Современное состояние предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть экономическое поведение фирм как особой организации, института рынка, выявить типы и специфику экономического поведения фирмы на рынках.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы выделяются следующие задачи:
- выявить содержание фирмы как особой организации и экономического института рынка;
- раскрыть отличия категорий "фирма" и "предприятие", провести классификацию фирм по различным критериям;
- рассмотреть современное состояние предпринимательства в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Экономическая сущность фирмы, классификация фирм
2. Организационно-правовые формы фирмы: виды и характеристика
3. Современное состояние предпринимательства в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Залетова.Курс. Фирма как субъект. 70%.doc

— 248.00 Кб (Скачать)


34

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

ВВЕДЕНИЕ

 

1. Экономическая сущность фирмы, классификация фирм

2. Организационно-правовые формы фирмы: виды и характеристика

3. Современное состояние предпринимательства в России

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

 

Экономическая теория начинает признавать, что высокие показатели динамики рыночной экономики должны объясняться поведением фирм и такими способами конкуренции, как использование научных исследований и разработок, а не только цен в качестве действенного оружия выбора. Теория фирмы важна для экономики благосостояния, для определения тех условий, при которых поведение фирмы приводит к рациональному размещению ресурсов, насыщению рынка различными благами, необходимыми потребителям.

Фирма аккумулирует все происходящие в национальной экономике процессы во всех сферах производственной, инновационной, финансово-кредитной. Вместе с тем, любые изменения макроэкономической среды непосредственно отражаются на деятельности фирмы. В рамках фирмы осуществляется производство товаров и услуг, реализуются отношения собственности, принимаются хозяйственные решения, оказывающие воздействие на других субъектов - фирм, являющихся поставщиками ресурсов, потребителями произведенной продукции, на домохозяйства, получающих от фирм доходы, на персонал, участвующий в управлении фирмы, на внешних инвесторов, на государство, взимающего налоги.

В отечественной экономической науке исследовалось предприятие как основное звено экономики, субъект хозрасчетных отношений. В настоящее время возникла настоятельная потребность в исследованиях природы фирмы, ее деятельности, экономического поведения. Это обусловлено тем, что экономические преобразования, происходящие в процессе перехода к рынку, связаны с изменением системы отношений внутри фирмы, ее внешних взаимосвязях с другими экономическими субъектами, ее статуса на национальном и мировом рынке. Фирма становится самостоятельной экономической единицей, свободной в выборе хозяйственных решений, несущей ответственность и различного рода риски, имеющей собственные экономические интересы.

В отечественной экономической науке теория фирмы долгое время фактически не разрабатывалась, отсутствовал сам термин "фирма" в научных изданиях и данное понятие считалось имманентным развитым рыночным формам хозяйствования. Даже в нормативных законах, регулирующих деятельность данного субъекта, употребляется термин предприятие, а не фирма.

Теоретическая и практическая значимость проблемы определила выбор темы курсовой работы.

Предметом исследования являются экономические отношения, характеризующие экономическое поведение фирмы на рынках.

Объектом исследования являются фирмы, осуществляющие свою деятельность на различных рынках.

Цель курсовой работы - раскрыть экономическое поведение фирм как особой организации, института рынка, выявить типы и специфику экономического поведения фирмы на рынках.

В соответствии с поставленной целью курсовой работы выделяются следующие задачи:

- выявить содержание фирмы как особой организации и экономического института рынка;

- раскрыть отличия категорий "фирма" и "предприятие", провести классификацию фирм по различным критериям;

- рассмотреть современное состояние предпринимательства в России.


1. Экономическая сущность фирмы, классификация фирм

 

История предпринимательства начинается со средних веков. Уже  в  то время  купцы, торговцы, ремесленники,  миссионеры   представляли собой начинающих предпринимателей. Однако, возникновение предпринимательства, как оформившегося устойчивого  явления,  относится   к  семнадцатому веку. Начальный  этап охватывает конец восемнадцатого и девятнадцатый век.

