и проблемы предпринимательства 31
Заключение 38
Список литературы 40
Средний класс. Понятие «средний класс» должно охватывать не только тех, кто владеет собственностью, но и тех, кто ею управляет, кто ее обслуживает, а также тех, кто является генератором идей, из которых собственник или его представители черпают информацию для создания новых материальных и духовных благ. Представители «среднего класса» в ходе реформирования экономики, поверив обещаниям «рыночников», ушли в негосударственный сектор, стали налаживать свое дело, ощутив на первых порах свою необходимость обществу. Однако в условиях начавшегося и все углубляющегося кризиса они оказались под гнетом удушающих налогов. Созданные экономические условия толкают их не в производство, а в посредническую деятельность или ставят их в зависимость от законов «теневого» сектора экономики. Предприниматели, составляющие наиболее активную часть среднего класса, несмотря на свой динамизм, не востребованы и не используются в интересах государства.
Отсюда субъективная и объективная потребность в объединении усилий предпринимателей различных сфер деятельности. Эта тенденция находит отражение в заявлениях различных ассоциаций, союзов, объединений и гильдий о необходимости координации деятельности для выработки своих требований, разработки законодательных актов, поддержки отечественных товаропроизводителей и выдвижения представителей «среднего класса» в различные федеральные и региональные органы власти. Кроме того, часть предпринимателей пытается воздействовать на ситуацию в стране через различные партии и движения. Критиковалась также позиция бывшего Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства за инертность в отстаивании интересов предпринимателей. [22]
С какой же целью целесообразно объединиться представителям «среднего класса»?
Условия
возрождения
Однако
налоги подорвали стимулы к
Многие политические партии в своих экономических программах обращались к предпринимателям, пытаясь привлечь их на свою сторону. Но в большинстве случаев предприниматели испытывают сильное чувство недоверия к политическим партиям и движениям. Бизнесмены, как правило, недоверчивы, амбициозны и прагматичны. Они люди дела и не всегда доверяют словам, особенно, если за ними не следует конкретных дел в интересующих их сферах деятельности.
В
то же время многие бизнесмены склонны
поддержать тех политиков и
К
началу 2010 года в России насчитывалось
634, 4 тыс. малых предприятий, реально
функционирующих в различных
отраслях экономики (см. таблицу 1). Почти
половина из них (44, 3%) занимались торговлей,
так как эта сфера деятельности
остается наиболее привлекательной. В
основных сферах материального производства
– в промышленности и в строительстве
действовали немногим более 1/4 всех малых
предприятий. Не получило значительного
развития малое предпринимательство в
такой традиционной для него сфере, как
услуги населению, так как сказывается
низкий платежеспособный спрос населения.
Слабо развит малый бизнес и в области
инноваций. [3]
Число малых предприятий | В % к итогу | |
Всего по России | 634361 | 100,00 |
Промышленность | 88432 | 14,01 |
Строительство | 86957 | 13,77 |
Торговля и общественное питание | 279506 | 44,27 |
Транспорт | 14530 | 2,30 |
Общая коммерческая деятельность | 27037 | 4,28 |
Оптовая торговля продукцией | 22983 | 3,64 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 8071 | 1,28 |
Наука и научное обслуживание | 21913 | 3,47 |
Другие отрасли экономики | 84392 | 12,98 |
Таблица показывает,
что наибольший удельный весь приходится
на предприятия пищевой
Если
рассматривать структуру
Таблица 2. Динамика изменения занятости в секторе малого предпринимательства, 1998 – 2003г.
год | Численность занятых (млн. человек) | Темп роста занятости (%) |
1998 | 5,44 | 100 |
1999 | 7,68 | 141 |
2000 | 8,63 | 112 |
2001 | 8,48 | 98 |
2002 | 8,59 | 101 |
2003 | 8,76 | 101 |
Экономические
преобразования, происходящие в мировом
хозяйстве, опыт разукрупнения хозяйственных
структур и разгосударствлевания, смены
централизованных методов управления
на рыночные, показывают, что малый бизнес
не знает себе равных по приспособляемости
и способности оживать экономику, вывести
ее из кризиса и обеспечить индивидуальный
подход к потребителю товаров и услуг.
