Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:56, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть экономическое поведение фирм как особой организации, института рынка, выявить типы и специфику экономического поведения фирмы на рынках.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы выделяются следующие задачи:
- выявить содержание фирмы как особой организации и экономического института рынка;
- раскрыть отличия категорий "фирма" и "предприятие", провести классификацию фирм по различным критериям;
- рассмотреть современное состояние предпринимательства в России.
ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая сущность фирмы, классификация фирм
2. Организационно-правовые формы фирмы: виды и характеристика
3. Современное состояние предпринимательства в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Фирмы по формам собственности. В зависимости от того кто (государство или частное лицо) является собственником фирмы, выделяют государственные, частные и смешанные фирмы. Соотношение государственной, частной и смешанной форм собственности в экономической системе определяется историей развития национальной промышленности и политическими факторами. В современных экономиках доминирующую роль играет смешанная форма собственности, что, видимо, связано с ее большей эффективностью и возможностью в ней преодолевать недостатки как государственной, так и частной собственности.
Фирмы в зависимости от организационно-юридической структуры подразделяются на несколько видов. Подробнее каждая организационно-экономическая форма представлена в следующей главе.
Виды фирм по типам внутренней структуры управления. Каждый тип внутренней структуры формируется на основе базисных U- и М- форм при разной комбинации трансакционных издержек и издержек контроля и отражает поиск оптимального соотношения этих видов издержек в соответствии с развидностью технологии, особенностями рынка, стадией развития самой фирмы и другими критериями.[4]
Линейная форма представляет собой последовательное управление всеми стадиями производственного процесса вплоть до сбыта. Такая форма характерна для однопродуктового и однозаводского производства, так как она позволяет минимизировать издержки контроля только в условиях последовательного управления всеми стадиями производственного процесса, что эффективно можно осуществить исключительно при однородной продукции; рост масштабов выпуска при линейной форме ведет к неоправданному увеличению издержек управления.
Функциональная форма организации означает разделение производственного процесса по отдельным функциям (закупки сырья, производство, сбыт, исследовательские работы, бухгалтерия), для каждой из которых характерно обособленное управление. Функциональная форма позволяет сократить издержки управления при выпуске разнородной продукции, не увеличивая существенно и трансакционные издержки, поэтому она характерна для фирм, выпускающих небольшой набор товаров, и характерна для мелких и средних производств.
Штабная форма ведет к сокращению издержек контроля многопродуктового производства (что позволяет здесь реализовать положительный эффект разнообразия), но только за счет усиления централизации внутренней структуры. Внутри фирмы осуществляется одновременное управление по функциям производственного процесса и по продуктам при формировании особого органа управления - штаба. Штаб централизованно регулирует как стадии производственного процесса, так и производство отдельных видов продуктов, что позволяет фирме более гибко реагировать как на изменения спроса, так и на изменения производства.
При матричной форме в организации фирмы наблюдается выделение продуктовых подразделений в отдельные управленческие объекты. Хотя и сохраняется принцип управления одновременно по продукту и по стадии производства, происходит углубление самостоятельности продуктовых отделений. Продуктовые подразделения принимают самостоятельные решения относительно выбора качества товара, места сбыта, услуг, предоставляемых потребителю в процессе сбыта и после.
Многодивизиональная форма становится характерной для крупных фирм типа концерна. Матричная форма способствует сокращению трансакционных издержек, но издержки по контролю продолжают нарастать по мере увеличения фирмы. Данная форма являлась господствующей преимущественно в 1960-70-х годах в связи с бурным развитием производства и новыми открытиями в технологии. Однако ускорение НТП, быстрое изменение спроса и насыщенность информационных потоков как внутри, так и вне фирмы показали ограниченность данной формы при сверхкрупных масштабах выпуска, невозможность матричной формы в полной мере гибко реагировать на резкие скачки спроса и возросшую неопределенность окружающей среды. Поэтому она постепенно уступает лидерство другой организационной структуре и остается доминирующей в странах среднего уровня развития, а также в России.
