Автор: Яна Полищук, 03 Июня 2010 в 11:13, курсовая работа
Процесс реформирования экономики нашего государства не может считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер.
Количество участников рынка, как физических, так и юридических лиц, постоянно увеличивается. В связи с тем, что российский фондовый рынок характеризуется сложностью возникающих на этом рынке отношений, масштабностью, присущими финансовым рынкам рисками возникает необходимость государственного регулирования фондовых рынков.
-
Центральный банк РФ (
- Государственный комитет по антимонопольной политике (устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением);
- Госстрахнадзор (регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний);
- Федеральная комиссия по рынку ценных
бумаг (занимается лицензированием деятельности
реестродержателей и регулированием их
деятельности, в будущем могла бы взять
на себя основную нормотворческую
и контрольную работу по регулированию
РЦБ).
2.2. Федеральная
комиссия по рынку ценных бумаг России.
ФКЦБ России является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.
ФКЦБ России создана в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1009 и является правопреемником Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. ФКЦБ России подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за ним Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Комиссия является коллегиальным органом и состоит из 6 человек. Члены ФКЦБ России назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
ФКЦБ России:
- разрабатывает основные направления развития фондового рынка,
- координирует деятельность государственных органов по вопросам его
регулирования,
- устанавливает требования к проспектам эмиссии и операциям с ценными бумагами,
- лицензирует различные виды профессиональной деятельности на рынке.
В функции Комиссии входит контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их саморегулируемыми организациями требований законодательства Российской Федерации, а также стандартов и правил, утвержденных ФКЦБ России.
Деятельность Комиссии направлена на развитие российского рынка ценных бумаг, обеспечивающего привлечение инвестиций в экономику страны. Для достижения этих целей необходимо решить целый ряд задач. Одна из них - построение инфраструктуры фондового рынка, без которой невозможно его дальнейшее развитие и увеличение объемов торговли. ФКЦБ оказывает всемерную поддержку инфраструктурным проектам – созданию торговых систем, клиринговых и расчетных организаций, депозитариев.
Другое приоритетное направление работы Комиссии - защита прав
субъектов фондового рынка - инвесторов, эмитентов, профессиональных участников. Поэтому особое внимание ФКЦБ России уделяет совершенствованию нормативной правовой базы фондового рынка, повышению информационной прозрачности, открытости рынка.
Поскольку порядок на фондовом рынке не может поддерживаться силами лишь государственных органов, особое значение в системе регулирования рынка приобретают саморегулируемые организации его профессиональных участников. Именно саморегулируемым организациям может быть передана часть полномочий ФКЦБ России по лицензированию и контролю за деятельностью участников рынка. При этом передача полномочий по регулированию рынка основана на принципе ответственности
за результаты. Так, саморегулируемые организации, получившие полномочия по лицензированию участников рынка, отвечают за деятельность последних.
Для рассмотрения вопросов
Консультационно-совещательным
Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля
1996г.
ФКЦБ России по согласованию
с органами исполнительной
власти субъектов РФ образует Региональные
отделения Федеральной комиссии для
обеспечения выполнения установленных
Российским законодательством норм,
правил и условий функционирования
рынка ценных бумаг, практической
реализации принимаемых ФКЦБ России
решений и контроля за деятельностью
эмитентов, профессиональных участников
рынка ценных бумаг
и их саморегулируемых организаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рынок ценных бумаг России – это не новое явление, хотя значительный разрыв поставил страну в новые условия, и использование прошлого опыта в этой ситуации существенно осложнено. Но история показывает, что государственные органы были ключевыми «фигурами» в регулировании рынка ценных бумаг и поэтому, на мой взгляд, отход в современной практике от этой модели является неэффективным, хотя такая точка зрения существует.
Становление современного рынка ценных бумаг прошло, как и во всем мире с большим процентом так называемых финансовых пирамид, но вследствие таких факторов как низкий уровень правовой грамотности населения, резкий переход государства на рельсы рыночных отношений и некоторых других привел к появлению огромного количества финансовых пирамид, а их крах к недоверию населения к ценным бумагам как форме инвестиционных вложений
Эта ситуация сложилась
- слабое
государственное
- информационная закрытость рынка, что влечет за собой неустойчивость рынка, недоверие;
- территориальная и финансовая и отраслевая деформация, которая является и на сегодняшний момент обычным фактом в России;
- большое количество нерезидентов на рынке, которые в своем большинстве являются не стратегическими, а спекулятивными участниками на рынке.
Эти проблемы, прежде всего, необходимо
решить государственным
Если государственные органы
действительно станут реальной
властью в стране, то наша страна
может надеяться на дальнейшее
развитие во всех отраслях жизнедеятельности.
Стахович Л.В. «Необходимость государственного регулирования и основы деятельности на региональных рынках ценных бумаг» / Л. В. Стахович // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2004. - N3. - С. 10-14.
Белов В.А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг / В. А. Белов. - М.: Высшая школа, 2005. - 349 с.
Ивасенко А. Г. Рынок ценных бумаг : Инструменты и механизмы функционирования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, В. А. Павленко. - 2-е издание, переработанное. - М.: КноРус, 2005. - 271 с.
Зенькович Е.В. Рынок ценных бумаг: административно-правовое регулирование / Е. В. Зенькович ; науч. ред. Л.Л. Попов. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - 295 с.
Беляева О.А. «Предпринимательское право: Учебное пособие», М.: Юридическая фирма «Контракт»: ИНФРА-М, 2006.