Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:02, курсовая работа
Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).
Введение 3
1. Банкротство как историческая закономерность 5
2. Процедура банкротства ее участники, интересы государства, кредиторов, работников и общества при банкротстве 9
3. Специфика развития современной экономики 23
Заключение 28
Список использованных источников 30
ТеорияАнтикризисногоУправления
Содержание
Введение 3
1. Банкротство как историческая закономерность 5
2. Процедура банкротства ее участники, интересы государства, кредиторов, работников и общества при банкротстве 9
3. Специфика развития современной экономики 23
Заключение 28
Список
использованных источников 30
Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).
В
настоящий момент нашей рыночной
экономике присущи такие
Нормативно-правовая
база, регламентирующая процесс банкротства,
оказалась неработоспособной в
современных экономических
Актуальность и практическая значимость темы настоящей курсовой работы обусловлена рядом причин.
Во-первых, в настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению российского рынка.
Во-вторых, в условиях массовой неплатежеспособности хозяйствующих субъектов особое значение приобретают меры по предотвращению кризисных ситуаций, а также мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности предприятия и стабилизацию его финансового состояния. Данная деятельность объединяется понятием антикризисный менеджмент и на сегодняшний день весьма актуальна и перспективна.
Цель курсовой работы: углубить и расширить теоретические знания о банкротстве предприятий. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить историю возникновения и развития банкротства на Руси;
– рассмотреть процедуру банкротства и выделить интересы кредиторов, государства, наемных работников и общества при банкротстве;
–
исследовать тенденции развития экономики
РФ на современном этапе.
Исторические
корни института
Важной вехой в развитии института несостоятельности стало принятие 19 декабря 1800 г. Банкротского устава. Это была первая попытка комплексного регулирования несостоятельности путем принятия единого кодифицированного акта.
В 1832 г. был принят новый Устав о несостоятельности.
Дальнейшая эволюция законодательства о банкротстве характеризуется выходом в свет ряда указов Сената.
Следующим этапом в развитии института несостоятельности (банкротства) было принятие в 1922 г. Гражданского кодекса РСФСР, в 1923 г. - Гражданского процессуального кодекса РСФСР (в 1927 г. в него были введены соответствующие главы, предназначенные для регулирования вопросов несостоятельности). Законодателем были детально регламентированы отдельные положения, в частности, касающиеся условий признания сделок недействительными, правил зачета взаимных требований, отказа управляющего от исполнения неисполненных договоров и т.д. [9, с. 135]
С 1930-х гг. в России правоотношения, связанные с несостоятельностью предприятий, практически не регулировались. Официальная доктрина не признавала институт банкротства, поскольку при плановой социалистической экономике, как утверждалось, нет места несостоятельности. Более того, в начале 1960-х гг. нормы о банкротстве вообще были исключены из законодательства СССР.
В законодательстве Российской Федерации институт банкротства получил правовое закрепление в 1992 г. в Законе РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закон о банкротстве 1992 г.), а затем в ст. ст. 61 и 65 ГК РФ.
Между тем следует отметить, что с принятием первой части ГК РФ многие положения Закона о банкротстве 1992 г. устарели, что не могло, в свою очередь, не сказаться на правоприменительной практике: в 1993 - 1994 гг. федеральное законодательство о несостоятельности (банкротстве) широко не применялось. Так, достаточно сказать, что в 1994 г. во всех арбитражных судах России было рассмотрено около 100 дел о признании предприятий несостоятельными.
Таким образом, главными причинами необходимости реформирования законодательства о банкротстве явилось отсутствие опыта его применения и нецелесообразность заимствования практики у иных, более развитых в экономическом и политическом плане стран без учета российской специфики. За шесть лет применения Закона о банкротстве 1992 г. в нашей стране выявился ряд объективных оснований, способствовавших принятию в 1998 г. нового Закона о банкротстве, учитывающего как опыт ведущих зарубежных стран, так и специфику российской действительности. В результате этого была создана российская правовая система регулирования несостоятельности (банкротства), не уступающая мировым аналогам.
В российском законодательстве термины "несостоятельность" и "банкротство" употребляются как синонимы. Это положение отражает российскую специфику и не полностью отвечает мировой практике, поскольку в законодательстве ряда других стран термин "банкротство" имеет более узкое значение, подразумевающее совершение должником уголовно наказуемого деяния, наносящего ущерб кредиторам. Термин же "несостоятельность" имеет более широкое значение и обозначает удостоверенную решением соответствующего судебного органа неспособность лица погасить свои долговые обязательства.
Структурная перестройка экономики России, с одной стороны, и открытие внутреннего отечественного рынка для зарубежных товаропроизводителей, с другой стороны, поставили в сложное финансовое положение большую часть предприятий различных организационно-правовых форм. [9, с. 141]
Многочисленные производственные предприятия не располагают достаточными средствами, не только на цели социального развития и содержание жилищно-коммунального хозяйства, но даже на выплату заработной платы, оплату электроэнергии и закупку сырья, не говоря уже об инвестиционных ресурсах. По данным Госкомстата, в среднем по регионам России 35-55 % промышленных предприятий находятся в тяжелом финансовом положении и имеют значительную кредиторскую задолженность перед бюджетом внебюджетными фондами и контрагентами. Более 20% предприятий имеют признаки несостоятельности, подпадающие под законодательство о банкротстве. [7, с. 76] В лучшем положении находятся преимущественно предприятия сырьевых и обрабатывающих отраслей, экспортирующих нефть, газ, металлы и тому подобное. Хотя как показывает практика, и они испытывают трудности в связи с ростом производственных издержек, обусловленных в свою очередь, падением объемов продаж, выравниванием уровней внутренних и мировых цен ухудшающейся конъюнктурой мирового рынка, а часто и неэффективным менеджментом.
Одним из важнейших направлений реформы российской экономики является создание системы современных рыночных отношений, к которым относится исследуемый в работе институт несостоятельности и банкротства, являясь необходимым условием нормального функционирования механизма конкуренции и «естественного отбора» наиболее жизнеспособных участников рынка, среди которых главную роль играют промышленные предприятия, образующие фундамент экономики. В то же время институт несостоятельности и банкротства существует в качестве постоянной угрозы для хозяйствующих субъектов, побуждает их к непрерывному повышению конкурентоспособности на основе самых последних достижений научно - технического прогресса.
Исследование института
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают:
1) при неисполнении денежных обязательств — должник, кредитор и прокурор;
2) при неисполнении обязанности по уплате обязательных платежей — должник, прокурор, налоговые и иные уполномоченные органы.
Руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств в следующих случаях:
1) когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств перед другими кредиторами;
2) когда уполномоченным органом должника принято решение об обращении в арбитражный суд;
3) если при ликвидации предприятия установлена невозможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель должника подает совместное заявление с ликвидационной комиссией. [12]
При
неподаче должником заявления в
арбитражный суд в
1) субсидиарная ответственность руководителя должника и членов ликвидационной комиссии по обязательствам должника перед кредиторами, возникшим после истечения срока, установленного для подачи заявления;
2) руководитель должника и члены ликвидационной комиссии могут быть лишены права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами (дисквалифицированы на определенный срок);
Информация о работе Теория антикризисного управления предприятием. Банкротство предприятий