Проблемы становления и развития предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Россия в конце ХХ века совершила новый поворот и перешла на иные социально-экономические и политические отношения. Особенностью их стало введение рынка по большей части основанного на малом и среднем бизнесе. Известный закон о кооперации, при всем его несовершенстве, оказался вполне дееспособным, открывшим новый путь в экономическом развитии страны. Буквально с первых дней действия данного закона, в стране стали образовываться малые предприятия или кооперативы и за короткий промежуток времени их насчитывалось уже тысячи.

Содержание

Введение
Сущность предпринимательства
Проблемы малого предпринимательства
Проблемы предпринимательства
Место предпринимательства в современном обществе
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 51.25 Кб (Скачать)

     Таким образом рыночная хозяйственная  система ставит человека, как предпринимателя так и работника, в положение когда он несет полную ответственность за свои действия за свое благосостояние, что связано с неизбежной долей риска и высокой ответственностью. Так формируется хозяйственный порядок, действующий с наивысшей эффективностью и по мере увеличения общественного «пирога» предлагающий достойный стандарт жизни своим гражданам.

     В противоположность этому «принудительно направляемое» хозяйство основывается на всеобъемлющем государственном  планировании производства и потребления, принуждения всех и каждого в  отдельности. Подобный порядок исключает  из экономической жизни свободную  конкуренцию, лишает человека возможности  проявить свои способности и предприимчивость, неизбежно ведет к бесхозяйственности и застою. Понятие справедливости в такой системе вырождается  в жесткое перераспределение  общественного «пирога» и его  уравнительное распределение по минимальным стандартам жизни, ибо  распределить можно лишь то, что  создано. Интересы людей в этом случае сводятся не к приросту общественного  «пирога», а к спорам о распределении  явно недостаточного «пирога», когда  выгода одних должна быть компенсирована невыгодой других. Такую систему  немецкий экономист Людвиг Эрхард назвал «смирительной рубашкой» для  экономики.

     И, действительно, наша модель «принудительно направляемого» хозяйства привела  к тому, что десятилетиями искоренялось предпринимательство, а место предпринимателей занимали чиновники. Страна не использовала важнейший ресурс - человеческий потенциал - предпринимательскую способность.

     Теперь  и наше общество, как и во всем мире, пришло к пониманию роли предпринимательства  в здоровой экономике. Предпринимательство  перешло не только в ранг законной деятельности, но и получает поддержку  государства. В общественном сознании формируется понимание предпринимательства  как главного фактора развития экономики.

     В странах с высоким предпринимательским  потенциалом (таких как США, ФРГ  и др.) важную роль обычно играет малый  и средний бизнес являющийся питательной  средой предпринимательства, своего рода «кузницей» предпринимательских кадров. В США, например, 40% ВНП создается  на предприятиях малого и среднего бизнеса. Государство оказывает  предпринимательству широкую поддержку. В стране, наряду с поддерживающим предпринимательство федеральным  органом - Администрацией малого бизнеса, при органах исполнительной власти на местах действуют 19 тыс. региональных комиссий по экономическому развитию, призванных способствовать развитию бизнеса  в конкретном регионе, росту производство перспективных товаров и услуг, имеющих спрос в данной местности.

     Оценим  теперь предпринимательский потенциал  России. Характер предпринимательского потенциала нашей страны обусловлен переходным состоянием российской экономики. С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия  на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались исключительно  негативно. С конца 80-х гг. в стране образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников. С  другой стороны, многие рыночные структуры  делают лишь первые шаги, например рынок  ценных бумаг (фондовый рынок). Остается весьма заметной доля государства как  в национальном богатстве, так и  в собственности акционированных  и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что  в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике. При  этом, одной из характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит и государственного предпринимательства.

     Довольно  пестрым является и состав формирующегося российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в основном в мелкорозничной и «челночной» торговле, не требующей  значительного первоначального  капитала, в посреднических услугах), и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы, (например, в области управления, программного обеспечения). Расширяется  малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания. К сожалению, немалая часть нового предпринимательства вышла из прежнего «теневого» бизнеса и находится  под прямым контролем криминальных структур. Криминальные структуры втягивают  в свою орбиту и вполне «чистый» бизнес, облагая его всевозможными  поборами. Рэкет стал почти неотъемлемой частью российского предпринимательства.

