Теория антикризисного управления предприятием. Банкротство предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Содержание

Введение 3
1. Банкротство как историческая закономерность 5
2. Процедура банкротства ее участники, интересы государства, кредиторов, работников и общества при банкротстве 9
3. Специфика развития современной экономики 23
Заключение 28
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

ТеорияАнтикризисногоУправленияПредприятиемБанкротствоПредприятийКурсовая2.docx

— 59.00 Кб (Скачать)

ТеорияАнтикризисногоУправленияПредприятиемБанкротствоПредприятийКурсовая 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение 3

1. Банкротство как историческая закономерность 5

2. Процедура банкротства ее участники, интересы государства, кредиторов, работников и общества при банкротстве 9

3. Специфика развития современной экономики 23

Заключение 28

Список использованных источников 30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

     В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что несомненно приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед обществом встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.

     Нормативно-правовая база, регламентирующая процесс банкротства, оказалась неработоспособной в  современных экономических условиях и привела к тому, что крупные предприятия получили возможность, не опасаясь банкротства, продолжать усугублять кризис неплатежей. Но, не смотря на это, с каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растет, что, несомненно, свидетельствует о том, что институт банкротства занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота.

     Актуальность  и практическая значимость темы настоящей  курсовой работы обусловлена рядом причин.

     Во-первых, в настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению российского рынка.

     Во-вторых, в условиях массовой неплатежеспособности  хозяйствующих субъектов особое значение приобретают меры по предотвращению кризисных ситуаций, а также мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности предприятия и стабилизацию его финансового состояния. Данная деятельность объединяется понятием антикризисный менеджмент и на сегодняшний день весьма актуальна и перспективна.

     Цель курсовой работы: углубить и расширить теоретические знания о банкротстве предприятий. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

     – изучить историю возникновения  и развития банкротства на Руси;

     – рассмотреть процедуру банкротства и выделить интересы кредиторов, государства, наемных работников и общества при банкротстве;

     – исследовать тенденции развития экономики РФ на современном этапе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Банкротство как историческая закономерность

 

     Исторические  корни института несостоятельности (банкротства) в России достаточно глубоки. Хотя само слово "банкротство" появилось в российском праве значительно позднее, положения, касающиеся несостоятельности, имеются уже в Русской правде (одном из первых русских законодательных актов, действовавшем в Древней Руси в XI - XII вв.). Подход к несостоятельности, обозначенный в Русской правде, сохранился и в более позднем российском законодательстве. Так, в Вексельном уставе 1729 г. понятие несостоятельности связывалось с процедурой акцепта векселя. После принятия Вексельного устава развитие института несостоятельности происходило путем появления прецедентов.

     Важной  вехой в развитии института несостоятельности  стало принятие 19 декабря 1800 г. Банкротского устава. Это была первая попытка  комплексного регулирования несостоятельности путем принятия единого кодифицированного акта.

     В 1832 г. был принят новый Устав о несостоятельности.

     Дальнейшая  эволюция законодательства о банкротстве  характеризуется выходом в свет ряда указов Сената.

     Следующим этапом в развитии института несостоятельности (банкротства) было принятие в 1922 г. Гражданского кодекса РСФСР, в 1923 г. - Гражданского процессуального кодекса РСФСР (в 1927 г. в него были введены соответствующие главы, предназначенные для регулирования вопросов несостоятельности). Законодателем были детально регламентированы отдельные положения, в частности, касающиеся условий признания сделок недействительными, правил зачета взаимных требований, отказа управляющего от исполнения неисполненных договоров и т.д. [9, с. 135]

     С 1930-х гг. в России правоотношения, связанные с несостоятельностью предприятий, практически не регулировались. Официальная доктрина не признавала институт банкротства, поскольку при плановой социалистической экономике, как утверждалось, нет места несостоятельности. Более того, в начале 1960-х гг. нормы о банкротстве вообще были исключены из законодательства СССР.

     В законодательстве Российской Федерации  институт банкротства получил правовое закрепление в 1992 г. в Законе РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закон о банкротстве 1992 г.), а затем в ст. ст. 61 и 65 ГК РФ.

     Между тем следует отметить, что с  принятием первой части ГК РФ многие положения Закона о банкротстве 1992 г. устарели, что не могло, в свою очередь, не сказаться на правоприменительной  практике: в 1993 - 1994 гг. федеральное законодательство о несостоятельности (банкротстве) широко не применялось. Так, достаточно сказать, что в 1994 г. во всех арбитражных  судах России было рассмотрено около 100 дел о признании предприятий  несостоятельными.

