Теория антикризисного управления предприятием. Банкротство предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Содержание

Введение 3
1. Банкротство как историческая закономерность 5
2. Процедура банкротства ее участники, интересы государства, кредиторов, работников и общества при банкротстве 9
3. Специфика развития современной экономики 23
Заключение 28
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

ТеорияАнтикризисногоУправленияПредприятиемБанкротствоПредприятийКурсовая2.docx

— 59.00 Кб (Скачать)

     Далее события могут пойти в двух направлениях, поскольку все зависит  от того будет ли упомянутое заявление  рассмотрено судом с вынесением надлежащего решения или решения  не последует (например, в силу большой  загруженности делами, находящимися в компетенции суда).

     Согласно  процессуальным нормам, суд должен рассмотреть дело о расторжении коллективного договора не позднее чем через 14 дней с момента подачи заявления. Если в течение 30 дней с начала принятия заявления к производству суд не примет соответствующее решение, то доверительный управляющий или должник во владении вправе считать коллективный договор расторгнутым. Очевидно, что упомянутые лица - доверенный управляющий или должник во владении, обязаны информировать работников организации о юридическом факте расторжения ранее принятого коллективного договора. [2, с. 471]

     Суд обладает правом в любое время  до принятия решения по заявлению о расторжении ранее действовавшего в организации коллективного договора разрешить доверительному управляющему или должнику во владении допускать временные изменения условий регулирования трудовых отношений, закрепленных в коллективном договоре организации. Такого рода разрешение имеет цель предотвратить нанесение ущерба для имущественной массы организации-должника.

     Суд принимает решение о расторжении  коллективного договора организации-должника при наличии минимум двух условий. Первое условие заключается в том, что доверительный управляющий или должник во владении сделал соответствующее предложение об изменении порядка регулирования трудовых отношений в период экстремальной ситуации - банкротства, а полномочный представитель работников необоснованно отклонил такого рода предложение. Второе условие - расторжение коллективного договора отвечало бы высшей целесообразности. Можно предположить, что высшей целесообразностью в такого рода ситуации является попытка сохранения производственной деятельности организации-должника, а не ликвидация самой организации.

     Законодательством США предусмотрены аналогичного рода процедуры в отношении условий осуществления выплат работникам, увольняемым из организации-должника.

     В Германии при объявлении организации-должника неплатежеспособной суд соответствующей юрисдикции начинает рассмотрение дела о несостоятельности и вправе назначить конкурсное производство по имуществу. Цель конкурсного производства заключается в упорядоченном распределении - в определенном порядке - уже недостаточного для покрытия всех долгов имущества организации-должника среди всех ее кредиторов. Порядок распределения имущества установлен законом.

     В том случае, если по имуществу организации-должника объявлено конкурсное производство, требования наемных работников частично учитываются заранее или рассматриваются в первоочередном порядке по сравнению с требованиями обычных кредиторов.

     В условиях несостоятельности закон  отдает предпочтение регламентации обеспечения выплаты заработной платы работникам, занятость которых после открытия процедуры конкурсного производства связана с деятельностью управляющего конкурсной массой. На практике нередко именно в интересах кредиторов становится целесообразным не закрывать в течение короткого или даже длительного времени организацию-должника.

     После производства покрытия судебных издержек и затрат в связи с управлением  организацией-должником, реализацией  и распределением конкурсной массы на очереди стоит покрытие задолженности по заработной плате за последние шесть лет перед открытием конкурсного производства и выплата прежним работникам организации пособия по социальному обеспечению старости. Однако значение такой нормы закона для наемных работников организации-должника зачастую невелико. Объясняется это тем, что задолженность по заработной плате в течение последних трех месяцев работы, предшествовавших открытию конкурсного производства, должна быть покрыта соответствующим ведомством по труду (по месту нахождения организации). В обязанность органа по труду входит выплата пособия перед ликвидацией организации-должника. Данная выплата должна покрыть задолженность по заработной плате в расчете за три месяца. Что касается выплат социальных пособий пенсионного характера, то для погашения задолженности организации-должника данную задачу, как правило, должен решить союз или фонд пенсионного обеспечения.

