Развитие венчурского предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является обоснование концептуальной стратегии и комплексных механизмов развития венчурного предпринимательства на основе развития новых рыночных форм организации инновационно-венчурных систем в условиях расширения инновационных факторов социально-экономического развития.
Задачи работы:
- исследовать современные основы развития венчурного предпринимательства и определить его роль при переходе на инновационный путь развития российской экономики;
- проанализировать современное состояние и тенденции развития венчурного предпринимательства в Казахстане и исследовать факторы активизации венчурной деятельности с учетом накопленного инновационного потенциала мирового опыта;
- изучить механизм создания венчурных фирм, плюсы и минусы венчурного предпринимательства;

Содержание

Введение
1. Рисковый бизнес с высокой степенью отдачи
1.1 Основные участники рынка венчурной индустрии
1.2 Основные проблемы венчурной индустрии
2. Инвестиционная политика венчурных фондов
2.1 Основные направления венчурных инвестиций
2.2 Риски
2.3 Выводы по венчурному инвестированию
3. Перспективы развития венчурной индустрии
3.1 Государственные институты развития
3.2 Меры по поддержке
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

жанар курсовой.docx

— 56.79 Кб (Скачать)

Наконец, в качестве третьей  необходимой составляющей успешного  развития национальной инновационной  системы институты развития видят  создание современной инфраструктуры - научных центров, технопарков. По мнению представителей научных кругов, многие проблемы в реализации в принципе грамотно разработанной стратегии  связаны с тем, что за сопутствующими структурами зачастую не видно самих  инноваторов. Между тем задача по формированию интеллектуальной нации предполагает инвестирование как в создание инфраструктурных основ, так и в человеческий капитал, но на практике выдерживать такой расклад удается не всегда.

Такие примеры свидетельствуют  о росте интереса к венчурной  индустрии и о том, что у  венчурных фондов появляется достаточное  количество средств для финансирования проектов.

3.1 Государственные  институты развития

Одной из важных задач развития венчурного предпринимательства это  реализация целевых инвестиционных и научно-технических программ, регулирование  инвестиционной и стимулирование инновационной  активности, что потребует пересмотра и определенной перестройки действующей  системы государственного управления индустриально-инновационным развитием.

Для достижения поставленных целей, необходимо создание новых и  укрепление существующих государственных  институтов развития, а именно: Казахстанского инвестиционного фонда, Банка Развития Казахстана, Инновационного фонда, Корпорации по страхованию экспорта.

В целом институты развития должны сформировать единую систему, устойчивое функционирование которой будет  основано на принципах децентрализации, специализации, конкуренции и транспарентности.

Принцип децентрализации означает наличие множественности источников поддержки, включая финансовую, инициатив частного сектора. На практике это означает, что государство не будет сосредоточивать финансовые и информационные ресурсы только в одном институте развития. Это даст возможность:избежать потенциальных системных ошибок при принятии решений; заложить основы для конкуренции и, как следствие, более открытой политики при оказании поддержки; осуществлять более углубленный анализ инициатив частного сектора. Например, если перспективный проект не найдет поддержки в одном из институтов развития, то остается шанс получить ее в другом.

Принцип специализации означает специализацию институтов развития на определенных операциях и/или видах деятельности. Например, Банк Развития Казахстана специализируется на финансировании проектов посредством банковского кредитования; Казахстанский инвестиционный фонд - посредством долевого (неконтрольного) участия в уставном капитале; Инновационный фонд - через гранты, в том числе ученым и научным учреждениям, и долевое участие в капитале. Принцип специализации не означает, что институты развития занимаются только операциями и видами деятельности в рамках специализации. Они могут осуществлять и другие операции (виды деятельности), которые не являются для них основными. Для этого будут установлены лимиты осуществления неосновных операций и видов деятельности.

Принцип конкуренции означает осуществление деятельности институтов развития на конкурентной основе. Такая необходимость связана с тем, что большинство институтов призваны имитировать рыночные институты, которые на данном этапе развития отсутствуют. Учитывая, что имитируемая природа институтов является рыночной, необходимо изначально строить их деятельность на рыночной, т.е. конкурентной, основе. Принцип конкуренции даст возможность оценивать результаты деятельности того или иного института.

