Регулирование РЦБ

Автор: Яна Полищук, 03 Июня 2010 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Процесс реформирования экономики нашего государства не может считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер.
Количество участников рынка, как физических, так и юридических лиц, постоянно увеличивается. В связи с тем, что российский фондовый рынок характеризуется сложностью возникающих на этом рынке отношений, масштабностью, присущими финансовым рынкам рисками возникает необходимость государственного регулирования фондовых рынков.

Работа содержит 1 файл

Рпп.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     Процесс реформирования  экономики   нашего  государства  не  может  считаться завершенными без   создания  конкурентоспособного  финансового  сектора, способного  мобилизовать и предоставить  реформируемой экономике инвестиционные  ресурсы для ее развития. Стимулирование  производства  и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности  являются определяющими факторами становления  рыночной  экономики.  Принимая  во внимание  масштаб  задач,  которые   предстоит   решить   в   ближайшее десятилетие,  очевидно,  что  Россия  не  может  полагаться  только  на бюджетную систему и банковский сектор  для  обеспечения  финансирования реконструкции экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг  в  этой связи приобретает исключительно важный характер.

     Количество  участников рынка, как физических, так  и юридических лиц, постоянно  увеличивается. В связи с тем, что российский фондовый рынок характеризуется  сложностью возникающих на этом рынке  отношений, масштабностью, присущими  финансовым рынкам рисками возникает необходимость государственного регулирования фондовых рынков.

      Одним из условий успешного функционирования фондового рынка является эффективная система его регулирования, которая охватывает всех участников фондового рынка и обеспечивает осуществление ими своей деятельности в соответствии с установленными правилами.

    Создаваемая государством система регулирования  рынка ценных бумаг является главным  инструментом государственной политики на рынке ценных бумаг.

          Целью данной работы является  рассмотрения процесса развития рынка ценных бумаг и раскрытие особенностей государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

          Поэтому в своей работе мы  рассмотрим  динамику  развития  фондового рынка  и  структуру   регулирующих  органов  в  дореволюционной  России, практику деятельности на  рынке  ценных  бумаг  в  период  НЕПа,  этапы   становления  современного  рынка   ценных   бумаг   России.

      Предметом курсовой работы является выявление  проблем, присущих государственному регулированию РЦБ в России.

      Объектом  исследования является взаимоотношения  участников РЦБ в РФ с государством.

    Степень разработанности этой темы в правовой литературе.

      В российской юридической литературе  имеются исследования, посвященные  рассмотрению отдельных вопросов в области законодательства по ценным бумагам.

      В работах отечественных авторов  исследованы общие проблемы, связанные  с особенностями института ценных  бумаг, предпринимательской деятельности, функционирования рынка ценных  бумаг в целом. Данные вопросы рассматривались, в частности, в рамках монографических работ, курсов и учебных изданий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 1. История возникновения  и развития рынка  ценных бумаг в  России

    1. Рынок ценных бумаг в дореволюционной России
 

    Рынок ценных бумаг появился и развивался в  России  в  соответствии  с тенденцией экономического развития  страны.  Но  все же  разные  авторы  по вопросу времени возникновения имеют различные  точки  зрения,  размах этого момента – от 1769года  до  начала  90-х  годов  XIX  века.  Последняя  цифра относится к началу возникновения в России первых фондовых бирж.

      Первый период – с 1769  года  до  конца  50-х  годов  XIX  века.  Этап возникновения  и  становления  рынка ценных   бумаг   как преимущественно государственных ценных бумаг.

      Второй период продлился по 1897 год и совпал  с  завершением   денежной реформы (введением «золотой  валюты»). Важнейший этап  интенсивного  развития полноценного рынка  ценных бумаг.

      Третий этап завершился с началом   первой  мировой  войны  в  1913году, когда появились черты зрелого этапа развития рынка ценных бумаг.

      В  1769  году  в  России  появились  первые    фондовые   ценности   - государственные  ценные  бумаги,  они  выпускались  в  форме  облигационного внешнего займа России. Этот и несколько последующих выпусков  были  выпущены через преимущественно голландские банки и под их гарантией,  так  как  тогда еще не было связи российского и зарубежного  рынков  и  доверия  иностранных инвесторов к России. Для ведения всех дел по  внешним займам  тогда же  в России  был образован "Комитет,  уполномоченный  для проведения  денежных негоциаций в иностранных землях", который просуществовал  до  1810года.  Он состоял из канцлера или вице-канцлера, генерал-прокурора и  государственного казначея.

      Обязанности этого Комитета состояли  в следующем:

    1. ведение  переговоров  по  открытию  внешнего  займа  с  банкирами  с утверждением всех условий по займам;
    2. получение и распространение государственных облигаций;
    3. контроль за платежом, срокам по займам и процентами.

      Государственный Казначей распоряжался  заграничными  фондами  и   должен был заблаговременно переводить  суммы по платежам по внешним  займам.

      После смерти Екатерины II по  докладу государственного казначея  барона Васильева  18  января  1798  г.  Павлом  I  была  учреждена  особая  Контора придворных  банкиров  для  внешних  переводов  казенных  сумм,  платежей   и комиссий, осуществлявшихся правительственными  чиновниками  и  учреждениями. Ей были предоставлены функции о снабжении двора  всеми  необходимыми  вещами из-за границы, то  есть  ведение  иностранных  торговых  операций,  а  также осуществление всех платежей по  внешнему  государственному  долгу.  25  июня 1811 г. Контора придворных банкиров была упразднена.