     Конкурсная  масса организации-должника часто  не имеет достаточного объема для  удовлетворения задолженности по заработной плате. В этой связи в Германии закон о содействии трудоустройству  и профессиональному образованию граждан содержит нормы, предусматривающие определенные обязательства органов занятости (бирж труда). Так, например, наемным работникам организации-должника перед процедурой ликвидации обанкротившейся организации соответствующими органами занятости населения выплачивается трехмесячное пособие как компенсация задолженности по заработной плате.

     Только  после удовлетворения других правопритязаний (например, в связи с так называемым бесправным обогащением конкурсной массы и возможной поддержкой организации-должника в случае ее банкротства) доходит очередь до удовлетворения требований наемных работников, в частности по задолженности по заработной плате и другим социальным выплатам за период последних двенадцати месяцев до открытия конкурсного производства. Такое действие производится при условии, если за последние шесть месяцев задолженность по заработной плате не погашена. Кроме того, в той же очередности удовлетворяются положения социальных планов, предусмотренных законодательством Германии при объявлении конкурсного производства и производства в целях предотвращения торговой несостоятельности (банкротства).

     Указанные социальные планы могут быть составлены либо после открытия конкурсного производства, либо до его открытия, но не ранее чем за три месяца до подачи надлежащим лицом заявления о несостоятельности или торговом банкротстве. В интересах кредиторов закон ограничивает нагрузку на конкурсную массу со стороны социальных планов: на упомянутого рода мероприятия по социальному плану может быть закреплена общая сумма, исчисленная в размере, не превышающем 2,5-кратного размера общей месячной заработной платы одного наемного работника. Речь идет об ограничении общего объема мероприятий по социальному плану, а распределения по средствам, причитающимся отдельным наемным работникам, становятся предметом диалога между советом организации и конкурсным управляющим в рамках обсуждения выполнения социального плана и коллективного договора организации. Поскольку требования по удовлетворению такого рода правопритязаний, как правило, уже не могут быть удовлетворены на 100%, то работникам, естественно, выплачивается соответственно меньшая общая сумма. Согласованный в соответствии с вышеуказанными положениями объем мероприятий по социальному плану не может превышать 1/3 cуммы, оставшейся после удовлетворения требований кредиторов по долгам и затратам конкурсной массы.

     Социальные  планы относятся к числу действенных  механизмов социально ориентированного управления персоналом. В своей совокупности данные планы связаны с планированием политики фирм в сфере повышения квалификации, развития персонала и предупреждения социальных конфликтов при высвобождении персонала. Именно в кризисных ситуациях, включая несостоятельность (банкротство), возрастает значение социального плана, составленного при активном участии совета работников организации. Функциям указанного совета внимание будет уделено ниже, а сейчас ограничимся указанием на то, что содержанием социального плана, как правило, являются вопросы выплаты компенсации увольняемым работникам, пособий на переобучение и пр.

     Существование самого института банкротства обусловлено необходимостью защиты государства, наемных работников, собственников имущества, а также органов управления предприятий и организаций от негативных проявлений неплатежеспособности, вероятность наступления которой объективно присутствует в рыночной экономике.

     С позиции государства, банкротство  – это, во-первых, снижение уровня хозяйственных  рисков в экономике путем ликвидации неэффективно функционирующих предприятий. К сожалению, в реальном народном хозяйстве не все предприятия работают одинаково хорошо: одни более успешно, другие – менее. При этом отстающие из-за торможения, либо полного прекращения расчетов по обязательствам тянут за собой вниз остальные организации. В этом случае институт банкротства выступает в роле санитара, призванного следит за общим состоянием экономической системы, оказывая воздействие на тех субъектов, уровень финансового благосостояния которых опускается ниже установленной ватерлинии. Воздействие может выражаться либо в виде ликвидации банкрота и перераспределения производственных активов в пользу эффективных хозяйствующих организаций, либо в запуске механизма оздоровления неэффективного предприятия под контролем государства и кредиторов.

     Таким образом, снижаются риски за счет возрастания уровня определенности в экономической системе. До тех пор пока неплатежеспособное предприятие не прошло через процедуру банкротства, за ним числится задолженность по долгам, в том числе и по налогам. В то же время кредиторы такого предприятия, государство в том числе, рассчитывают на поступления от своего дебитора, планируя бюджет расходов. В этом случае возрастает риск того, что данные бюджеты не будут выполнены по причине неопределенности временного промежутка, в течение которого такая задолженность взыскана, если она вообще будет погашена должником. Таким образом, лучше зафиксировать убытки, чем рассчитывать на денежные средства, которые никогда не будут получены.