Принцип транспарентности означает создание прозрачной системы корпоративного управления государственных институтов развития, обеспечивающей подотчетность и ответственность менеджеров, надлежащий контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов. Государством должна быть обеспечена защита от какого-либо давления на деятельность институтов развития в целях надлежащей реализации поставленных перед ними задач. Для соблюдения этого принципа будет активно использоваться институт независимых директоров (с привлечением высокопрофессиональных зарубежных менеджеров с безупречной деловой репутацией), а также другие современные инструменты корпоративного управления.

3.2 Меры по поддержке

Государство предпримет ряд  мер по формированию системы инновационных  предприятий и активизации их деятельности.

Одной из основных причин низкой эффективности инновационных предприятий  является отсутствие в Казахстане института  профессиональных инновационных менеджеров-специалистов, профессионально владеющих деловыми принципами коммерциализации технологий, теорией и практикой правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, умеющих управлять  инновационными и высокотехнологичными проектами.

В связи с этим, важными  направлениями развития инновационного предпринимательства на ближайшую  перспективу станет создание системы  подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства, включающей в себя как вузовское, так и послевузовское обучение, в  том числе и за рубежом, а также, кратковременные курсы, семинары, круглые  столы для повышения квалификации уже действующих менеджеров с  участием государства в финансировании таких программ.

В рамках реализации Программы  Министерством образования и  науки, Министерством индустрии  и торговли и НИФ совместно  с ведущими зарубежными бизнес-школами и ведущими казахстанскими ВУЗами будет разработана учебная программа по подготовке управленческих кадров по специальности "Инновационный менеджмент".

Для подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства будут предусмотрены  финансовые ресурсы из республиканского бюджета в рамках Государственной  программы развития образования  в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2004 года N 1438.

Также будут открыты учебные  центры при технопарках, целью деятельности которых станет проведение кратко- и среднесрочных программ по теории и практики менеджмента инноваций  для инновационных предпринимателей, сотрудников инфраструктурных организаций, менеджеров промышленных предприятий.

Усилия государства по стимулированию инновационного предпринимательства  также будут сосредоточены на следующих направлениях:

дальнейшее совершенствование  налоговой системы с целью  создания выгодных условий для ведения  инновационной деятельности всеми  субъектами независимо от форм собственности  и видов финансирования;

разработка кластерных стратегий, направленных на создание специализированных сетей знаний и их коммерциализацию - территориальных зон развития новых  технологий;

развитие систем информационного  обмена и доступа к сведениям, регламентам, базам данных и т.д., необходимым в инновационной  деятельности;

содействие развитию рынка  деловых и информационных услуг  для инновационной деятельности - финансовый и правовой консалтинг, патентная защита и др.;

приглашение зарубежных специалистов в области развития приоритетных направлений инновационной деятельности;

пропаганда инноваций, как  одного из эффективных видов предпринимательства;

стимулирование создания совместных инновационных предприятий  с зарубежными инвесторами;

совершенствование законодательства в сфере регулирования монополий  и обеспечения добросовестной конкуренции;

упрощение процедуры патентования изобретений;

содействие созданию бизнес-ассоциаций, содействующих в упрощении диалога между государством и частным бизнесом;

повышение эффективности  использования государственной  собственности в целях активизации  инновационной деятельности путем  передачи неиспользуемых производственных площадей и ресурсов под создание элементов инновационной инфраструктуры;

создание инфраструктуры для перераспределения оборудования (информационные и лизинговые агентства, торговые предприятия по продаже  подержанного оборудования и т.д.);

создание систем стандартизации продукции и сертификации технологических  процессов, товаров и услуг;

разработка эффективного порядка передачи технологий из государственного сектора в негосударственный;

создание механизма страхования  инновационных рисков;

развитие управленческой и предпринимательской культуры;

принятие мер по совершенствованию  законодательства в части защиты прав интеллектуальной собственности.

 

Заключение

В заключении работы следует отметить, что современные венчурные предприятия представляют собой гибкие и мобильные структуры и характеризуются чрезвычайно высокой и целенаправленной активностью, которая объясняется прямой личной заинтересованностью работников фирмы и партнеров по венчурному бизнесу в скорейшей успешной коммерческой реализации разрабатываемой идеи, технологии, объекта, изобретения, причем с минимальными затратами. В темпах доведения разработки до коммерческой реализации с ним не могут конкурировать ни крупные, ни тем более средние и мелкие промышленные фирмы. Характерные примеры - создание небольшими венчурными предприятиями разработки в области металлургии и в автомобилестроении, не признанные фирмами - гигантами. Именно мелкие венчурные фирмы дали путевку в жизнь таким изобретениям, как электрография, вакуумные лампы, шариковая ручка, пенициллин, реактивный двигатель цветная фотобумага, ферритовая печать. Статистика утверждает, что «родителями» более 60% крупных нововведений ХХ века явились венчурные фирмы.

