Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:26, реферат
В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности. Фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за «рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.
Введение 3
1. Понятие конкуренции 4
1.1. Понятие и основные формы конкуренции 4
1.2. Роль конкуренции в экономике. Функции конкуренции 8
2. Роль конкуренции в становлении и развитии предпринимательсва 13
3. Развитие конкурнции 19
3.1. Государственное регулирование конкуренции 19
3.2. Первоочередные меры по развитию конкуренции 23
3.3. Меры по развитию конкуренции в отдельных отраслях 29
Заключение 30
Список литературы 31
Структурно конкурентная
политика включает в себя классическую
борьбу с монополизированной структурой:
принудительное разукрупнение и
санкционное преследование
Как отмечается в Программе развития конкуренции в России на период 2011-2015 гг., утвержденной Распоряжением Правительства РФ, основной задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна базироваться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции – комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти. До настоящего времени в качестве основного инструмента политики использовались защитные механизмы. В первую очередь к ним относится применение антимонопольного законодательства. Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ограничено довольно узким инструментарием и направлено, прежде всего, на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции.
Инструменты, способствующие развитию, а не защите конкуренции, - налоговая политика, таможенно- тарифное регулирование, планирование, государственные закупки и тарифное регулирование естественных монополий не всегда были направлены на развитие конкуренции или использовались не в полной мере для этих целей. Задача развития конкуренции требует совершенствования и направления использования всех инструментов экономического регулирования и политики на цели развития конкуренции.
Таким образом, основные элементы
стратегии в поддержку
Значительная роль в реализации федеральной программы развития конкуренции в России отводится региональному аспекту ее реализации. Одной из приоритетных задач, поставленных Программой развития конкуренции, является рейтингование регионов. Такой подход обусловлен тем фактором, что «проблемные» рынки с точки зрения конкуренции, как правило, имеют региональный аспект. Это такие рынки, как рынки транспортного обслуживания, жилищно-коммунальных услуг, строительства и строительных материалов, социальных услуг, образования, производства и реализации продуктов питания.
Приоритетными задачами региональных
программ развития конкуренции являются
упрощение начала и ведения предпринимательской
деятельности; сокращение административных
барьеров и устранение ограничений
для перемещения товаров; организация
сбора, анализа и публикации информации
о региональных рынках, потребностях
в товарах и услугах в целях
привлечения новых
Ситуация в экономике в связи с мировым финансовым кризисом стремительно изменяется. Конкуренция становится более жесткой и обретает новые черты. Обостряется борьба между хозяйствующими субъектами за финансовые ресурсы, удовлетворение снижающегося спроса на товары и услуги. В условиях мирового экономического кризиса эта ситуация усугубляется тем, что зарубежные государства в силу повсеместного сжатия спроса предпринимают и будут предпринимать активные действия по защите собственных рынков и поддержке своих предприятий-экспортеров
Одновременно, Правительством Российской
Федерации реализуются
Высвобождающиеся финансовые ресурсы,
персонал, материально-технические
средства из одних отраслей экономики
должны без ограничений «перетекать»
в другие отрасли, что возможно только
при благоприятной конкурентной
среде. Кроме того, стоит задача минимизации
негативного влияния
Скорость открытия нового бизнеса, получения кредитных ресурсов, оформления разрешительных документов в органах власти и пр. приобретают в условиях кризиса особое, нередко решающее значение.
Снижение непроизводственных затрат
предприятий в виде различного рода
административных, инфраструктурных ограничений
и барьеров позволит увеличить средства,
направляемые на поддержание основной
деятельности существующих бизнес-проектов
и создаст условия для
В это время хозяйствующие
Однако принимаемые в условиях кризиса местными органами власти экстренные меры поддержки зачастую могут наносить вред конкурентной среде страны в целом. Так, в некоторых регионах действия органов власти направлены на изоляцию «своего» региона, введение ограничений по перемещению товаров, «антикризисного» регулирования отдельных предприятий и дополнительных обременений для бизнеса.
В ряде естественно-монопольных сфер отсутствует ответственность за нарушение правил доступа к услугам, в связи с чем контроль таких правил осуществляется антимонопольным органом по процедурам, предусмотренным для нарушений антимонопольного законодательства. Такая форма контроля связана со значительными временными издержками, что в условиях стремительно меняющейся обстановки затягивает сроки принятия решений.
В ряде сфер действующий порядок доступа не обеспечивает соблюдения принципа недискриминационности и нуждается в совершенствовании. К таким сферам относятся транспортировка природного газа, авиатопливообеспечение, а также распределение грузовых вагонов между операторами подвижного состава.
Необходимо отметить, что в мире отмечается значительное сокращение времени совершения сделок, осуществления слияний и поглощений. Только за 2008 год по оценкам экспертов длительность совершения таких сделок сократилась в 2 раза с 142 до 80 дней1. При этом зачастую альтернативой слиянию является банкротство компании. В связи с этим излишние и длительные процедуры согласования крайне нежелательны и могут привести к снижению конкурентоспособности российских предприятий по сравнению с зарубежными компаниями.
Важной антикризисной мерой
поддержки отечественной
Конкурентная политика в условиях кризиса должна предусматривать реализацию следующих мер.
Во-первых, следует существенно снизить издержки входа на рынок, в том числе путем снижения административных барьеров и проведения «точечных» мероприятий в отраслях с ярко выраженными препятствиями входа.
Во-вторых, при осуществлении контроля,
в том числе антимонопольного,
необходимо сместить акцент с контроля
за действиями хозяйствующих субъектов
в сторону более тщательного
контроля за действиями органов власти.
Целесообразно силами антимонопольного
органа провести серию контрольных
мероприятий на предмет выявления
нарушений, связанных с созданием
органами власти необоснованных препятствий
в осуществлении
В-третьих, нужно упростить доступ
к инфраструктуре естественных монополий.
Для этого следует, в частности,
ввести ускоренную процедуру рассмотрения
нарушений правил недискриминационного
доступа к услугам естественных
монополий, установить ответственность
за их нарушение в форме
Также необходимо утверждение правил
недискриминационного доступа к
системе магистральных и
В-третьих, в целях совершенствования
авиатопливообеспечения необходимо установление
запрета на совмещение деятельности
по реализации авиатоплива с иными
видами деятельности по авиатопливообеспечению
и разработка правил доступа к
услугам топливо-заправочных
В-четвертых, необходимо расширение поддержки малого бизнеса путем:
- сокращения административного
давления на предприятия
- обеспечения доступа
- упрощения доступа к
- расширения рынка сбыта
В-пятых, сокращение количества сделок, подлежащих предварительному согласованию с ФАС России, в первую очередь исключение обязательного согласования сделок внутри группы лиц.
В-шестых, формирование эффективной,
максимально доступной и
В-седьмых, разработка и реализация комплекса мер, направленных на повышение территориальной и отраслевой мобильности трудоспособного населения и предусматривающего, в том числе:
Информация о работе Роль конкуренции в становлении и развитии предпринимательства