Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:02, курсовая работа
Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).
Введение 3
1. Банкротство как историческая закономерность 5
2. Процедура банкротства ее участники, интересы государства, кредиторов, работников и общества при банкротстве 9
3. Специфика развития современной экономики 23
Заключение 28
Список использованных источников 30
Объективность циклического развития территорий и организаций объясняется многими причинами, среди которых можно назвать в качестве основных политические, международные торговые отношения, конкурентоспособность территорий, организаций, работников, продукции, природные аномалии, вооруженные конфликты, демографические показатели, социально-психологические факторы человеческих ресурсов и др. Часть из названных причин обусловлена качеством менеджмента, некоторые определяются силами природы, некоторыми необъяснимыми пока на основе современного уровня состояния науки явлениями. Естественно, что самая нежелательная фаза – это кризис. Первоначальным «толчком» нового периодического кризиса является сокращение совокупного спроса, вызывающее спад производства, падение занятости, уменьшение доходов, сокращение расходов и спроса. В условиях глобализации экономики фирмы и территории вынуждены искать потребителей своей продукции на международных рынках, что обостряет внешнеэкономические отношения, вынуждает правительства многих стран к силовому давлению и делению международного рынка, выгодному для своей страны. Это наблюдается в настоящее время со стороны США, в условиях однополюсного мира, когда США является безусловным и единственным лидером среди стран мира по экономической и военной мощи.
В России, хотя и наступил с начала XXI в. некоторый подъем экономики, однако он еще не коснулся всех традиционных отраслей народного хозяйства, а некоторые, даже развивавшиеся относительно благополучно, переживают спад спроса, т. е. начальный симптом кризиса.
С учетом многообразия причин (возбудителей) циклического воспроизводства учеными предлагаются следующие разновидности циклов:
– циклы Кондратьева, или длинноволновые циклы, продолжительностью 40-60 лет: их главной движущей силой являются радикальные изменения в технологической базе общественного производства, его структурная перестройка;
– циклы Кузнеца. Их продолжительность ограничивается примерно 20 годами, а движущими силами являются сдвиги в воспроизводственной структуре производства (часто эти циклы называют воспроизводственными или строительными);
– циклы Джаглера периодичностью 7-11 лет, являющиеся итогом взаимодействия многообразных денежно-кредитных факторов;
– циклы Китчина продолжительностью 3-5 лет порождаются динамикой относительной величины запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях;
– частные хозяйственные циклы, охватывающие период от одного года до 12 лет и существующие в связи с колебаниями инвестиционной активности. [5, с. 90]
Н. Д. Кондратьев выделял в циклах две фазы, или волны: повышательную и понижательную.
Циклическое развитие экономики вместе с тем не отменяет поступательное развитие цивилизации, обусловленное научно-техническим прогрессом.
Естественно,
при становлении молодой
Кризисность домохозяйств, фирм
– это и кризисность
Эти обстоятельства
Основными рычагами
Общество, как и природа, живет по строго определенным законам, согласно которым все несовершенное и неприспособленное разрушается, умирает, ассимилируется в среду или адаптируется в ней, продлевая свою жизнь и жизнь своего ближайшего окружения в среде. Это правило применимо и к деятельности предприятий, основной задачей которых является обеспечение собственной жизнедеятельности, а целями - рост, развитие и выживание.
Возникновение проблемы восстановления платежеспособности предприятия в российской экономике напрямую связано с введением правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, характеризуемой явлениями финансовой несостоятельности (банкротства). Потребность такого регулирования отвечает интересам как государства - в создании правового поля для осуществления мер оздоровления структур, не адаптируемых или плохо адаптированных в условиях рыночной экономики, так и собственников - в осуществлении возможностей развития в условиях реальной конкуренции.
Ликвидация
безнадежно неплатежеспособных предприятий
является положительной мерой, которая
выводит неэффективное
Неизбежное в условиях формирования рыночной экономики реформирование предприятий предполагает создание в обществе законодательных предпосылок для развития эффективных взаимоотношений между предприятиями-заемщиками и заимодавцами, должниками и кредиторами. Одна из таких предпосылок - наличие законодательства о банкротстве, реализация которого должна способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей системы финансовых взаимоотношений между предпринимателями, а в случае признания должника банкротом - сведению к минимуму отрицательных последствий банкротства для обеих сторон, осуществлению всех необходимых процедур в цивилизованной форме.
Признаком банкротства юридического лица по новому закону считается неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Закон предусматривает ряд процедур, способствующих восстановлению платежеспособности должника, а именно: досудебную санацию - предоставление должнику финансовой помощи, достаточной для погашения денежных обязательств и восстановления платежеспособности; мораторий на удовлетворение требований кредиторов; возможность заключения мирового соглашения на любой стадии процесса; иные меры, которые могут способствовать достижению вышеназванных целей.
Следует уяснить существующие объективные условия для массовой несостоятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности и всего народно-хозяйственного комплекса РФ. Они порождены прежде всего непродуманностью экономической концепции и стратегии развития хозяйства в условиях рыночных отношений, низким качественным потенциалом управленческих кадров.
Введение процедур банкротства позволяет отсечь заведомо больные сегменты экономики. Но главное, возникает юридически закреплённая возможность организовать спасение и оздоровление предприятий, не вписавшихся в рынок, посредством антикризисного управления.
Эффективность антикризисного управления во многом зависит от радикально направленных действий арбитражного управляющего, который назначается арбитражным судом и которому передаются функции внешнего управления имуществом должника. Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий.
Безусловно, необходимо принимать все меры по предотвращению кризисной ситуации. C этой целью необходимо проводить анализ финансового состояния предприятия. Если же предприятие оказалось в долговой яме, необходимо предпринимать комплексные усилия по восстановлению его платежеспособности. Конкретный перечень мероприятий будет зависеть от целесообразности и возможности санации должника, масштаба кризиса и значимости данного предприятия.
Деятельность по антикризисному управлению крупными промышленными объектами в различных своих модификациях, несомненно, будет способствовать сохранению и развитию промышленного потенциала страны.
Институт
банкротства служит целям устранения
из гражданского оборота нерентабельных
субъектов, независимо от того, даст ли
это государству какую-либо прибыль, и
восстановления нормального функционирования
потенциально рентабельных, даже если
это сопряжено с определенными затратами.
Информация о работе Теория антикризисного управления предприятием. Банкротство предприятий