Итак, венчурные фирмы - серьезный  источник нововведений. Для их создания необходимо наличие четырех составляющих: коммерческой идеи (суть будущего нововведения); общественной потребности в данном нововведении (продукте, технологии, объекте, услуги); предпринимателя, готового на основе ожидаемого нововведения создать  венчурную фирму; «рискового капитала»  для финансирования деятельности венчурной  фирмы.

Следует подчеркнуть основную особенность механизма венчурного инвестирования: рисковые предприятия  не должны возвращать инвестированные  в них средства. Венчурное инвестирование осуществляется в расчете не на процент  и не на регулярные доходы на инвестированный  капитал, а на развитие самих рисковых предприятий, их нововведений и доход  от массового выпуска продукции, а также акций успешных венчур и размещение их среди публики. В этом состоит важнейшее отличие венчурного инвестирования от обычного банковского кредитования.

До сих пор остается нерешенным целый комплекс проблем, с которыми сталкиваются как малые  компании (недостаток менеджмента, способного подготовить компанию к получению  прямых инвестиций, неравенство доступа  компаний к источникам венчурных  инвестиций в регионах и крупных  центрах, недооценка привлекательности  венчурного капитала как источника инвестиций), так и фонды (отсутствие адекватной оценки перспективности инвестиций в российскую инновационную сферу, недостаток объектов для инвестиций, нехватка менеджеров, понимающих специфику осуществления инвестиций в высокотехнологический бизнес). Одним из важнейших условий развития национальной венчурной индустрии является наличие достаточного количества инновационных компаний, ориентированных на привлечение инвестиций, в том числе и венчурных. Для активизации привлечения венчурных инвестиций в инновационные компании, расположенные в регионах Казахстана, и обеспечения для них равных условий доступа к источникам венчурного капитала необходима соответствующая инфраструктура поддержки, элементами которой является - Национальный инновационный фонд.

Венчурная индустрия имеет все  основания стать действенным  элементом, стимулирующим быстрый  прогресс инновационного сектора экономики.

 

Список  литературы

1) Аммосов Ю.П. Венчурный капитализм: от истоков до современности. - СПб.: Феникс, 2005. - 372 стр.

2) Кэтрин Кемпбелл. Венчурный бизнес: новые подходы. - Альпина Бизнес Букс, 2004 г

3) Венчурное финансирование: теория  и практика /Под редакцией: доктора  технических наук Н.М. Фонштейн, кандидата юридических наук A.M. Балабана. Сост. докт. техн. наук Н.М. Фонштейн М.: АНХ, 1998

4) Венчурное финансирование инновационных  проектов. Общая редакция и составление:  кандидат юридических наук A.M. Балабан  кандидат педагогических наук  МЛ. Балабан. Научное редактирование: профессор В.А. Воронцов. - М.:АНХ, 1999. -247с.

5) В.Т. Смирнов, В.Ф. Бондарев, В.И.  Романчин. Основы экономической теории. Учебное пособие. - Орёл, 2002. - 417 с.

6) Л.Н. Оголоева, Т.Н. Сахаровская. Экономическая сущность венчурного инновационного предпринимательства и тенденции его развития. //Экономический анализ: теория и практика. 5/9/2005. - №15. - с.12-18

7) М.В. Шеховцев. Венчурные фонды, крупные корпорации и малые инновационные предприятия. //ЭКО. -2006. -№2. - с.58-75

8) Е.С. Самылина. Венчурные фонды  и инновационная деятельность. //Закон. -2006. -№3. - с.42-48.

9) Г.Н. Токаренко. Риск и возрождение. //Маркетинг. -1994. - №4 - с.95-105.

10) И.В. Шевченко. Инновационная экономика. //Финансы и кредит. -2005. -№14. -с.7-16

11) С.М. Бухонова. Методика оценки инновационной активности организаций. //Экономический анализ: теория и практика. -2005. -№1. - с.2-8.

www.avc.kz

www.investkz.com

www.zakon.kz

www.profit.kz

www.bnews.kz


Информация о работе Развитие венчурского предпринимательства