Управление затратами на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий, повышающих эффективность управления затратами на предприятии.

Работа содержит 1 файл

курсовая не УДАЛЯТЬ.doc

— 337.00 Кб (Скачать)

На этапах разработки новой продукции, когда  еще отсутствует комплект технической  документации и необходимая нормативная база, ее себестоимость определяется лишь как вероятная прогнозная величина. При этом используются различные методы прогнозных оценок, среди которых основными являются параметрические. Параметрическими они называются поэтому, что базируются на зависимости себестоимости продукции от ее параметров — технических и эксплуатационных показателей.

      К параметрическим методам исчисления себестоимости продукции принадлежат методы: удельных затрат, балловый, корреляционный и агрегатный.

      Метод удельных затрат является наиболее простым, но наименее точным. В соответствии с ними себестоимость нового изделия (Сн) определяется по формуле

Сн = Са • Пн,

где Са — удельная себестоимость освоенного производством изделия- аналога;

Пн —  основной параметр нового изделия (мощность двигателя, грузоподъемность автомобиля или крана, объем холодильника).

      Более точными являются методы, учитывающие не один, а несколько параметров. К ним относятся балльный и корреляционный методы.

Балльный  метод базируется на экспертной оценке влияния основных параметров изделия на его себестоимость. Каждый параметр изделия оценивается определенным количеством баллов. Себестоимость базового изделия делится на сумму баллов всех параметров и таким способом определяется себестоимость одного балла (Сб). После этого себестоимость нового изделия исчисляется по формуле

где n —  количество параметров, влияющих на себестоимость изделия;

— количество баллов по i-му параметру нового изделия.

      Корреляционный метод позволяет установить зависимость себестоимости изделия от его параметров в виде эмпирических формул, выведенных на основе анализа фактических данных для группы аналогичных изделий. В процессе анализа выясняется форма связи (линейная, степенная) себестоимости и основных параметров изделия, а также ее плотность. Корреляционный метод прогнозирования себестоимости новых изделий является наиболее точным и распространенным.

      Агрегатный метод не является самостоятельным параметрическим методом. В соответствии с ним себестоимость изделия определяется как сумма себестоимости конструктивных его частей — агрегатов. Стоимость унифицированных агрегатов учитывается по существующим ценам, оригинальных — определяется по одному из рассмотренных выше методов или экспертным путем.

      Себестоимость новой продукции — динамический показатель, который существенно зависит от уровня освоения производства, а последний — от количества изделий, изготовленных с момента начала производства. С учетом этого эмпирически установлена зависимость себестоимости новых изделий от их количества, иначе говоря, от порядкового номера изделия с начала освоения. Эта зависимость имеет форму степенной функции:

Сi = С1 • N–вi,

где Сi — себестоимость i-го изделия с  начала выпуска;

С1 — себестоимость первого изделия;

Ni —  порядковый номер изделия с  начала освоения;

в —  показатель степени, который характеризует  темп снижения себестоимости в период освоения (определяется эмпирически из анализа кривых освоения).

      Условный пример. Осваивается производство новой сложной машины. Период освоения — 2 года. Себестоимость машины на начальном этапе освоения (первого образца) — 320 тыс. тг. За первый год освоения предусматривается изготовить две машины, за второй — четыре. Коэффициент освоения, характеризующий темп снижения себестоимости изделия к концу второго года — 0,8, а показатель степени соответственно — 0,322 (loq2• кос = — в). Необходимо определить прогнозную себестоимость изделия на конец второго года освоения производства, то есть себестоимость шестой машины. Она будет составлять

С6 = 320 • 6–0,322 = 179,8 тыс. тг.

      Знание закономерностей изменения себестоимости продукции, особенно сложных машин, в процессе освоения производства позволяет обоснованно управлять формированием затрат, прогнозировать их уровень на разных этапах освоения. 
 
 
 

Глава III. Стратегическое управление затратами.

3.1 Проблемы, характерные для процесса стратегического управления затратами.

      Многие фирмы, работающие в условиях переходной экономики, не всегда понимают возможности улучшения их конкурентного статуса, которые им представляются при управлении затратами. Проблемы предприятий в этой области часто связаны с типичными ошибками, которые они допускают в ходе оценки и улучшения своей позиции по затратам.