Переход к рыночной экономике,  юридическое  признание  собственности вызвали  к  жизни  и  возродили  в России   активную   предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса требует  от  его  участников  освоения  новых профессий, новых подходов к людям, а  самое  главное  – новых знаний.

Под предпринимательством  понимается  деятельность,  осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.[1]

Предпринимательство – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою ответственность и направленная на получение прибыли.

Ключевой фигурой рыночных отношений выступает предприниматель. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, фирма — это обособленная спе­циализированная организация, основанием которой является профес­сионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовлять нуж­ную потребителям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля и ассортимента.

В хозяйственной практике термин «фирма» исполь­зуют для обозначения образований, ведущих ком­мерческую деятельность. Рассматривая фирму в таком аспекте, можно определить ее как хозяйственную единицу, обладающую обособленным имуществом и офор­мленными правами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность. Между тем, фирма представляет собою сложное экономическое явление. В экономической теории сложилось сколько концепций трактовки фирмы.

Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как производственную (тех­нологическую) единицу, деятельность которой описывается производственной функ­цией, а целъю является максимизация прибыли. Главная задача фирмы состоите на­хождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства. В этой связи оптимизация размеров фирм постулирова­лась как результат действия эффекта масштаба. Однако опорные предпосылки нео­классической трактовки фирмы — заданность условий деятельности (совершен­ство информации, полная рациональность поведения, стабильность цен), игно­рирование особенностей внутренней организации (организационная структура, внутрифирменное управление), отсутствие альтернативности в выборе реше­ний — делали ее мало пригодной для решения практических задач.[2]

Институциональная теория фирмы исходит из того, что фирмаявляется слож­ной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности. Главная задача анализа связывалась с объяснением поведения фирмы в системе дорогостоящей и неполной информации, а в центр внимания были поставлены вопросы о причинах многообразия видов фирм и их развития. Используя в каче­стве предпосылок наличие трансакционных издержек осуществления сделок), а также присущий фирме неценовой метод распределения ресурсов, ин­ституциональная теория определяет фирму как альтернативный рыночному (це­новому) механизм осуществления сделок (управления ресурсами) в целях экономии трансакционныхиздержек.

Другая предпосылка теории базируется на понимании того, что, являясь сложной иерархической организацией, фирма представляет собою совокупность отношений между вовлеченными в нее владельцами ресурсов. В этом смысле цен­тральным аспектом анализа становится исследование проблемы распределения прав собственности, а сама фирма представляется в виде заключаемого между владельцами ресурсов контракта, призванного обеспечить наиболее эффективное исполь­зование ресурсов. Поскольку данный тип контракта базируется на добровольном переуступлении властных правомочий одной стороной другой, то возникает не­обходимость контроля поручителем исполнителя — проблема «принципал-агент», в связи с чем возникают издержки контроля. Таким образом, фирма оказывается средоточением двух типов контрактов — внешних (рыночных), отражающих ее взаимодействие с рыночными институтами и связанных с трансакционными из­держками, а также внутренних, отражающих особенности внутренней организа­ции фирмы и связанных с издержками контроля. Поэтому фирма представляется образованием, позволяющим оптимизировать соотношение трансакционныхиздер­жек и издержек контроля в процессе координациирешений владельцев производствен­ных ресурсов. Само же соотношение трансакционных издержек и издержек конт­роля будет выступать критерием определения размеров фирмы.