      В это время основным источником  бюджетного  дефицита  являлся   выпуск бумажных денег, что  приводило  к  инфляции.  И  в  манифесте  от  2  февраля 1810года по предложению  М.М Сперанского  Правительство   объявило  о  выпуске внутреннего  госзайма для погашения бумажно-денежного долга. В  мае  того  же года был выпущен 6%-ный, семилетний заем на 100 млн. асс.  рублей  –  первый внутренний  заем  России.  Правда,  в   результате   дефицита   долгосрочных свободных капиталов  и  недоверия  имущих  слоев  населения к новой форме госкредита заем был реализован лишь на 3,2 млн. руб.

      После войны с Наполеоном на  Комиссию  погашения государственного долга (образована в 1810г.) была возложена задача  сокращения  текущего  долга. Ассигнации,  обращавшиеся  тогда  в  стране  в  огромном  количестве,   были признаны государственным долгом. С целью их погашения было  принято  решение о  продаже  части  государственного  имущества,   управление   за   доходом, полученным от продажи, осуществляла данная Комиссия. С этой  же  целью   был выпущен ряд облигационных займов.

      Первоначально комиссия являлась  самостоятельной,  но  в  1817  г.,  в соответствии с  Уставом   Комиссии,  она  была  присоединена  к  Министерству финансов. К  обязанностям Комиссии относились:

         - ведение счетов по всем операциям;

         -  предоставление  данных  для  сметы  системы   государственного

           кредита;

         -  составление отчетов Комиссии;

         -  ведение каждым отделом,  курировавшим  займы,  по  своей  части Государственной  долговой  книги  с  занесением  в   нее   вновь выпускаемых облигаций и  исключением  выкупленных  производством трансфертов;

         -  прием и проверка оплаченных  купонов;

         -  ведение счетов купонам по  каждому займу в отдельности;

         -  распределение  по  кассам   процентов   по   именным   билетам бескупонных бумаг соответствующих займов и проверка правильности выплаты процентов.

         По  своему  статусу  Государственная   Комиссия   погашения   долгов находилась на уровне  департамента  министерства  и  в  своих  отношениях  с другими   государственными   органами   руководствовалась    соответствующим порядком.

      На основании Устава 1817 г. Государственная  комиссия погашения  долгов  должна была вести Государственную долговую книгу. Эта книга  делилась  на  3 главные  части:  долги  по  внешним  займам,  внутренние  срочные  долги   и бессрочные долги.

      Государственная комиссия погашения  долгов,  кроме  того,  имела   право

выпускать собственные билеты, которые на основании Кредитного устава  могли отдаваться  в залог при получении ссуды.  Прием билетов в залог   по обязательствам с казною производился в соответствии с Положением о казенных подрядах и поставках.

      В 1896 г. министром финансов были утверждены «Правила ревизии оборотов Государственной   комиссии   погашения   долгов   чинами   Государственного Контроля». В соответствии с этими правилами наряду  с другими операциями, которые проводила Государственная комиссия  погашения долгов,  контролю подвергались прием, хранение  и  употребление  по  назначению  бланков  для процентных бумаг, тиражи погашения государственных займов, а  также  прием, проверка, хранение и уничтожение ценностей, изъятых из обращения  путем  их оплаты или замены другими ценностями.

      В этот период все выпускаемые  ценные бумаги носили  характер  бумажных денежных знаков, они  принимались  во  все  казенные  платежи  и  поэтому  не  решали проблемы инфляции.

      Проведенная в 1839-1841годах денежная  реформа не решила данную  задачу и только после отмены крепостного права Россия, поднявшись на новую ступень развития, смогла провести новую денежную реформу. В 1897году  была  введена «золотая валюта». Предел эмиссии кредитных билетов определился в размере 600млн. рублей, которая на 50% покрывалась золотом, на 50%  -  коммерческими векселями.

      В этот период  наблюдается   значительное  расширение  государственного  регулирования во всех областях  в сторону увеличения контроля.

      В  апреле  1817  г.  министр  финансов  граф   Гурьев   представил   в Государственный совет записку, в которой  обосновал  необходимость  создания высшего  наблюдательного  органа  под  названием   «Совета   государственных кредитных установлении» для  наблюдения  за  действиями  Комиссии  погашения государственных  долгов  и   Ассигнационного,   Заемного   и   Коммерческого государственных   банков.   Совет   предполагалось   составить    из    трех государственных чиновников: председателя Государственного  совета,  министра финансов  и  Государственного  контролера,  а  также  из  представителей  от дворянства и купечества, избираемых на три года,  по  шесть  от  каждого  из этих  сословий.   На   Совет   предлагалось   возложить   проверку   отчетов государственных кредитных учреждений с целью  надзора  за правильностью  их действий в соответствии с их уставами и правилами.

      В декабре 1866 г. на основании  докладной записки министра финансов  из

отделения Государственного банка по заграничным  операциям  было  образовано для осуществления  тех  же  операций  иностранное  отделение  при  Особенной канцелярии по  кредитной  части.  Обязанности  этого  отделения  состояли  в проведении заграничных операций, таких, как:

    1. выдача переводных векселей, аккредитивов;
    2. производство заграничных платежей по поручению разных казенных учреждений, а также управляющих делами императорской семьи;
    3. покупка заграничных тратт для покрытия таковых выдач и платежей;
    4. покупка за границей иностранной валюты для  пополнения  денежных запасов Государственного казначейства, а также продажа и покупка валюты с целью поддержания определенного курса рубля;
    5. покупка и продажа фондов по распоряжению министра финансов и  по поручению различных ведомств.

Информация о работе Регулирование РЦБ