Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:56, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть экономическое поведение фирм как особой организации, института рынка, выявить типы и специфику экономического поведения фирмы на рынках.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы выделяются следующие задачи:
- выявить содержание фирмы как особой организации и экономического института рынка;
- раскрыть отличия категорий "фирма" и "предприятие", провести классификацию фирм по различным критериям;
- рассмотреть современное состояние предпринимательства в России.
ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая сущность фирмы, классификация фирм
2. Организационно-правовые формы фирмы: виды и характеристика
3. Современное состояние предпринимательства в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Акционерное общество закрытого типа (ЗАО) формируется за счет закрытой подписки на акции, которые распространяются среди заранее оговоренного круга лиц. Акции участников закрытого акционерного общества могут переходить от собственника к собственнику только с согласия других участников общества. Эти условия принципиально отличают ЗАО от ОАО.
Общим для акционерных обществ является то, что владельцы акций имеют право на получение дивидендов. Держатели обыкновенных акций получают возможность участвовать в управлении обществом посредством голосования на собрании акционеров. Имеют право получать информацию о деятельности предприятия. При ликвидации акционерного общества акционеры имеют право на получение части его активов, оставшейся после удовлетворения требований кредиторов, пропорционально доле принадлежащих им акций в общем их объеме. Акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций, то есть несут ограниченную ответственность.
Акционерные общества обладают рядом преимуществ по сравнению с другими видами деловых предприятий, делающими их наиболее подходящей формой для крупного бизнеса. Акционерные общества, благодаря выпуску акций, получают более широкие возможности в привлечении дополнительных средств. Располагают большими капиталами. Акции являются ликвидными финансовыми активами, которые можно обратить в деньги при выходе из общества.
К недостаткам относятся двойное налогообложение, сложная иерархическая структура, которая делает данную организационно-правовую форму менее гибкой, ресурсозатратной, замедляется прохождение управленческих решений и гасится инициатива.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия находятся в собственности государства, которая означает отсутствие права на свободную продажу имеющихся правомочий. Унитарные предприятия распоряжаются имуществом по праву оперативного управления.
Некоммерческие организации – это предприятия, которые не стремятся к получению прибыли. К ним относятся профсоюзы, клубы, церкви, ассоциации и др. организации. Некоторые из них полностью зависят от пожертвований, другие получают доходы от своей деятельности – продажи товаров и услуг. Многие из этих организаций имеют статус корпораций. Однако это специфический вид корпорации, т.е. без акционеров. Они управляются советом попечителей, выбранных в соответствии с уставом организации. Если в результате деятельности появляется прибыль, то она вкладывается в дело.
Таким образом, существует множество организационно-правовых форм, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Выбор организационно-правовой формы для конкретной фирмы должен происходить в зависимости от конкретной ситуации, внешних и внутренних факторов, воздействующих на фирму.
3. Современное состояние предпринимательства в России
Современное российское предпринимательство - это новый, сложный, системный объект в поле экономико-социологических исследований. Многочисленные особенности национальной социально-экономической системы, хозяйственных практик и экономической культуры накладывают отпечаток на предпринимательство и во многом определяют его развитие.
Говоря об особенностях предпринимательства в современных условиях в России, необходимо прежде всего отметить искажение понятия хозяйственной типичности. Типичным становится нерегулярность, «одноразовость» экономических актов; многие экономические агенты начинают ориентироваться на однократные сделки, стремясь получить прибыль любой ценой, даже путем ограничения потенциальной возможности дальнейших экономических взаимодействий. Наиболее сложные формы хозяйственной деятельности, практикуемые в рыночных экономиках, не институционализированы на уровне обыденности. Отсутствие типичности сложных экономических актов приводит к воссозданию упрощенных форм социально-экономической деятельности, к примитивизации и архаизации экономических взаимодействий.[7]
Акционирование и последующая приватизация государственных предприятий в ходе реформ являлись по своей сути деструкцией типизированных «административно-плановых» социально-экономических связей. В обществе произошла резкая активизация предпринимательской функции, направленная на создание и упрочение новых, утилитарно мотивированных экономических взаимоотношений и новых хозяйственных структур.
Проанализируем современное состояние предпринимательства в России. Как видно из приложения 1, «Количество организаций (юридических лиц) и их территориально-обособленных подразделений по Российской Федерации в 2010 году в разрезе видов экономической деятельности» наибольшую долю занимают обрабатывающие предприятия – 15,5 %, на втором месте по количеству организаций - организации, занимающиеся операциями по предоставлению недвижимости (14,3 %) и на третьем месте, оптовая и розничная продажа – 13 %. [8]
Большое значение для анализа развития предпринимательства в России имеет показатель рождаемости предприятий (табл.3.1).
Коэффициент рождаемости организаций - отношение количества зарегистрированных организаций за отчетный период к среднему количеству организаций, учтенных органами государственной статистики в Статистическом регистре по данным государственной регистрации в отчетном периоде, рассчитанное на 1000 организаций.
