Роль конкуренции в становлении и развитии предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:26, реферат

Описание работы

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности. Фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за «рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.

Содержание

Введение 3
1. Понятие конкуренции 4
1.1. Понятие и основные формы конкуренции 4
1.2. Роль конкуренции в экономике. Функции конкуренции 8
2. Роль конкуренции в становлении и развитии предпринимательсва 13
3. Развитие конкурнции 19
3.1. Государственное регулирование конкуренции 19
3.2. Первоочередные меры по развитию конкуренции 23
3.3. Меры по развитию конкуренции в отдельных отраслях 29
Заключение 30
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

OPD_Voyt_A.docx

— 124.57 Кб (Скачать)

Структурно конкурентная политика включает в себя классическую борьбу с монополизированной структурой: принудительное разукрупнение и  санкционное преследование злоупотреблений  на товарных рынках доминирующим положением. Вместе с тем,  государственная миссия состоит еще и в том, чтобы содействовать созданию новых хозяйствующих субъектов, в частности в сфере малого и среднего бизнеса, путем различных дифференцированных регулирующих воздействий: налоговых, ценовых, инвестиционных. При этом необходимо констатировать тот факт, что в последние десятилетия российская конкурентная политика отождествляется с антимонопольной в системе регулирования российской экономики государственная поддержка конкуренции все еще не позиционируется в качестве основополагающего элемента этой системы, а скорее рассматривается как некая защита интересов предпринимателей. Однако регулирующие функции антимонопольной политики государства не должны исчерпываться правовой охраной экономических свобод конкретных потерпевших и предполагают управляющее воздействие на более широкий круг общественных отношений.

Как отмечается в Программе  развития конкуренции в России на период 2011-2015 гг., утвержденной Распоряжением Правительства РФ, основной задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна базироваться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции – комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти. До настоящего времени в качестве основного инструмента политики использовались защитные механизмы. В первую очередь к ним относится применение антимонопольного законодательства. Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ограничено довольно узким инструментарием и направлено, прежде всего, на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции.

Инструменты, способствующие развитию, а не защите конкуренции, - налоговая политика, таможенно- тарифное регулирование, планирование, государственные  закупки и тарифное регулирование  естественных монополий не всегда были направлены на развитие конкуренции  или использовались не в полной мере для этих целей. Задача развития конкуренции требует совершенствования и направления использования всех инструментов экономического регулирования и политики на цели развития конкуренции.

Таким образом, основные элементы стратегии в поддержку предпринимательства  и конкуренции направлены на обеспечение  равных возможностей для всех предприятий, на такое повышение конкуренции, давление которой с течением времени  может стать устойчивым, и на улучшение  качества условий хозяйственной деятельности. Также в число ключевых приоритетных задач развития конкуренции входит:

  • сокращение мягкой поддержки предприятий при одновременном стимулировании их реорганизации на рыночных принципах;
  • создание равных условий для всех предприятий путем реформирования налоговой системы и устранения других обусловленных экономической политикой барьеров на пути новых предприятий, проведения реформ государственного управления и судебной системы на национальном и региональном уровнях;
  • снижение препятствий для прямых иностранных инвестиций, в том числе количества и сферы действия существующих ограничений на прямые иностранные инвестиции, охватывающих не только промышленность, но также и инфраструктурные монополии и сектор услуг;
  • ускорение либерализации торговли, в том числе скорейшее вступление в ВТО;
  • уменьшение международной и региональной сегментации рынков путем коммерциализации и повышения конкуренции в ключевых секторах инфраструктуры, в частности в отрасли связи и в транспортной отрасли; создание режима внедрения здоровой конкуренции, чтобы устранить имеющиеся у промышленных предприятий структурные недостатки по горизонтали и по вертикали;
  • увеличение доступа малых предприятий к инфраструктуре, финансам и услугам материально-технического снабжения.