     Система банкротства состоит из следующих  элементов:

  1. Исполнительная власть. К этому элементу относятся Федеральная налоговая служба (ФНС), Минэкономразвития (МЭР) и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росрегистрация). Исполнительная власть обеспечивает реализацию политики государства в процедурах, применяемых в делах о банкротстве, а также в сфере несостоятельности в целом.
  2. Законодательная власть представлена Государственной Думой РФ, этот элемент реализует нормативное обеспечение системы банкротства.
  3. Судебная власть представлена Арбитражными судами, в том числе и Высшим Арбитражным Судом.
  4. Действующие лица в процедуре, применяемой в деле о банкротстве: конкурсные кредиторы, арбитражный управляющий, должник.
  5. На схеме, в правой части рисунка, представлена экономическая система страны, как совокупность рынков и предприятий. Явление «банкротство» представляет собой одну из форм экономических отношений между предприятиями, поэтому экономическая система непосредственно воздействует на систему банкротства.
  6. Одним из ключевых элементов современной системы банкротства являются такие институты как саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРО) - некоммерческие организации, основанные на членстве, целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих [13]. Одной из новелл, внесенных в законодательство о банкротстве, является возможность создания саморегулируемыми организациями национального объединения СРО -некоммерческой организации, которая основана на членстве, создана саморегулируемыми организациями, целью деятельности которой является формирование согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности [14].

     Современному  российскому законодательству о  банкротстве 17 лет, так как в советском  арбитражном праве категория  «банкротство» отсутствовала. И  хотя за это время законодатель проделал большую работу по созданию качественной нормативной базы, остаются белые пятна и лазейки, которые снижают эффективность работы института несостоятельности.

  1. В ходе анализа статистики Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации было выявлено, что введении процедуры банкротства в более чем 95% случаев указанное дело завершится конкурсным производством и распродажей имущества должника [1].   При этом, по оценкам Всемирного Банка, будут погашены менее 30% требований кредиторов [6, с. 15].

     Более эффективной формой работы является процедура финансового оздоровления, так как план финансового оздоровления должен предусматривать полное погашение требований кредиторов. Однако в настоящее время указанная процедура практически не применяется: в 2009 году процедура финансового оздоровления проводилась по 48 предприятиям (процедура конкурсного производства – по 13916), при этом только в 6 из указанных случаев платежеспособность предприятия была восстановлена [1].

3. Специфика развития  современной экономики

 

     Общей тенденции к экономическому росту  сопутствуют периодические колебания  уровня экономической активности: чередование  сокращения и расширения объемов  производства, инвестиций, снижения и  повышения уровней доходов, занятости, цен, ставок процента, курсов ценных бумаг. Согласно экономической теории, цикл экономической активности макросистем состоит из четырех последовательных фаз: кризиса, депрессии, оживления и подъема. Экономические циклы, помимо циклов экономической активности, включают демографические, инновационные, структурные, управленческие циклы [11, с. 56]. Фазы жизненного цикла (деловой активности) фирм теоретики-экономисты рассматривают в иной, прямо противоположной последовательности: формирование организации, рост, равновесное функционирование, спад (кризис). Следует отметить очевидное противоречие в циклическом развитии макро- и микросистем. Если цикл микросистемы (фирмы) с позиции здравого смысла вполне объясним (такой же цикл имеет любой живой организм, а фирма – организация – это тот же живой организм; аналогичный цикл развития имеет группа в социальной психологии), то цикл макросистем несколько обескураживает исследователей: ведь любая макросистема, в том числе макро-СЭС должна вначале возникнуть, затем развиваться в зависимости от качества менеджмента более или менее длительный срок, затем пережить стадию спада (кризиса) либо ликвидации. Примеры таких долгожителей среди макросистем – Ватикан, государство в государстве, существующее по своим канонам свыше 800 лет; США, придерживающиеся своего политического строя и социально-экономической стратегии на основании принятой свыше 200 лет назад Конституции, а также законодательных актов штатов. На том же примере США можно продемонстрировать некоторые заблуждения теоретиков-экономистов насчет фаз экономического цикла макросистем: энергичные европейцы ехали осваивать вновь открытую страну и первой фазой можно считать формирование государства, затем его рост, функционирование, спад (первый спад – гражданская война между Севером и Югом).

Информация о работе Теория антикризисного управления предприятием. Банкротство предприятий