Бихевиористские теории фирмы акцентируют свое внимание на активной роли фирм в экономике, их способности не только приспосабливаться к изменяющей­ся рыночной среде, но и изменять эту среду. Они исходят из невозможности максимизации какои-либо цели и концентрируют внимание на исследовании функциониро­вания внутреннихструктур фирмы и проблем принятиярешений. В этом отношении можно выделить предпринимательскую концепцию фирмы, вкоторой фирма рассматривается как система взаимодействия разных уровней проявления предпринимательской функции (управления). Главной задачей является консолидация этой функции, и поведение фирмы определяется как результат взаимодействия разных уровней, предпринимательства. В данной концепции главный вопрос сводится к решению проблемы «принципал-агент», то есть взаимодействия собственника и наемных уп­равленцев. Поскольку «агенты» всегда располагают более полной информацией, они могут использовать это к собственной выгоде и в ущерб интересам собствен­ника. Следствием этого может явиться отклонение от целей фирмы, рост издер­жек и снижение прибыли. Поэтому главная задача внутрифирменного управле­ния сводится к обеспечению единонаправленности их (принципала и агента) це­лей в долгосрочной перспективе, а условиями ее решения выступают дисциплина рынка и создание механизмов.

Другой разновидностью этой теории является эволюционная концепция фирмы. Суть ее сводится к тому, что фирма эволюционирует под воздействием внешних и внутреннихфакторов, арешения принимаются исходя из особенностей внутренней организации и сложившихся на фирме традиций. При этом у фирмы отсутствует единственный критерий оптимальности принятия решений и ее поведение меня­ется в зависимости от рыночной ситуации, сложившихся традиций и историчес­кого опыта фирмы.

Встречаются понятия «фирма» и «предприятие», сущность которых и разница между ними не определяются нормативными актами. В связи с этим разные авторы по-разному определяют сущность этих определений. Главное отличие между фирмой и предприятием заключается в том, что фирма является более крупным объектом и носит многоотраслевой характер.[3] С точки зрения концентрации производства в составе фирмы в качестве структурных звеньев выступает предприятие различных отраслей экономики. Отличие фирм от учреждений заключается в том, что учреждения (школы, больницы) по большинству государственные, не стремящиеся к извлечению прибыли, а фирма – экономический субъект, участник рыночных отношений, главной целью, которой является получение прибыли. Как правило, в нормативно-правовых актах под организацией понимается фирма, предприятие.

Существуют различные классификации фирм.  Можно выделить пять основных критериев классификации фирм: размер фирмы, формы собственности, организационно-правовые формы, внутреннюю структуру управления, цели фирм.

Размер фирмы может оцениваться по одному и/или нескольким критериям: численность занятых, объем используемого капитала, величина активов, объем продаж.

Как правило, в качестве основного критерия используется численность занятых: этот критерий является относительно стабильным во времени и достаточно универсальным для сравнения фирм в разных отраслях и разных странах. Если объем используемого капитала, величина активов или объем продаж изменяются в зависимости от вида деятельности или единицы измерения, то численность занятых не подвержена таким колебаниям; люди остаются людьми вне зависимости от сферы приложения труда или страны исследования. Хотя и здесь имеются свои сложности: современная технология позволяет выпускать достаточно существенные объемы и использовать значительные производственные фонды при малой численности персонала, тогда средняя или даже крупная по остальным критериям фирма окажется мелкой по данному критерию.

Итак, в соответствии с численностью занятых выделяют три категории фирм: мелкие (малые) с численностью занятых до 50 человек, средние, численность занятых на которых составляет от 50 до 500 человек, и крупные, где численность занятых превышает 500 человек.

Можно использовать и несколько критериев. Например, критерии классификации предприятий в практике Российской Федерации представлены в таблице 1.1.

Преобладание мелких, средних или крупных фирм в той или иной отрасли обусловлено характером отдачи от масштаба, соотношением трансакционных издержек и издержек контроля, а также границами целевого рынка фирмы и ее стратегиями.

 

Таблица 1.1

Критерии классификации размеров предприятий в РФ

Вид фирмы

Занятые, чел.

Выручка, млн. руб.

Малое предприятие

До 100

До 400

Среднее предприятие

100-250

До 1000

Крупное предприятие

Более 250

Более 1000

Информация о работе Современное состояние предпринимательства в России