Таблица 3.1
Коэффициент рождаемости организаций на 1000 организаций
| 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Январь | 8,7 | 7,3 | 8,5 | 8,4 | 5,2 | 5,4 | 5,5 |
Февраль | 8,7 | 9,8 | 11,1 | 11,5 | 7,9 | 8,8 | 8,2 |
Март | 9,2 | 7,4 | 11,6 | 10,9 | 8,6 | 8,9 | 9,2 |
Апрель | 8,9 | 9,7 | 11,3 | 12,3 | 8,4 | 9,2 | 9,2 |
Май | 7,6 | 10,8 | 10,2 | 9,3 | 6,5 | 7,3 | 7,3 |
Июнь | 7,6 | 11,4 | 9,4 | 8,9 | 6,6 | 7,5 | 7,4 |
Июль | 7,4 | 9,8 | 10,1 | 9,7 | 5,2 | 7,5 | 6,9 |
Август | 8,3 | 10,0 | 10,1 | 8,7 | 7,4 | 7,5 | 7,9 |
Сентябрь | 7,9 | 9,0 | 8,3 | 9,0 | 7,6 | 7,8 | 7,4 |
Октябрь | 9,7 | 10,6 | 10,7 | 10,1 | 8,3 | 7,7 | 8,0 |
Ноябрь | 9,7 | 10,5 | 10,4 | 8,1 | 8,1 | 8,3 | 8,5 |
Декабрь | 11,4 | 11,2 | 10,9 | 9,8 | 8,9 | 9,3 | 9,1 |
Темпы роста по отношению к предыдущему году | 101,0 | 123,8 | 122,4 | 115,2 | 88,7 | 93,6 | 94,7 |
Как видно из таблицы, с 2005 года по 2008 коэффициент рождаемости возрастал, однако с 2009 года коэффициент сократился почти на 30 %. Безусловно, это сокращение связано с кризисными явлениями в экономики.
Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности представлен на рисунке 3.1.
Рис. 3.1. Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в 2011 году, в % к итогу[9]
Наибольшую долю среди малых предприятий занимает оптовая и розничная продажу, затем идет добыча полезных ископаемых и на третьем месте по обороту, строительство.
Малый бизнес в развитых странах является основой экономики. В антикризисных программах большинства стран поддержке малого бизнеса уделяется повышенное внимание, поскольку в условиях кризиса именно этот сектор мог бы взять на себя и некоторые социальные функции, например, по созданию новых рабочих мест, ослабив, тем самым, проблему безработицы. Кроме того, малый бизнес оказывается стрессоустойчивым и менее подвержен воздействию кризиса.
В нашей стране сегодня много говорится о поддержке малого предпринимательства. Предпринят и ряд конкретных шагов: во многих субъектах РФ началась работа по выдаче грантов, субсидированию процентных ставок за счет региональных средств.
Осуществление государственной поддержки малых предприятий в регионах должно производиться при условии достаточных полномочий органов власти на местах путем реализации различного рода программ, что в свою очередь существенно поднимет благосостояние и уровень жизни, обеспечит занятость населения региона. Достижение указанной цели потребует решения определенного набора задач: реформирование нормативно–правовой базы; усовершенствование существующей системы управления малым бизнесом (принцип активного участия региональных властей в разработке и финансировании проектов содействия малому бизнесу); содействие международному сотрудничеству малых предпринимателей, как минимум в рамках проектов, осуществляемых иностранными организациями; регулирование деятельности крупных предприятий региона, с целью эффективной кооперации с предприятиями малого бизнеса, что даст неоспоримые преимущества обеим сторонам, в частности повышение гибкости и технического уровня производства; создание условий по сбыту продукции малых предприятий.
Ключевая проблема для России – это превращение нового знания в товар, представленный на рынке. Слабым звеном является недостаточная развитость механизмов коммерциализации научных достижений, внедрения результатов исследования в производство.
Основой инновационного процесса является эффективное взаимодействие его ключевых участников – бизнеса, науки и государства. В этой связи автором предлагается модель системы взаимодействия ключевых элементов в рамках инновационного процесса, в центре которой следует поставить инновационное предприятие как ее стержневой элемент (рис. 3.2).
Для разработки адекватных мер, направленных на обеспечение процесса коммерциализации научных достижений, необходим структурированный анализ проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности малый инновационный бизнес. В этой связи предлагается классификация проблемных факторов в блоки, структурированные по критерию природы возникновения, с выделением четырех блоков (приложение 2).
Рис. 3.2. Модель системы взаимодействия ключевых элементов в рамках реализации инновационного проекта[10]
На основе обобщения опыта наиболее успешных в инновационном отношении стран, как результат комплексного анализа условий деятельности и основных блоков проблем отечественного малого иновационного бизнеса, изучения созданных элементов инфраструктуры, автором предлагается ряд мер для совершенствования инфраструктурного обеспечения малых инновационных предприятий:
1. Уделить особое внимание вопросам кооперации между малым и крупным бизнесом. Представляется эффективной система субконтракции, которая предусматривает для крупных предприятий обязанность размещения определенной части госзаказов на малых предприятиях, тем самым содействуя развитию конкурентной среды и обеспечению финансирования малых иновационных предприятий.
2. Предоставить государственные гарантии малым инновационным предприятиям по обеспечению кредитов. Тем самым акцент в государственной поддержке смещается с фиансирования научных разработок, в сторону содействия инвестиционной деятельности.
3. Обеспечить бесплатный доступ малым инновационным компаниям к государственной системе учета научных и научно–технических результатов, полученных за счет средств федерального бюджета.
4. Устранить информационные пробелы, связанные с отсутствием систематизированных данных об объектах инновационной инфраструктуры.
5. Создать специализированный правительственный орган, имеющий достаточные ресурсные возможности.
6. Внедрить институт регулярного аналитического мониторинга правовых актов и процедур, касающихся регулирования инновационной деятельности малых инновационных предприятий с целью анализа их эффективности, упрощения структуры системы поддержки инновационной деятельности, унификации форм поддержки по регионам, информирования о возможностях государственной поддержки всех заинтересованных участников.
Информация о работе Современное состояние предпринимательства в России