      Наиболее распространенная ошибка менеджеров состоит в убеждении, что больший удельный вес в структуре общих затрат предприятия занимают затраты на производство и связанные с ним бизнес-функции. При этом упускается из виду то обстоятельство, что такие бизнес-функции, как маркетинг, сбыт, сопровождающие услуги, инфраструктура, НИОКР требуют не меньших, если не больших, расходов. Данная проблема часто может усугубляться концентрацией внимания на бизнес-функциях, связанных исключительно с прямыми затратами, таких, как основное производство или сборка. При этом бизнес-функции, связанные преимущественно с косвенными расходами, например, ремонт и наладка оборудования, вовсе не учитываются. В современных условиях, когда наблюдается неуклонный рост доли косвенных расходов в структуре совокупных затрат хозяйствующих субъектов, актуальность данной проблемы бесспорна.

      Другая проблема связана с недостаточным вниманием, уделяемым менеджерами предприятий снабжению. Анализ затрат в отделах снабжения часто сосредоточен исключительно на закупочной цене сырья и материалов, а связи между качеством приобретаемых товаров и услуг и другими видами деятельности в цепочке ценности игнорируются. При этом работа по снабжению доверяется людям, имеющим слишком низкую квалификацию либо мотивацию для того, чтобы они могли способствовать снижению расходов.

      Неспособность распознать и использовать связи между бизнес-функциями представляет собой следующую проблему для предприятий переходной экономики. Особенно это касается связей с поставщиками, а также связей между деятельностью по улучшению качества, контролем и сопровождающими услугами. Справедливости ради здесь необходимо заметить, что на возможность использования связей предприятия с поставщиками отрицательно влияют явления, связанные с неустоявшимся характером рыночных отношений, как неплатежи, распространенность бартера при расчетах и т. д. Однако неспособность увидеть связи между бизнес-функциями часто происходит из идеологии менеджеров, воспитанных на принципах директивной экономики. Это приводит к таким ошибкам, как стремление пропорционально снизить затраты во всех подразделениях компании, даже если увеличение расходов в некоторых отделах может привести к снижению суммарных затрат фирмы.

      Четвертая проблема тесно связана с предыдущими. Она состоит в том, что менеджеры часто стремятся снижать затраты не изменяя существующую структуру бизнес-функций. Это особенно актуально для предприятий переходной экономики, успешная реструктуризация которых зачастую предполагает принципиальное изменение цепочки ценности. При этом достигается совершенно иной уровень затрат.

      Неправильная диагностика факторов поведения затрат и закономерностей их действия приводит к целой группе проблем. Во-первых, непонимание того, какие ФПЗ лежат в основе преимущества по затратам, может привести к ухудшению конкурентной позиции фирмы.10

      Во-вторых, предприятия часто пытаются снизить расходы противоречащими друг другу способами. Например, пытаясь добиться эффекта экономии масштаба, фирма стремится увеличить долю рынка с помощью политики расширения ассортимента продукции. В этом случае ФПЗ действуют в противоположных направлениях, поэтому фирме необходимо согласиться на некий компромисс.

      В-третьих, фирма может невольно субсидировать один вид деятельности за счет другого, если она не различает сегментов, в которых затраты ведут себя по-разному. Часто этому способствует система начисления затрат в бухгалтерском учете, которая не учитывает всех различий в затратах между товарами, покупателями, регионами и т. д. В результате компания может установить слишком высокую цену на один вид товара, одновременно занижая цены на другую продукцию.

      И, наконец, последняя проблема, связанная с управлением затратами, состоит том, что снижение расходов фирмы может повлиять на дифференциацию. Поэтому для тех бизнес - функций, которые влияют на дифференциацию, предприятие часто сталкивается с необходимостью сделать выбор: либо отказаться от преимуществ, связанных с уникальностью фирмы, либо согласиться с дополнительными расходами. 
 
 
 
 
 

      Заключение 

     В первой главе курсовой работы были рассмотрены основные понятия и  классификации затрат, его структура, анализ основных показателей, таких  как затраты на рубль товарной продукции, прямых материальных и трудовых затрат. Также были рассмотрены концептуальные основы управления затратами предприятия.