Значительная роль в реализации федеральной программы развития конкуренции в России отводится  региональному аспекту ее реализации. Одной из приоритетных задач, поставленных Программой развития конкуренции, является рейтингование регионов.  Такой подход обусловлен тем фактором, что  «проблемные» рынки с точки зрения конкуренции, как правило, имеют региональный аспект. Это такие рынки, как рынки транспортного обслуживания, жилищно-коммунальных услуг, строительства и строительных материалов, социальных услуг, образования, производства и реализации продуктов питания.

Приоритетными задачами региональных программ развития конкуренции являются упрощение начала и ведения предпринимательской  деятельности; сокращение административных барьеров и устранение ограничений  для перемещения товаров; организация  сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях  привлечения новых предпринимателей; повышение информационной прозрачности деятельности органов власти и органов  местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов  деятельности; сокращение прямого участия  государственных органов и органов  местного самоуправления в хозяйственной  деятельности; развитие государственного и муниципального заказа, в том  числе расширение практики заказа социальных (медицинских, образовательных) услуг  на основе конкурсных процедур; развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Первоочередные меры по развитию конкуренции

 

Ситуация в экономике в связи  с мировым финансовым кризисом стремительно изменяется. Конкуренция становится более жесткой и обретает новые  черты. Обостряется борьба между  хозяйствующими субъектами за финансовые ресурсы, удовлетворение снижающегося спроса на товары и услуги. В условиях мирового экономического кризиса эта ситуация усугубляется тем, что зарубежные государства в силу повсеместного сжатия спроса предпринимают и будут предпринимать активные действия по защите собственных рынков и поддержке своих предприятий-экспортеров

Одновременно, Правительством Российской Федерации реализуются антикризисные  меры, направленные на оздоровление ситуации в финансовом секторе и на поддержку  отдельных отраслей экономики.

Высвобождающиеся финансовые ресурсы, персонал, материально-технические  средства из одних отраслей экономики  должны без ограничений «перетекать» в другие отрасли, что возможно только при благоприятной конкурентной среде. Кроме того, стоит задача минимизации  негативного влияния антикризисных  мер на конкуренцию и формирование основы для будущего развития. Одной  из важнейших задач в период кризиса  является сохранение условий развития  малого и среднего бизнеса, прежде всего, за счет обеспечения доступа к  кредитным ресурсам, снижения административного  давления и расширения рынков сбыта  продукции соответствующих участников рынка.

Скорость открытия нового бизнеса, получения кредитных ресурсов, оформления разрешительных документов в органах  власти и пр. приобретают в условиях кризиса особое, нередко решающее значение.

Снижение непроизводственных затрат предприятий в виде различного рода административных, инфраструктурных ограничений  и барьеров позволит увеличить средства, направляемые на поддержание основной деятельности существующих бизнес-проектов и создаст условия для привлечения  в экономику новых предпринимателей.

В это время хозяйствующие субъекты склонны активнее аппелировать к  органам государственной власти для использования инструментов государственного регулирования и  вмешательства в конкурентной борьбе. Этот фактор повышает значение антимонопольного реагирования на  незаконные действия должностных лиц органов власти в интересах отдельных хозяйствующих  субъектов.

Однако принимаемые в условиях кризиса местными органами власти экстренные меры поддержки зачастую могут наносить вред конкурентной среде страны в  целом. Так, в некоторых регионах действия органов власти направлены на изоляцию «своего» региона, введение ограничений по перемещению товаров, «антикризисного» регулирования отдельных  предприятий и дополнительных обременений  для бизнеса.

В ряде естественно-монопольных сфер отсутствует ответственность за нарушение правил доступа к услугам, в связи с чем контроль таких  правил осуществляется антимонопольным  органом по процедурам, предусмотренным  для нарушений антимонопольного законодательства. Такая форма контроля связана со значительными временными издержками, что в условиях стремительно меняющейся обстановки затягивает сроки  принятия решений. 

В ряде сфер действующий порядок  доступа не обеспечивает соблюдения принципа недискриминационности и  нуждается в совершенствовании. К таким сферам относятся транспортировка  природного газа, авиатопливообеспечение, а также распределение грузовых вагонов между операторами подвижного состава.