     Таким образом, главными причинами необходимости  реформирования законодательства о  банкротстве явилось отсутствие опыта его применения и нецелесообразность заимствования практики у иных, более  развитых в экономическом и политическом плане стран без учета российской специфики. За шесть лет применения Закона о банкротстве 1992 г. в нашей стране выявился ряд объективных оснований, способствовавших принятию в 1998 г. нового Закона о банкротстве, учитывающего как опыт ведущих зарубежных стран, так и специфику российской действительности. В результате этого была создана российская правовая система регулирования несостоятельности (банкротства), не уступающая мировым аналогам.

     В российском законодательстве термины "несостоятельность" и "банкротство" употребляются как синонимы. Это положение отражает российскую специфику и не полностью отвечает мировой практике, поскольку в законодательстве ряда других стран термин "банкротство" имеет более узкое значение, подразумевающее совершение должником уголовно наказуемого деяния, наносящего ущерб кредиторам. Термин же "несостоятельность" имеет более широкое значение и обозначает удостоверенную решением соответствующего судебного органа неспособность лица погасить свои долговые обязательства.

     Структурная перестройка экономики России, с  одной стороны, и открытие внутреннего отечественного рынка для зарубежных товаропроизводителей, с другой стороны, поставили в сложное финансовое положение большую часть предприятий различных организационно-правовых форм. [9, с. 141]

     Многочисленные  производственные предприятия не располагают  достаточными средствами, не только на цели социального развития и содержание жилищно-коммунального хозяйства, но даже на выплату заработной платы,  оплату электроэнергии и закупку сырья,  не говоря уже об инвестиционных ресурсах. По данным Госкомстата,  в  среднем по регионам России 35-55 % промышленных предприятий находятся в тяжелом финансовом положении и имеют значительную кредиторскую задолженность перед бюджетом  внебюджетными фондами и контрагентами. Более 20% предприятий имеют признаки несостоятельности, подпадающие под законодательство о банкротстве. [7, с. 76] В лучшем положении находятся преимущественно  предприятия сырьевых и обрабатывающих отраслей,  экспортирующих нефть,  газ,  металлы и тому подобное. Хотя  как показывает практика, и они испытывают трудности в связи с ростом производственных издержек,  обусловленных в свою очередь, падением объемов продаж, выравниванием уровней внутренних и мировых цен  ухудшающейся конъюнктурой мирового рынка,  а часто и неэффективным менеджментом.

     Одним из важнейших направлений реформы  российской экономики является создание системы современных рыночных отношений, к которым относится исследуемый в работе институт несостоятельности и банкротства, являясь необходимым условием нормального функционирования механизма конкуренции и «естественного отбора» наиболее жизнеспособных участников рынка, среди которых главную роль играют промышленные предприятия, образующие фундамент экономики. В то же время институт несостоятельности и банкротства существует в качестве постоянной угрозы для хозяйствующих субъектов, побуждает их к непрерывному повышению конкурентоспособности на основе самых последних достижений научно - технического прогресса.

       Исследование института несостоятельности  и банкротства в России и  его механизмов является настоятельной  необходимостью, поскольку позволяет определить приоритетные направления развития этого эффективного инструмента государственного регулирования, оказывающего огромное влияние на основу основ системных преобразований – кардинальных изменений форм собственности, конкурентоспособности субъектов хозяйствования, экономического роста, жизненного уровня граждан.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Процедура банкротства  ее участники,  интересы государства,  кредиторов, работников  и общества при  банкротстве

 

     Правом  на обращение в арбитражный суд  с заявлением о признании должника банкротом обладают:

     1) при неисполнении денежных обязательств — должник, кредитор и прокурор;

     2) при неисполнении обязанности по уплате обязательных платежей — должник, прокурор, налоговые и иные уполномоченные органы.

     Руководитель  должника обязан обратиться в арбитражный  суд не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств в следующих случаях:

     1) когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств перед другими кредиторами;

     2) когда уполномоченным органом должника принято решение об обращении в арбитражный суд;

     3) если при ликвидации предприятия установлена невозможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель должника подает совместное заявление с ликвидационной комиссией. [12]

     При неподаче должником заявления в  арбитражный суд в установленных случаях и в срок могут быть применены следующие санкции:

     1) субсидиарная ответственность руководителя должника и членов ликвидационной комиссии по обязательствам должника перед кредиторами, возникшим после истечения срока, установленного для подачи заявления;

     2) руководитель должника и члены ликвидационной комиссии могут быть лишены права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами (дисквалифицированы на определенный срок);

Информация о работе Теория антикризисного управления предприятием. Банкротство предприятий