В условиях самостоятельных центров прибыли происходит предоставление полной производственной, сбытовой, исследовательской и маркетинговой самостоятельности отдельным подразделениям фирмы с целью более быстрого и адекватного реагирования на непредсказуемые изменения спроса и технологические нововведения. Регулирование подразделений центром осуществляется через финансовые показатели их деятельности (установление целевой нормы прибыли, нормативных объемов продаж). Данная форма характерна для концернов и отчасти конгломератов с незначительным влиянием финансового капитала, так как внутренняя структура такой фирмы требует все-таки большей степени оформленности, чем дает финансовый конгломерат. Она является господствующей для крупных компаний в основных видах деятельности в промышленно развитых странах с 1980-90-х годов.
2. Организационно-правовые формы фирмы: виды и характеристика
Организационно-правовые формы предприятий тесно связаны с понятием собственности. Собственность – это отношения между людьми, выражающие определенную форму владения, распоряжения, использования и присвоения экономических благ и определяющая социальную основу развития общества. Собственность – это основа всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, принципы обмена и потребления и, конечно, способы производства.[5]
В рыночной экономике преобладает частная собственность. Она предполагает более широкое децентрализованное управление производством, экономическую свободу, потребление через рынок.
Государственная собственность присуща административно-командной модели экономической системы, которая основана на полном владении факторами производства. Управленческие решения принимаются в одностороннем порядке – государственными органами, и навязываются производителям и потребителям.
В настоящее время практически все страны строят свой тип экономической системы на принципах смешанной экономики, еще она носит название социально-рыночного хозяйства. Социально-рыночное хозяйство нацелено на экономически свободное, рациональное и справедливое устройство общества и экономики. Это означает, что экономические решения разрабатываются на основе децентрализованной ответственности, координируются посредством рынка и конкурентной борьбы. Но государство при этом не отстраняется. Напротив, оно активно участвует в регулировании экономических и социальных процессов, обеспечивает подъем благосостояния и экономическую независимость всем группам населения, создает надежный правопорядок, безопасность, гарантирует социальное и трудовое право.
Основными формами деловых предприятий являются частнопредпринимательские фирмы, производственные кооперативы, партнерства и корпорации. Существуют государственные и муниципальные предприятия. Кроме того, все предприятия можно условно разделить на коммерческие и некоммерческие формы деятельности. Предприятие – это хозяйствующий субъект, созданный для организации предпринимательской деятельности, экономической целью которого является либо обеспечение общественных потребностей, либо извлечения прибыли. Приведем краткую их характеристику.
Частнопредпринимательское предприятие – фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах, управляет ею, получает всю прибыль и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам. Эта фирма может быть представлена индивидуальным, личным, семейным предприятиями. Данная форма ведения бизнеса относится к юридическим лицам, созданным одним учредителем. Все эти предприятия в большинстве случаев относятся к субъектам малого предпринимательства. Малый бизнес не является особым видом предпринимательства. Данное понятие определяет лишь количественные параметры предприятия. Частнопредпринимательские предприятия обладают рядом преимуществ: возможность использования системы упрощенного налогообложения, получения различных видов государственной поддержки от создания льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических, информационных ресурсов до установления упрощенного порядка регистрации, лицензирования, сертификации, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности.
Наряду с достоинствами данной организационно-правовой формы бизнеса следует учитывать то обстоятельство, что осуществление предпринимательства в любом его виде связано с риском. Предприниматель действует в условиях неопределенности, изменчивости экономической среды. В этом случае предприниматель единолично берет на себя всю ответственность принятия экономических решений, получения ожидаемого конечного результата, опасности потерь материальных, финансовых, трудовых, информационных, интеллектуальных ресурсов. Риск предстает перед ним в виде совокупности экономических, политических, экологических, моральных и других последствий. Предприниматель рискует своими личными средствами.
Следующим недостатком частнопредпринимательской формы организации бизнеса является ограниченный доступ на инвестиционный и ссудный рынки, что сдерживает дальнейшее расширение коммерческой и производственной деятельности фирмы.