Необходимо отметить, что в мире отмечается значительное сокращение времени  совершения сделок, осуществления слияний  и поглощений. Только за 2008 год по оценкам экспертов длительность совершения таких сделок сократилась  в 2 раза с 142 до 80 дней1. При этом зачастую альтернативой слиянию является банкротство компании. В связи с этим излишние и длительные процедуры согласования крайне нежелательны и могут привести к снижению конкурентоспособности российских предприятий по сравнению с зарубежными компаниями.

Важной антикризисной мерой  поддержки отечественной экономики  является поддержка спроса путем  расширения закупок для государственных  нужд, а также нужд государственных  корпораций и естественных монополий. Однако данная мера будет эффективной  только в случае, если выделение  государством средств будет осуществляться на максимально доступной, в том  числе для малого бизнеса, и прозрачной конкурсной основе.

Конкурентная политика в условиях кризиса должна предусматривать  реализацию следующих мер.

Во-первых, следует существенно  снизить издержки входа на рынок, в том числе путем снижения административных барьеров и проведения «точечных» мероприятий в отраслях с ярко выраженными препятствиями  входа.

Во-вторых, при осуществлении контроля, в том числе антимонопольного, необходимо сместить акцент с контроля за действиями хозяйствующих субъектов  в сторону более тщательного  контроля за действиями органов власти. Целесообразно силами антимонопольного органа провести серию контрольных  мероприятий на предмет выявления  нарушений, связанных с созданием  органами власти необоснованных препятствий  в осуществлении предпринимательской  деятельности.

В-третьих, нужно упростить доступ к инфраструктуре естественных монополий. Для этого следует, в частности, ввести ускоренную процедуру рассмотрения нарушений правил недискриминационного доступа к услугам естественных монополий, установить ответственность  за их нарушение в форме дисквалификации  виновных должностных лиц.

Также необходимо утверждение правил недискриминационного доступа к  системе магистральных и распределительных  газопроводов.

В-третьих, в целях совершенствования  авиатопливообеспечения необходимо установление запрета на совмещение деятельности по реализации авиатоплива с иными  видами деятельности по авиатопливообеспечению и разработка правил доступа к  услугам топливо-заправочных комплексах в аэропортах,

В-четвертых, необходимо расширение поддержки  малого бизнеса путем:

- сокращения административного  давления на предприятия малого  бизнеса, включая введение частичного  моратория на проведение проверок  до вступления в силу законодательства  о снятии административных ограничений,  а также моратория на налоговые  проверки убыточных компаний  по итогам 2008 года (налоговые органы  используют показатели эффективности  предпринимательской деятельности  компании в качестве одного  из важнейших критериев назначения  налоговой проверки);

- обеспечения доступа предприятий  малого бизнеса к кредитным  ресурсам и возможности проектного  кредитования. Данная мера будет  эффективной только в случае, если выделение государством  средств будет осуществляться  на максимально доступной, в  том числе для малого бизнеса,  и прозрачной конкурсной основе.

- упрощения доступа к инфраструктуре, в том числе снижение платы  за технологическое присоединение  к электрическим сетям и упрощения  процедуры присоединения;

- расширения рынка сбыта продукции  предприятий малого бизнеса за  счет увеличения возможности  участия в проведении специализированных  торгов по государственным закупкам (повышение величины максимального  лота).

В-пятых, сокращение количества сделок, подлежащих предварительному согласованию с ФАС России, в первую очередь  исключение обязательного согласования сделок внутри группы лиц.

В-шестых,  формирование эффективной, максимально доступной и прозрачной конкурсной системы размещения государственных  заказов, заказов госкорпораций  и естественных монополий, в том  числе путем расширения практики размещения заказов на электронных  аукционах, установления обязанности  размещения заказов на поставку товаров  и услуг для государственных  корпораций и естественных монополий  на конкурсной основе.

В-седьмых, разработка и реализация комплекса мер, направленных на повышение  территориальной и отраслевой мобильности  трудоспособного населения и  предусматривающего, в том числе:

Информация о работе Роль конкуренции в становлении и развитии предпринимательства