     Таким образом, исходные рубежи для формирования российского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для выращивания не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, наряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система образования, способная  дать нынешним и будущим российским предпринимателям не только современные  управленческие знания, но и привить  определенную систему моральных  ценностей, выработать новую предпринимательскую  этику, широко распространенную в развитых странах.

 

      Заключение 

     Итак, предпринимательство является стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности  и конкуренции. Предприниматель-собственник, центральная фигура в гражданском  и торговом обороте. Предприниматель  не только организует производство товаров, но и сам принимает непосредственное участие в этом процессе; далее  он организует все движение товарных масс и доводит их через посредство рынка до конечного потребителя, связывая, таким образом, экономическую  жизнь общества в единое целое.

     Предпринимательство у каждого может проявляться  по-своему, но в процессе исследования темы курсовой работы выявились следующие  основные факторы предпринимательства:

  • деятельность в условиях повышенного риска;
  • быстрая смена направлений деятельности;
  • при необходимости быстрая смена места осуществления деятельности;
  • инвестирование в новые не выпускавшиеся ранее виды товаров.

     Наличие в любом обществе условий для  предпринимательства, существование  в таком обществе предпринимательского корпуса — это не только дань моде. Это и показатель уровня экономической  свободы граждан, и отражение  понимания прогрессивного характера  предпринимательства со стороны  представителей властных структур, определяющих, разрабатывающих и реализующих  экономическую политику, в том  числе и в отношении предпринимательства.

     В настоящее время многое говорится  о возрождении российского предпринимательства. Однако, если быть точными, то, что сегодня  происходит в социально-экономической  жизни России, есть попытка вторичного возрождения предпринимательства  в нашей стране. Первая попытка (после  октября 1917 г.) была предпринята в  процессе реализации так называемой новой экономической политики (НЭП), единственной — как представлялось в то время — формы вывода России из экономического и социального кризиса.

     Предприятия малого бизнеса играют решающую роль в таких сферах экономики как  бытовое обслуживание населения, консультационные услугу, технические услуги, включая  ремонт и техническое обслуживание машин, торгово-закупочные операции, посредническая деятельность.

     Каждый  предприниматель должен найти себя в хозяйственном пространстве-времени, найти свою хозяйственную нишу. Другими  словами предпринимателю нужно  обладать информацией об «общем климате  предпринимательства»: условия и  возможности вложения денег в  различных отраслях или регионах, государственная поддержка предпринимательства, состояние рынка (спрос и предложение), мера насыщения отраслей или регионов предпринимательской инициативой  и деятельностью. Все это «внешние»  условия предпринимательской деятельности, они как бы заранее заданные, и  самими предпринимателями не определяются. Делая свой выбор в этих условиях, предприниматель находит приемлемую среду обитания.  

 

Список использованной литературы 

  1. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности  и культуры. -М., 1999
  2. Анисимова Т. Буев В. и др. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей: Вопросы экономики, 2000, №11
  3. Бусыгин А. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для ВУЗов.: Инфра - М., 1998
  4. Голубев Ю.Н. и др. Предпринимательство: истоки, проблемы, перспективы. – М., 1997
  5. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности. Экономика предприятия. - М., 1996
  6. Основы предпринимательской деятельности: экономическая теория: Учебное пособие. Под ред. В.М.Власовой. – М., 2002
  7. Экономика предприятия: Учебник. Под ред. Проф. Н.А.Сафронова.: Юристь – М., 2005
  8. Новиков В., Шереги Ф. "Малое предпринимательство и банки: пути расходятся?"// Российский экономический журнал, 1999, № 9-10.
  9. Галиев А. "Тест на адекватность"// Эксперт, № 1-2, 15 января 2001г.
  10. Бухвальд Е., Виленский А. "Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса"// Вопросы экономики, 1999, № 12.
  11. Новиков В., Шереги Ф. "Малое предпринимательство и банки: пути расходятся?"// Российский экономический журнал, 1999, № 9-10.
  12. Василий Аузан "Спусковой крючок"// Эксперт, 2001, № 3.

Информация о работе Проблемы становления и развития предпринимательства в России