В российской практике хозяйствования существует еще одна форма предпринимательства – предпринимательская деятельность без образования юридического лица. В соответствии со статьей 34 Конституции РФ гражданин (или иначе физическое лицо) вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Он имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя согласно пункту 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ.[6]
Производственные кооперативы (артели) основываются на трудовом и имущественном вкладе граждан, в соответствии с которыми делится прибыль. Артель – это добровольное объединение граждан с целью совместного осуществления производственной или иной хозяйственной деятельности. Члены кооператива имеют имущественные паи (взносы). Изначально артели преследуют цель оказания помощи ее членам. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием и не зависит от размера внесенного пая. Кооперативы представляют собой форму коллективного предпринимательства.
Партнерство – это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием. В российской практике это различные виды товариществ, в основе создания которых лежит объединение лиц и степень ответственности участников объединения.
По российскому законодательству различают полные и коммандитные товарищества. Полное товарищество предполагает, что каждый товарищ лично участвует в делах предприятия и несет полную (неограниченную) ответственность по финансовым обязательствам товарищества не только в размере внесенных паев (вкладов), но и всем своим имуществом. Данная организационная форма бизнеса основана на принципе солидарной ответственности, что означает совместную (общую) ответственность всех участников полного товарищества по долгам предприятия, который может быть взыскан с каждого в полном объеме.
Коммандитное товарищество (товарищество на вере) – это особая форма предприятия, где его учредители делятся на полных товарищей (комплиментариев) и товарищей, несущих ответственность только в пределах своих вкладов (коммандитисты). Ведут бизнес и осуществляют его оперативное управление комплиментарии. Коммандитисты только имеют долю в уставном капитале предприятия, тем самым доверяют внесенные финансовые активы комплиментариям, рассчитывая в будущем на получение дохода и прироста капитала.
Партнерства имеют ряд достоинств по сравнению с другими организационно-правовыми формами предприятий. Они легко организовываются, меньше административных препятствий при регистрации и учреждении предприятия. Более легкий доступ к заемному (например, банковскому) капиталу. К недостаткам можно отнести следующие факторы – несовместимость товарищей, срок существования предприятия может быть ограничен рамками жизни их учредителей или выходом одного участника, общая ответственность за последствия действий других партнеров.
Следующая организационно-правовая форма делового предприятия – это корпорация. Корпорация – это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. В основе создания данной формы бизнеса лежит принцип объединения капиталов и степень ответственности участников объединения.
К этой группе предприятий, прежде всего, следует отнести общество с ограниченной ответственностью (ООО). При учреждении общества с ограниченной ответственностью его учредителей связывает объединенный капитал, соответственно они несут ответственность по финансовым обязательствам общества только своим вкладом, а не имуществом. Участники предприятия обладают количеством голосов пропорционально размеру их доли в уставном капитале, что обеспечивает решающий голос в управлении общества.
Следовательно, принцип «ограниченности ответственности» способствует снижению степени риска. Это механизм диверсификации собственного капитала, при котором предприниматель может либо активно участвовать в управлении предприятием, либо быть «пассивным партнером», не принимающим участия в управлении, но рискующим своим вкладом. Вопрос кредитоспособности относится к компании как юридическому лицу, а не отдельному частному лицу.
В российской практике к данной форме бизнеса относятся так же акционерные общества (АО). Они отличаются от общества с ограниченной ответственностью тем, что в акционерном обществе каждый участник имеет ценную бумагу предприятия, а не долю. Акционерное общество представляет собой объединение нескольких граждан и (или) юридических лиц, доля которых выражена в ценных бумагах – акциях. Участники (учредители) акционерного общества формируют уставной капитал, разделенный на определенное число акций, равных номинальной стоимости с установленной по обязательствам ответственностью всего имущества акционерного общества. Право голоса в управлении предприятием пропорционально имеющимся у акционера ценным бумагам общества. Акционерное общество открытого типа (ОАО) формируется за счет продажи акций в форме открытой подписки (продажи).
Информация о работе Современное состояние предпринимательства в России