Опыт развития малого бизнеса в развитых
странах необходимо использовать, но при
этом он должен быть адаптирован под российскую
действительность. В нашей стране необходимо
концентрировать бизнес в следующих отраслях:
производство продуктов питания, товаров
народного потребителя, строительные
материалы, бытовое обслуживание и т.п.
[22] В последние годы широко практиковалось
создание при крупных предприятиях мелких
вспомогательных производств. При этом
трудоемкость и себестоимость изделий
сокращалась в 2-3 раза. То есть организация
производства изделий на основе субподряда
позволила существенно повысить эффективность
производства. Российские предприятия
малого бизнеса формируются и развиваются
в достаточно сложных экономических и
социальных условиях. Существенным тормозом
для развития российского малого бизнеса
является неразвитость сектора частной
собственности, а также отсутствие оптового
рынка сырья, материалов, оборудования,
неподготовленность кредитной системы
и прочие причины, а самое главное – это
отсутствие реальной помощи малому бизнесу. Малое
предпринимательство призвано сыграть
весьма важную роль в осуществление экономической
реформы. Однако эта его функция используется
в условиях Российской Федерации в недостаточной
степени. Реализация данной функции возможна
лишь при направленном государственном
воздействие на развитие малого предпринимательства.
Именно тогда оно отойдет от спекулятивной
формы, к созданию более благоприятного
социального фонда для проведения реформ.
Развитию предпринимательства в нашей стране придается огромное значение, так как оно способствует:
• изменению отраслевой структуры экономики;
• переориентации экономических отношений и формированию рынка;
• разгосударствлению и приватизации имущества предприятий;
• созданию новых мест;
• расширению потребительского рынка;
•
повышению экспортного
• лучшему использованию местных сырьевых ресурсов;
• повышению культурно-технического уровня, условий активности и ответственности работников;
• формированию новых ценностей и идеалов;
• развитию благотворительной деятельности в России.
В
настоящее время перед
1. Недостаточная ресурсная база — материально-техническая и финансовая:
причина — создание сектора предпринимательства на пустом месте;
пути решения — льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики.
2.
Несовершенство
причина — нет единой законодательной основы; отсутствие законопослушания;
пути решения — совершенство законодательства и усиление контроля за его выполнением.
3. Отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий:
причина — нет учета результатов их работы, несовершенство отчетности;
пути решения — разработка методик по диагностированию деятельности предприятий.
4. Слабое материально-техническое обеспечение:
причина — ограничен доступ к высоким технологиям, отсутствуют машины и оборудование;
nymu решения — распространение передового опыта.
5. Кадры:
причина — низкий культурно-технический уровень участников предпринимательства;
пути решения — их обучение и социальная дифференциация.
6. Отсутствие возможности производить продукцию с длительным производственным циклом, включая наукоемкую:
причина — отсутствие финансовых возможностей на эти цели;
nymu решения — развитие форм сотрудничества в деловом мире, создание технополисов.
7. Слабая государственная поддержка:
причина — бюджетные ограничения, бюрократическая волокита;
пути решения – разработка муниципальных программ по развитию предпринимательства.
Как крупная мировая держава Россия обладает рядом очевидных конкурентных преимуществ. Это ее ресурсы, уникальное евроазиатское положение, сохранившийся научно-производственный потенциал, высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная сеть. Имеются и впечатляющие проекты приспособления отдельных предприятий к рыночным условиям хозяйствования, их успешных прорывов на внешние рынки.
Вместе с тем, очевидно, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному росту отечественного экспорта.
Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляет сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений).
Во-вторых, структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности, недогрузки и фактического прекращения технического прогресса в стране.
В-третьих, по мере преодоления кризиса, растущий спрос на отечественную продукцию предъявляет внутренний рынок, что уже привело к ряду ограничений.
Информация о работе Возрождение, понятие и проблемы предпринимательства на современном этапе