      Под затратами предприятия понимается сумма средств, израсходованных  в целях обеспечения реализации продукции и получения доходов.

     Проблема  разработки и использования в  отечественной практике новых подходов к эффективному управлению затратами предприятия широко обсуждается в отечественной литературе.

     Выявление и исследование факторов формирования затрат обеспечивает решение следующих  задач, необходимых для каждого  конкретного предприятия:

  1. информационное обеспечение администрации предприятия для принятия управленческих решений с учетом их экономических последствий;
  2. наблюдение и контроль за фактическим уровнем затрат, сопоставление их с нормативами и плановыми размерами в целях выявления отклонений и формирования экономической стратегии на будущее;
  3. исчисление себестоимости выпускаемых продуктов для оценки готовой продукции и расчета финансовых результатов;
  4. выявление и оценка экономических результатов деятельности отдельных структурных подразделений;
  5. систематизация учетной информации для принятия решений долгосрочного характера: об изменении ассортимента продукции, капитальных вложениях в основные фонды и т.п.

Во  второй главе была проведена калькуляция  себестоимости готовой  продукции по статьям  затрат.

    В работе были рассмотрены основные моменты экономического обоснования себестоимости продукции промышленного предприятия на планируемый период.

      Применяя  в практической деятельности Положение  о составе затрат следует строго придерживаться позиции в отношении  соблюдения принципов и базовых правил бухгалтерского учета, зафиксированных в Законе «О бухгалтерском учете». Все произведенные организацией затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией продукции, обусловленные технологией и организацией производства, подлежат отражению в бухучете затрат на производство.

      В соответствии с действующим налоговым  законодательством для целей  налогообложения произведенные  организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном  порядке лимитов, норм и нормативов. Это означает, что в налоговом законодательстве предусмотрен режим ограничения отдельных видов затрат и это ограничение реализуется посредством корректировки учтенных на счетах бухгалтерского учета соответствующих затрат при исчислении налогооблагаемой прибыли.

      Себестоимость продукции находится во взаимосвязи  с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости  продукции и зависит от изменения  условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения.

      От  правильности и своевременности  определения фактической себестоимости  продукции, выпускаемой предприятием, непосредственно зависит своевременность и эффективность управленческих решений, правильность определения приоритетов дальнейшего развития производства.

      Итак  можно сказать, что рассмотрев тему: «Управление затратами на предприятии» я постарался полностью раскрыть всю сущность выбранной мною темы курсовой работы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.

  1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия, М, 2004;
  2. Афонин И.В. Управление развитием предприятия. – М.: ИТК Дашков и К – 2008.
  3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика – 2007.
  4. Валебникова Н.В. Современные тенденции управленческого учета. – М.: Бухгалтерский учет. – 2008.
  5. Гиляровская Л.Т., Корнякова Г.В., Соколова Г.Н. Экономический анализ. - М.: ЮНИТИ – 2007.
  6. Горфингель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия - М.: ЮНИТИ – 2008.
  7. Горюнов А.Р., Кондратьева Е. А. Методика финансового анализа - М.: Приложение «Официальные материалы» к журналу «Бухгалтерский учет».
  8. Керимов В.Э Современные системы и методы учета и анализа затрат в коммерческих организациях. – М.: Эксмо - Пресс – 2009.
  9. Керимов В.Э. Бухгалтерский учет на производственных предприятиях. – М.: ИТК Дашков и К – 2006.
  10. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект – 2007.
  11. Либерман И.А. Управление затратами. – М.: ИТК Дашков и К – 2008.
  12. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: ЮНИТИ – 2007.
  13. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ – 2006.
  14. Любушин Н.П. Система показателей анализа финансового состояния организации и методы их определения. – М.: Все для бухгалтера. – 2008 - № 4.
  15. Попова Л.В., Головина Т.А., Маслова И.А. Современный управленческий анализ: Теория и практика контроллинга. – М.: ДИС – 2006.
  16. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК. – М.: Новое знание – 2005.
  17. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. - М.: Перспектива - 2006 -№5.
  18. Стражев В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. – М.: Высшая школа – 2005.
  19. Чечевицына Л.Н. Экономический анализ: Учебное пособие. М.: Феникс, 2007.

Информация о работе Управление затратами на предприятии