Автор: Яна Полищук, 03 Июня 2010 в 11:13, курсовая работа
Процесс реформирования экономики нашего государства не может считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер.
Количество участников рынка, как физических, так и юридических лиц, постоянно увеличивается. В связи с тем, что российский фондовый рынок характеризуется сложностью возникающих на этом рынке отношений, масштабностью, присущими финансовым рынкам рисками возникает необходимость государственного регулирования фондовых рынков.
Государство выступает крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг и оказывает прямое влияние на его количественные и качественные
характеристики.
Государство является
Государство выполняет ряд
На сегодняшний день известны
две модели государственного
регулирования рынка ценных
бумаг, первая подразумевает,
что государство максимально
активно контролирует и
основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.
Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.
Внешнее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.
Внутреннее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её подразделений и её работников.
Несмотря на то, что государство стремиться передать, возможно, большую часть функций по регулированию рынка саморегулируемым организациям, именно система прямого государственного регулирования несет основную нагрузку в решении задач регулирования рынка в целом и является основой всей системы регулирования. При этом к числу основных принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:
Концепция развития рынка
а) государство, выполняя
б) принцип единства нормативной правовой базы, режима и методов
регулирования рынка на всей территории Российской Федерации;
в) принцип минимального
г) принцип равных
. стимулирование государством
. равенство всех участников
. гласное и конкурсное
. отсутствие преимуществ у
. запрет государственным органам давать публичные оценки
профессиональным участникам
. отказ от государственного
участников рынка.
д) принцип преемственности
е) принцип ориентации на
К числу основных принципов
государственного
-
использование механизмов саморегулирования
рынка, создаваемых при помощи
государства и под его
-
распределение полномочий по
регулированию рынка между
Российской Федерацией и
- функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;
- приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;
- приоритет в развитии инфраструктурных организаций;
- максимальное снижение и разделение рисков;
- поддержка конкуренции на рынке;
- предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.
Формой выражения
Основные проблемы в этой области заключаются не в самом факте
регулирования, а в конкретных способах и формах, которыми оно должно осуществляться. Кроме того, учитывая, что наше государство само является крупным акционером, необходимо иметь механизм общественного (независимого) контроля и регулирования рынка ценных бумаг.
На сегодняшний момент имеется около 1000 законодательных и нормативных документов, регулирующих различные стороны деятельности его участников.
Однако существующие документы зачастую не дополняют, а противоречат и даже взаимоисключают друг друга. Именно поэтому одним из основных требований Указа Президента РФ №1008 от 1 июля 1996 года стало «обеспечение единства и непротиворечивости государственного регулирования рынка ценных бумаг через механизм обязательного согласования…»нормативных правовые актов исполнительной власти с ФКЦБ России.
На настоящий момент
В стратегическом плане указанные цели комплиментарные и должны реализоваться через единый комплекс мер, скоординировано осуществляет государственными органами и профессиональными участниками рынка.
Государство может осуществлять так называемое прямое управление РЦБ, которое состоит в разработке норм и правил и контроля за их выполнением.
Кроме этого государство
В настоящий момент
- внешнеэкономическая (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения и т. д.) и внешнеполитическая деятельность (развитие или свертывание политических контактов, отражающиеся на внешней торговле и экономических связях, военные действия и пр.).
- контроль за денежной массой в обращении и объемом предоставленных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;
- изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчислений;
- гарантии правительства (по депозитам, кредитам, займам частного сектора и др.);
Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время еще не сложилась. Регулированием РЦБ на государственном уровне занимаются:
Высшие органы государственной власти:
- Государственная дума (издает законы, регулирующие РЦБ);
- Президент (издает указы);
- Правительство (выпускает постановления, обычно в развитие указов президента).
Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:
-
Министерство финансов РФ (